Проект "Путешествие в страну 7я"

Разделы: История и обществознание


Изучая предков, узнаем самих себя,
без знания истории мы должны признать себя случайными,
не знающими, как и зачем пришли в мир,
как и для чего живем, как и к чему должны стремиться.

В.О.Ключевский

Цель проекта: формирование знаний об истории и вспомогательных исторических дисциплинах через историю своей семьи.

Задачи проекта:

Образовательные – получить знания о своей семье, используя вещественные, письменные, устные источники.

Воспитательные – сформировать интерес к изучению истории своей семьи, являющейся частицей истории страны.

Организационно-педагогические – активизировать интерес к изучению истории через интерес к исследованию своей семьи.

Возраст участников проекта. Проект рассчитан на обучающихся 5-х классов, начинающих изучать историю.

Проект реализуется во время проведения вводных уроков в 5-м классе.

Описание проекта.

Проект “Путешествие в Страну 7Я” выполняется в течение нескольких недель или на протяжении всего учебного года. Перед выполнением проекта каждому обучающемуся вручается буклет “Приглашение музы Клио к путешествию” (приложение 1 или рисунок 1, рисунок 2). Это этап – погружение в проект, побуждает интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле и определяется поиск способов решения проблемы. Материалы по истории семьи обучающиеся собирают и представляют на вводных уроках по истории древнего мира, постепенно раскрывая полученные вопросы.

Второй этап – организация деятельности обучающихся по выполнению проекта. Планирование работы над проектом выбирается самостоятельно.

Третий этап – осуществление деятельности. Обучающийся стает “маленьким исследователем”. В ходе выполнения проекта используются различные элементы активных форм обучения. Форма первая – формализованные знания. Это базовый уровень. Обучающихся имеют информацию в привычных терминах и понятиях. Вторая форма – специальные знания. Это такая информация, которая требует от обучающихся умения анализировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы. Третья форма – перспективные знания. Такая информация, которая заставляет детей формировать прогноз на будущее.

Четвертый этап – презентация результата. Презентация каждого вопроса проекта проходит по разделам маршрутного листа путешествия на уроках. Красиво оформленные и обобщенные материалы “Летопись семьи”, собранная обучающимися, хранится в семейном архиве (в бумажном или электронном варианте, по желанию семьи). По завершению проекта проводится праздник Семьи в классе.

Дорогие ребята! Вы стоите в начале большого путешествия, которое раскроет тайны вашей семьи и приведет вас в мир исторических знаний. Как и ко всякому путешествию нужно подготовиться.

Поможет в путешествии по Стране 7Я древнегреческая муза Клио – муза истории.

Каждый человек совершает в своей жизни какое-либо путешествие – в мир природы, по улицам старинного города, по другим странам, а мы совершим путешествие в историю своей семьи.

И от этого его представления о мире становятся ярче и интереснее.

Клио. Я приглашаю Вас отправиться в путешествие по невидимому миру – в Прошлое своей семьи, оно увлекательно, но скрыто от ваших глаз Временем. Вы, как настоящие ученые, будете исследовать вещественные, письменные, устные источники и воссоздавать страницы истории своей семьи.

Далеко не каждый человек может похвастать знанием своих корней – тех поколений предков, которым он обязан своим происхождением. Во время путешествия мы начнем писать Летопись своего рода. Все, о чем рассказывает История семьи, уже когда-то было и может уйти от нас безвозвратно! Нужно постараться сохранить как можно больше сведений о своей семье, чтобы вас не называли “Иванами не помнящими родства”. Узнать об истории семьи и сохранить семейные тайны для потомков – цель нашего путешествия.

Чтобы было легче ориентироваться в Стране 7Я, вы получите карту путешествия (приложение 2).

Наш маршрут:

1. Мы отправимся в область Ономастики и узнаем об истории своего имени, отчества и фамилии. Задумаемся о том, какое значение имеет имя в жизни человека, вырастим цветик – именоцветик (прислушаемся, как звучит наше имя). Запишите свои имена на лепестках ромашки – цветка, являющегося символом семьи.

Подумаем, может ли фамилия определить занятия, место проживания, физиологические особенности предков.

Дополнительное задание: подготовить сообщение об истории возникновение фамилий учеников класса.

2. Вершиной нашего путешествия будет создание Генеалогического древа. Оно своими корнями уходит далеко в прошлое, а ветви его устремляются ввысь. Узнаем, кто положил начало роду, где жили ваши предки, в честь кого вас назвали и как переплелись судьбы ваших родственников с историей нашей огромной страны.

Родословное древо можно построить по нисходящей и восходящей линии, в виде дерева или таблицы.

Наши родословные

О.Поскребышев

И не бароны словно б мы,
Не выводки графинь,
Но древа родословные
Не хуже мы храним.

В стране ржаной да песенной
У нас из рода в род,
Как титулы профессии
Передавал народ.

В дни ясные, в ненастье ли,
Открыв ветрам лицо,
Стоят в веках династии
Ткачей и кузнецов.

А там – все, кто ворочает
На поле каждый год
А там, как знать рабочая, –
Шахтерский гордый род.

Могучими кореньями,
Уйдя в пласты веков,
Стоят деревья древние
Российских мужиков;

Стоят, ветвями новыми
Поднявшись до небес,
Деревья родословные –
Неистребимый лес.

(О.Поскребышев. Круг жизни над полями. Ижевск, Удмуртия, 2000, с.37)

Подробные сведения о родственнике собираем по опроснику:

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Число, год, месяц рождения.
  3. Место рождения.
  4. Где и когда учился, какую профессию приобрёл.
  5. Род и место занятий.
  6. Основные вехи жизненного пути.
  7. Кто были родители.
  8. Черты характера и увлечения.
  9. Семейные легенды.

Приложить фотографии, документы, письма.

3. Двигаясь по реке времени, мы создадим Ленту семейной памяти и посмотрим, кто из ребят класса имеет самую длинную линию времени. На ленте времени отметим самые важные события, произошедшие в жизни своей семьи.

4. Заглянем в семейный альбом и научимся узнавать историю по вещественным источникам. Еще раз вглядимся в знакомые лица родственников, найдем черты сходства. Читая документы из семейного архива, научимся разбираться в письменных исторических источниках. Слушая воспоминания бабушек и дедушек, услышите “живые голоса истории” – устные источники.

Мы воссоздадим историю своих родственников , а значит познакомимся с историей нашей страны через призму своей семьи.

5. Посетим бурлящий гейзер семейных традиций и коснемся науки этнографии. Каждое поколение вносит свою лепту в сохранение и развитие традиций. Может быть, и вы станете создателями какой-нибудь семейной традиции.

6. Подземная кладовая откроет тайны бережно передаваемых из поколения в поколение семейных реликвий. Награды в доме расскажут о героических фронтовых и трудовых страницах истории рода.

7. Искупавшись в водах глубоководного озера, попробуем создать герб семьи, написать краткий девиз, а может быть сочинить гимн семьи. Наука геральдика поможет найти то главное, что объединяет несколько поколений родственников. Девиз семьи помогут сформулировать мудрые пословицы, обратитесь за помощью к родителям, они заинтересованы, чтобы девиз был верным!

8. А завершим проект большим семейным праздником. Надеемся, что вам получите интересные сведения о своей семье, ее истории, научитесь самостоятельно проводить исследовательскую работу.

Узнавать историю своей семьи не менее интересно, чем знать историю русских царей или египетских фараонов. Летопись семьи вы создаете не только для себя, но и для будущих поколений. Историю своего рода можно собрать, если вам удастся привлечь к этому увлекательному занятию как можно больше родственников. Не огорчайтесь, если найдете ответы не на все вопросы, ваши потомки будут благодарны за любые сведения о людях, с которыми они связаны родственными узами. Когда вы вырастите, и у вас появятся дети, а у детей свои дети, то они будут продолжать начатую вами летопись.

История семьи – это нить, связывающая одно поколение с другим. Если новое поколение сумеет сохранить всё лучшее, что сделано предыдущим, значит эта нить прочная и не оборвется.

Итак, мы отправляемся в путешествие в Страну 7Я. Надеемся, что это путешествие принесет много ярких впечатлений. Будьте уверены, путешественники, что это путешествие будет захватывающим и увлекательным не только для вас, но и для ваших родственников. Доброго вам пути!

Разработка данного проекта – путь к самореализации личности, осознание своего вклада в историю семьи.

В процессе творческой работы обучающиеся получают удовлетворение от результатов своего творчества, при этом укрепляется чувство гордости за свою семью, чувство патриотизма.