Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Одним из направлений духовно-нравственное развития, воспитания младших школьников в перспективе достижения национального воспитательного идеала является воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценностными основами этого направления являются нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Начальный этап нравственного образования в школе строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.

Для каждого класса начальной образовательной ступени разработано свое содержание программы, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности детей. Данная программа предполагает в процессе реализации обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения.

Обучающиеся 1 класса совместно с педагогом и родителями приступают к созданию альбома “Мир внутри и вокруг меня”. Совместное творчество будет способствовать установлению доверительных отношений между педагогом, детьми и родителями, взаимному духовному обогащению. Круг обсуждаемых вопросов в процессе создания альбома “Мир внутри и вокруг меня” разнообразен. Данный материал позволит сформировать представления ребёнка о самом себе и о людях, которые его окружают. Одним из новообразований, формирующихся у младшего школьника, является рефлексия, которая развивается за счёт оценки другого и самооценки. Новое осознание себя, своего места в мире происходит в связи с приобретением статуса школьника, с появлением в жизни ребёнка новых значимых людей. В младшем школьном возрасте ребёнок начинает активно интересоваться историей предков и эту возрастную закономерность психологического развития надо поддерживать и удовлетворять возникшую любознательность. Кроме того учащиеся на занятиях знаконятся со своей улицей, своей школой, микрорайоном. Дети учатся находить сходство и различие домашних и диких животных, изучают грибы, лекарственные и ядовитые растения, закрепляют знания о живой и неживой природе, народных приметах.

Во 2 классе круг обсуждаемых тем связан с анализом опыта распознавания и, переживания и управления чувствами. Содержанием бесед является материал, достаточно близкий детям, связанный с раскрытием такого психического явления, как чувства человека. Возраст 6-11 лет является сензитивным в эмоциональном развитии человека. Дети не только расширяют свои представления о переживаниях, но овладевают набором практических умений, которые позволят им совершать поступки, соответствующие общепринятым нравственным нормам, что будет способствовать формированию определённых социально приемлемых свойств личности.

В 3 классе обучающиеся обсуждают проблемы развития качеств личности. Содержание этих занятий гораздо сложнее, так как затрагивает не только эмоциональную сферу, но и формирование личности младшего школьника. В процессе педагогического взаимодействия обсуждаются положительные и отрицательные качества личности, с проявлениями которых ребёнку приходится сталкиваться в ходе развития. Эти занятия, направлены на создание позитивного настроя и правильной оценки тех положительный личностных особенностей, которыми хочет обладать большинство детей. Ситуации из художественных произведений и обращение к собственному опыту ребёнка позволят обратить внимание детей на существующие проблемы, сформировать представление о плохих и хороших поступках, научиться понимать различия между ними.

В 4 классе на примере произведений искусства, музыки и литературы, у младших школьников развивается готовность к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом). Происходит становление положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей “ученика”, “члена коллектива” (семейного, школьного и др.); воспитывается способность к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Занятия включают в себя беседы, сказки, игры, видеофильмы и творческие задания на развитие общечеловеческих качеств, осознанием предназначения Человека, основ его жизни, через развитие творческого потенциала детей, элементы арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии.

Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах (по 1 часу в неделю), но возможно увеличение количества часов по этим же разделам программы.

Цель: формирование личности младшего школьника, способной к духовному развитию.

В процессе деятельности по воспитанию личности младшего школьника решаются следующие задачи:

- формирование доступных младшему школьнику знаний о духовных ценностях, представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях, особенностях труда, народных традициях, фольклора, искусства);

- осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;

- развитие толерантных чувств, уважительного отношения к другой национальности, вере, религии;

- воспитание таких психологических качеств как умение вставать на место другого человека, объективно оценивать своё и чужое поведение, признавать право другого на мнение, поведение, оценку;

- развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом)

- развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей “ученика”, “члена коллектива” (семейного, школьного и др.);

- воспитание способности к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Ожидаемые результаты:

1. Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Увеличение объёма знаний, расширение кругозора в области истории и культуры народов России, нравственности и этики:

- использование полученной информации в повседневной жизни,

- высказывание суждений об общечеловеческих ценностях и осознанное понимание необходимости им следовать;

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3. Изменения мотивационной и рефлексивной сферы личности:

- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;

- формирование самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность “видеть” свои недостатки и желание их исправить.

1-й класс

Тематический план

Разделы программы Всего часов теория практика
1 Мир внутри меня      
1. Кто Я? 6 3 3
2. Мой внутренний мир 2 1 1
3. Мир моих интересов и увлечений 3 1 2
4. Какой Я? Качества моей личности 4 2 2
5. Письмо к незнакомому другу 1   1
6. Кем я хочу стать когда вырасту? 2 1 1
2. Мир вокруг меня      
1. Дальние миры 2 1 1
2. Картина мира 2 1 1
3. Откуда Я? 2 1 1
4. Люди, которые меня окружают 5 2 3
5. Мои друзья 2 1 1
6. Для чего Я? 2 1 1
Всего   33    

Содержание программы

Мир внутри меня. Кто Я? Как тебя зовут? Мой внешний вид. Мой автопортрет. Что означает мое имя? Мне нравится, когда меня называют…. Мой день рождения. Кто из великих (знаменитых) людей родился в этот день. Расскажи об этом человеке. Мой знак зодиака, что он означает. Моё дерево, мой камень.

Кто из детей носит такое же имя? Кто из одноклассников родился в этом же месяце? У кого такой же знак зодиака?

Мой внутренний мир. Что меня больше всего волнует в жизни? Что меня радует? Что меня огорчает? Чего я боюсь?

Мир моих интересов и увлечений: больше всего я люблю…,я люблю собирать, я люблю помогать, мои любимые фильмы, мультфильмы, детские журналы, я люблю общаться с …, я люблю заниматься спортом…, животные, которые у меня есть. Мои любимые книги, герои книг, на которых я хочу быть похожим. Кто из ребят по своим интересам и увлечениям больше всего похож на меня?

Какой Я? Мои хорошие и добрые черты, Черты, которые мне в себе не нравятся. Три желания, исполнения которых попрошу у золотой рыбки.

Кем я стану, когда вырасту? Интерес к профессиям.

Мир вокруг меня. Планета, на которой я живу. Что я знаю о планетах солнечной системы?

Картина мира. Как я себе представляю картину мира? Что можно сделать, чтобы сохранить свою планету?

Город, в котором я живу. Какие еще города знаю? Мой домашний адрес, для чего его надо знать? Письмо незнакомцу о себе.

Вид из моего окна. Что нравится, что бы я изменил?

Люди, которые меня окружают. Моя семья (мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сёстры), их профессии, занятия. Наши общие занятия. Мне нравится в моей семье…

Что такое фамилия, отчество (откуда они). Что значит быть братом, сестрой.

Моя родословная. Реликвии в моей семье. Подарки моим близким. Портрет моей семьи.

Мои друзья. Рассказ о моём друге. Портрет друга.

Для чего Я? Мое предназначение (влияние на других людей).

2-й класс

Тематический план

Разделы программы Всего часов теория практика
3 Мои чувства      
1. Что такое настроение? Моё настроение 2 1 1
2. Что такое радость? Что меня радует? 2 1 1
3. Что такое удивление? Что мен я удивляет? 2 1 1
4. Страхи. Чего я боюсь? 2 1 1
5. Злость. Когда я злюсь? 2 1 1
6. Стыд. Когда мне стыдно. 2 1 1
7. Чем я восхищаюсь? Это восхитительно 2 1 1
8. Когда я волнуюсь? О ком я волнуюсь? 2 1 1
9. Чем я интересуюсь? К чему я безразличен? 2 1 1
10. Когда я горюю? 2 1 1
11. Что я люблю? Кого я люблю? 2 1 1
12. Я сопереживаю. Что такое сочувствие? 2 1 1
13. Как влияет настроение на мир вокруг меня? 2 1 1
14. Эмоции животных. 2 1 1
15. Любовь и красота. Красота обманчива 2 1 1
16. Знание - сила. 1 1  
17. Счастье. Доброта. Милосердие. 3 1 2
Всего   34    

3-й класс

Тематический план

Разделы программы Всего часов теория практика
4 Я - личность. Свойства личности      
1. Свойства личности 1 1  
2. Любовь. Любовь ко всему живому. 2 1 1
3. Храбрость. Я храбрый? 2 1 1
4. Дружба. Умею ли я дружить? 2 1 1
5. Зависть. Я стараюсь не завидовать. 2 1 1
6. Ревность. Я стараюсь не ревновать. 2 1 1
7. Ложь. Я стараюсь не обманывать (не лгать). 2 1 1
8. Жадность. Я стараюсь не жадничать. 2 1 1
9. Лень. Я стараюсь не лениться. 2 1 1
10. Хвастовство. Я стараюсь не хвастать. 2 1 1
11. Воровство. Я стараюсь не брать чужого. 2 1 1
12. Любознательность. Я хочу много знать. 2 1 1
13. Красота. Я хочу быть красивым. 3 2 1
14. Здоровье. Я хочу быть здоровым. 4 2 2
15. Культура. Я хочу быть культурным. 4 2 2
Всего   34    

4-й класс

Тематический план

Разделы программы Всего часов теория практика
5 Искусство видеть мир      
1. Тайны мировых религий. Религии в России 2 1 1
2. Религиозные притчи, праздники, обычаи. Иисус, Кришна, Моисей, Будда, Мухаммед и др. 3 2 1
3. Жизнь сердца: счастье, доброта, милосердие. 3 2 1
4. Искусство видеть мир. Загадки картин 2 1 1
5. Красота природы 2 1 1
6. Музыка- дыхание души 2 1 1
7. Мастерство (Что умеют мои руки?) 2 1 1
8. Творчество- порыв души. 2 1 1
9. Каков мой дальнейший путь? Моя семья 2 1 1
10. Сердце матери 2 1 1
11. Справедливость отца 2 1 1
12. Мудрость дедушки и бабушки 2 1 1
13. Я хозяин своей жизни. 2 1 1
14. Кем быть? (о профессиях). 2 1 1
  Мое здоровье в моих руках (вредные привычки) 2 1 1
  Что в жизни зависит от меня? 2 1 1
Всего   34    

Ресурсное обеспечение:

Электронные образовательные ресурсы

  1. Читаем детям. – Режим доступа: http://www.chitaikin.ru/ свободный. – Загл. с экрана
  2. Качурина О.И. // Арт-терапия в педагогике – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/212738/ свободный. - Загл. с экрана
  3. Детский портал Солнышко. – Режим доступа: http://www.solnet.ee/ свободный. – Загл. с экрана
  4. Виртуальные экскурсии по музеям мира. – Режим доступа: http://www.google.com/culturalinstitute/project/art-project свободный. – Загл. с экрана
  5. Презентации, клипы, уроки для начальной школы. – Режим доступа: http://shkola-abv.ru/index.html свободный. – Загл. с экрана
  6. Каталог мультфильмов. – Режим доступа: http://mults.info/mults/?p=6 свободный. – Загл. с экрана
  7. Детские песни. – Режим доступа: http://klipariki.net/ свободный. – Загл. с экрана
  8. Онлайн – Кинотеатр для детей. – Режим доступа: http://deti.tvzavr.ru/ свободный. – Загл. с экрана

Литература

  1. Ковалёва, Г.С. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального и общего образования [Текст] /под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 2010.
  2. Архипова, И.А. Развитие духовного мира ребёнка в начальной школе. /И. А. Архипова - Ростов -на - Дону: “Феникс”, 2005
  3. Лопатина, А. А. Азбука мудрости./ А. А. Лопатина, М. В. Скребцова – М.: Сфера, 1999.
  4. Лопатина, А. А. Вершины мудрости. /А. А. Лопатина, М. В. Скребцова Книга 3.- М: “Амрита-Русь”, 2005.
  5. Лопатина, А. А. Искусство видеть мир./ А. Лопатина, М. Скребцова –М: Сфера, 1998.