Система обучающих текстов для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе

Разделы: Химия


Современный этап развития образования характеризуется переходом на качественно новый уровень, связанный с активным использованием тестовых технологий в процесс обучения.

Реализация возможностей тестовых технологий обеспечивает получение объективной информации о достижении учащимися базового уровня знаний по учебным дисциплинам, объективное определение степени усвоения ими отдельных элементов знаний. В связи с этим тесты рассматриваются как один из основных инструментов контроля качества образования.

В современном образовательном процессе наряду с использованием контролирующего тестирования активно развивается такое направление педагогических тестовых технологий, как обучающее тестирование. Связано это с тем, что обучающее тестирование позволяет оценить не только правильность конечного результата, но и сам путь, который выбрал учащийся для получения ответа на тестовое задание, что дает в результате объективную картину об уровне знаний учащегося, а также предоставляет возможность выявления общих и индивидуальных пробелов в знаниях обучающегося. Кроме того, в данной разновидности теста заложена необходимость самостоятельного выбора учащимися пути решения задачи с рефлексией этого выбора. Если по результатам тестирования по всем темам регулярно вести учет выполненных и невыполненных заданий по каждому учащемуся, создается достаточно наглядная картина учебных достижений и пробелов как отдельного ученика, так и класса в целом. Это обеспечивает индивидуализацию учебного процесса для каждого учащегося и оперативную корректировку программы подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

Элементы тестирования должны планомерно включаться в образовательную деятельность школ с ранних стадий обучения, для того, чтобы сам технологический процесс контроля не отвлекал внимание выпускников от содержательной работы с контрольными измерительными материалами на итоговой аттестации, чтобы к выпускному классу у них уже имелись устойчивые навыки работы с современными тестовыми материалами, достигалась психологическая адаптация к процедуре итоговой аттестации.

В настоящий момент каждой школе для эффективного использования тестового контроля в образовательной практике полезно накапливать свой банк тестовых заданий обучающего вида на основе образцов тестов, используемых при проведении ЕГЭ. Для этого могут быть использованы кодификаторы и спецификации к тестам по предмету и являющиеся официальными документами на разработку тестов (своего рода стандартом требований на содержание формируемых и проверяемых знаний). Деятельность педагогов в этом направлении позволит обеспечить образовательное учреждение тестовой продукцией для проведения текущего внутреннего тестового контроля по предмету в выпускных классах.

Данными факторами обусловлена актуальность и цель настоящей работы: разработка системы обучающих тестов для подготовки обучающихся к ОГЭ.

Место проведения теста в учебном процессе может быть определено в зависимости от содержания темы, уровня ее сложности, цели и структуры проведения занятия.

Тестовые задания можно распределить по трем уровням сложности.

Первый уровень требует конкретного знания и понимания понятий и фактов, ответы на вопросы могут быть найдены учащимися непосредственно в учебном пособии. В основном этим тестам отводится формирующая роль.

Тестовые задания первого уровня носят обучающий характер и могут применяться с целью самостоятельного изучения темы. В этом случае они предлагаются учащимся перед началом изучения темы. При выполнении этих заданий учащиеся могут пользоваться учебными пособиями, самостоятельно находить нужные сведения для усвоения темы. В этом варианте предъявляются достаточно высокие требования к последовательности, доступности, логической взаимосвязи тестовых заданий между собой и текстом учебного пособия. После выполнения теста обучающиеся совместно с учителем анализируют его содержание, обобщают изученный материал, делают главные выводы, подчеркивают особенности темы, находят и исправляют допущенные ошибки в выполненных заданиях.

Тестовые задания первого уровня могут быть использованы и для закрепления учебного материала непосредственно на уроке. В этом случае после объяснения учебного материала, выяснения особенностей темы в конце урока предлагается выполнить тест. Однако на уроке должно остаться время для обсуждения теста, проверки правильного выполнения. Учитель может предложить учащимся самостоятельно оценить выполнение теста, для чего указать “цену” каждого задания.

Второй уровень предполагает наличие умений применять полученные знания для выполнения заданий, содержащих вопросы, связанные с ранее изученным материалом и требующие более глубокого осмысления, производить несложные расчеты. Роль тестов данного уровня может быть и формирующей и частично диагностирующей.

Тесты второго уровня могут быть использованы на следующем уроке для проверки выполнения домашнего задания, после того как учащиеся выполнят дома задания, позволяющие закрепить и углубить изученный материал. Для контроля должны быть предложены тесты двух и более вариантов. После выполнения заданий учитель собирает работы и предлагает ознакомиться с правильными ответами, выясняет, какие затруднения вызвали отдельные вопросы, разбирается решение задач. На данном этапе при обучающем тестировании полезно предложить учащимся самопроверку или взаимопроверку.

Третий уровень – повышенный. Выполнение заданий этого уровня связано с умением учащихся анализировать и обобщать, прогнозировать свойства веществ на основании полученных общих представлений, решать расчетные задачи повышенной сложности. Учащиеся могут использовать дополнительные источники информации, проявить творческий подход при выполнении заданий такого вида.

Использование тестов третьего уровня сложности возможно на этом же уроке. Учащиеся, заинтересованные в более глубоком изучении предмета, проявляющие более высокий уровень знаний могут сразу выполнять более сложные задания.

Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к обучению. Тесты третьего уровня могут стать предметом обсуждения на уроке для всего класса. При этом должны быть выделены те задания, которые не требуют информации из дополнительных источников, а могут быть выполнены на основе изученного материала. Тесты третьего уровня можно предложить некоторым учащимся как домашнее задание.

Тестовые задания второго и третьего уровня могут быть включены в содержание контрольной работы по теме.

Особую роль в привитии навыков и культуры тестирования обеспечивает четкая организация первого такого обучающего контроля, при проведении которого необходимо:

  • объяснить учащимся цели и задачи тестирования, всю процедуру, режим, правила работы с тестом, условия оформления выбранного ответа;
  • показать на доске пример задания в тестовой форме и пояснить, каким образом надо сделать выбор ответа;
  • разъяснить, как выполнять задания на черновике, как лучше фиксировать предварительный результат, проводить перепроверку ответа, как заполнять лист ответов;
  • проверить понимание сказанного, предложив потренироваться нескольким учащимся у доски.

Использование обучающих тестов в процессе преподавания предмета позволяет обеспечить условия для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ.

В данной работе предложена система обучающих тестовых заданий по темам “Виды химических связей”, “Электролитическая диссоциация”.

Тест 1.

(формат – обучающий)

Тема: “Виды химической связи”

  • При работе с тестами обучающего характера придерживайтесь следующей схемы работы.
  • Внимательно ознакомьтесь с содержанием параграф 45,46, 47.
  • Изучайте материал небольшими порциями, выделяя в нем основные понятия и закономерности, устанавливая причинно-следственные связи.
  • Если уверены, что освоили материал, приступайте к решению тестовых заданий.
  • Если будут ошибки, вернитесь и вновь повторите теоретический материал.

Вариант 1.

1. Связь между атомами водорода и серы в сероводороде

1. ионная

2. водородная

3. ковалентная неполярная

4. ковалентная полярная

2. Оцените справедливость утверждений.

А. Между атомами металлов и неметаллов образуется ионная связь.

Б. Между атомами неметаллов образуется только ковалентная неполярная связь.

1. Верно только А.

2. Верно только Б.

3. Оба утверждения верны.

4. Оба утверждения неверны.

3. Между атомами элементов с порядковыми номерами 11 и 17 образуется связь

1. ионная

2. водородная

3. металлическая

4. ковалентная полярная

4. Одинаковый вид химической связи имеют хлороводород и

1. хлор

2. бромид натрия

3. вода

4. Водород

5. Все связи ковалентные неполярные в веществах ряда

1. CO, NaCl, BaO

2. H2, Cl2, N2

3. HF, Fe2O3, NaNO2

4. SO3, K2S, BaCl2

Тест 1 (ответы)

(формат – обучающий)

Тема: “Виды химической связи”

Помощник при работе с обучающим тестом.

Решение. См. параграф 45,46

Определите природу атомов элементов водорода и серы, сделайте вывод о природе связи. Водород и сера относятся к семейству неметаллов, имеющих разную электроотрицательность, следовательно, связь между атомами будет ковалентной полярной.

Правильный ответ: 4.

Решение. См. параграф 46,47

Повторите определения различных видов химической связи и сделайте вывод о правильности двух суждений. Между атомами металлов и неметаллов образуется ионная связь, значит утверждение А верное. Между атомами неметаллов может образовываться связь ковалентная полярная и неполярная, следовательно, утверждение Б не может быть верным.

Правильный ответ: 1.

Решение. См. параграф 46,47

Используя ПСХЭ, определите элементы – Na и Cl, определите природу атомов данных элементов, сделайте вывод о природе связи. Na- металл, Cl – неметалл, связь – ионная.

Правильный ответ: 1.

Решение. См. параграф 46,47

Определите природу атомов элементов, входящих в состав веществ, сделайте вывод о природе связи. Хлороводород образован атомами неметаллов с разной электроотрицательностью, следовательно, связь - ковалентная полярная. Вещества хлор и водород образованы атомами элементов с одинаковой электроотрицательностью, значит, связь ковалентная неполярная. В бромиде натрия связь между атомами металла и неметалла, значит связь – ионная. В молекуле воды связь образована между атомами неметаллов с разной электроотрицательностью, следовательно, связь - ковалентная полярная.

Правильный ответ: 3.

Решение. См. параграф 46,47

Определите природу атомов элементов, входящих в состав веществ, сделайте вывод о природе связи. Неполярную ковалентную связь образуют вещества с одинаковой электроотрицательностью. Анализируя состав веществ, представленных в рядах, определяем вид химической связи.

Правильный ответ: 2.

Тест 2.

(формат – обучающий)

Тема: “Электролитическая диссоциация”

  • При работе с тестами обучающего характера придерживайтесь следующей схемы работы.
  • Внимательно ознакомьтесь с содержанием параграф 1, 2, 3.
  • Изучайте материал небольшими порциями, выделяя в нем основные понятия и закономерности, устанавливая причинно-следственные связи.
  • Если уверены, что освоили материал, приступайте к решению тестовых заданий.
  • Если будут ошибки, вернитесь и вновь повторите теоретический материал.

Вариант 1.

1. К неэлектролитам относится

  1. оксид азота
  2. хлорид железа (II)
  3. бромоводородная кислота
  4. гидроксид кальция

2. Электрический ток проводит

  1. раствор этанола
  2. раствор глицерина
  3. расплав сульфата калия
  4. расплав оксида кремния

3. Электролитом является каждое вещество в ряду

1) Cа(OH)2 , H2S, ZnSO4, CH4

2) BaCl2, SO2, NaNO3, H2SO4

3)KOH, H3PO4, MgCl2, Mg(NO3)2

4) BaSO4, CuO, HCl, Na3PO4

4. Диссоциация по трем ступеням возможна в растворе

1) сульфата алюминия

2) нитрата алюминия

3) ортофосфата калия

4) ортофосфорной кислоты

5. Наибольшее количество хлорид-ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль

1) хлорида меди (II)

2) хлорида кальция

3) хлорида железа (III)

4) хлорида лития

6. Какие из утверждений о диссоциации оснований в водных растворах верны?

А. Основания в воде диссоциируют на катионы металла и гидроксид-анионы.

Б. Никаких других анионов, кроме ОН-, основания при диссоциации не образуют.

1. Верно только А.

2. Верно только Б.

3. Оба утверждения верны.

4. Оба утверждения неверны.

Тест 2 (ответы)

(формат – обучающий)

Тема: “Электролитическая диссоциация”

Помощник при работе с обучающим тестом

Решение. См. параграф 1, 2

Электролитами называют вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток. К электролитам относят вещества трех классов: кислоты, основания и соли. Вещества, относящиеся к другим классам, являются неэлектролитами.

Определяем класс перечисленных веществ. Из них к оксидам относится оксид азота(II).

Правильный ответ 1).

Решение. См. параграф 1, 2

Определяем класс перечисленных веществ. Из них этанол и глицерин относятся к органическим веществам и не отвечают условию выбора. Оксид кремния относится к классу оксидов и следовательно представляет собой неэлектролит. Условию электропроводности отвечает расплав сульфата калия.

Правильный ответ 3).

Решение. См. параграф 1, 2

Определяем классы перечисленных веществ в каждом ряду.

В рядах 1), 2), 4) в составе веществ представлены вещества, не относящиеся к электролитам (CH4, SO2, CuO), что не соответствует условиям выбора. В ряду 3) все вещества – электролиты.

Правильный ответ 3).

Решение. См. параграф 1, 2, 3

Составляем формулы соединений и определяем класс веществ. Из них под цифрами 1, 2, 3 представлены соли, хорошо растворимые в воде и относящиеся к сильным электролитам. Ступенчатая диссоциация по трем ступеням возможна в растворе ортофосфорной кислоты H3PO4.

Правильный ответ 4).

Решение. См. параграф 1, 2, 3

Составляем формулы соединений и записываем уравнения диссоциации. Далее по уравнению выбираем ответ – FeCl3.

Правильный ответ 3).

Решение. См. параграф 1, 2, 3

Определение оснований с позиций теории электролитической диссоциации позволяет сделать вывод о правильности представленных суждений.

Правильный ответ 3).