Информационный клуб "Школа для заботливых родителей"

Разделы: Работа с родителями


Ход урока

1. Общие положения.

1.1. Информационный Клуб "Школа для заботливых родителей" является структурным подразделением комплексной социально-психолого-педагогической программы "МЫ РЯДОМ", посвящённой комплексному сопровождению несовершеннолетних, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

1.2. Информационный Клуб "Школа для заботливых родителей" регулирует деятельность во взаимодействии с родителями в вопросах психолого-педагогической просвещенности.

1.3. Информационный Клуб "Школа для заботливых родителей" осуществляет свою деятельность за счет бюджетных средств учреждения на основании Устава ГБУ КО СРЦН "Ровесник".

1.4. Информационный Клуб "Школа для заботливых родителей" создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Администрации ГБУ КО СРЦН "Ровесник".

2. Основные цели и задачи информационного Клуба "Школа для заботливых родителей".

2.1. Цель создания и функционирования информационного Клуба: выявление потребностей родителей в области воспитания и обучения своих детей, повышение их психолого-педагогической культуры родителей, а также укрепление партнерских отношений между специалистами ГБУ КО СРЦН и семьями воспитанников.

2.2. Задачи:

  • убедить родителей в том, что их взаимодействие со специалистами ГБУ КО СРЦН "Ровесник" является важнейшим условием всестороннего развития детей
  • проинформировать о том, что семья на всех возрастных этапах развития ребенка нуждается в помощи специалистов;
  • ознакомить родителей с разнообразными вопросами возрастной педагогики, детской психологии;
  • приобщить родителей к участию в жизни ГБУ КО СРЦН "Ровесник" путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы;
  • пропагандировать приобщение к здоровому образу жизни;
  • научить родителей сохранять позитивную жизненную позицию ребенка;
  • дать информацию о том, какой человек может стать Успешным, Победителем в своей жизни;
  • создание условий для самореализации и самоутверждения.

3. Управление информационным Клубом "Школа для заботливых родителей".

3.1. Общее руководство информационным Клубом "Школа для заботливых родителей" осуществляется Администрацией ГБУ КО СРЦН "Ровесник".

3.2. Руководство деятельностью информационного Клуба "Школа для заботливых родителей" осуществляют руководители Клуба - заведующая отделением, педагог-психолог, социальный педагог.

3.3. Планирование работы основывается на результатах опроса родителей (законных представителей воспитанников).

3.4. Формы организации работы информационного Клуба "Школа для заботливых родителей": выставки, изготовление и распространение буклетов, информационных листков, памятки с рекомендациями, социально-психологической рекламы.

3.5. Вся деятельность информационного Клуба "Школа для заботливых родителей " осуществляется на добровольных основах.

4. Материальная и финансовая база информационного Клуба "Школа для заботливых родителей ".

4.1. Финансовая поддержка информационного Клуба "Школа для заботливых родителей" обеспечивается Администрацией ГБУ КО СРЦН "Ровесник" и спонсорской помощью.

"Вы хороший родитель,
у Вас прекрасный ребенок".

Актуальность.

Мы привыкли, что родители должны быть очень авторитетными фигурами. И с позиции абсолютного авторитета управлять, выносить суждения, наказывать, устанавливать правила относительно "хорошо-плохо" и не ошибаться. Современные дети бунтуют против такой расстановки сил, и во многих семьях родительство превращается в пытку. На самом деле нет плохих родителей и нет плохих детей. Просто часто родители действительно не знают, как находить общий язык, выбираться из тупиков, устанавливать границы, воодушевлять, влиять и оставаться спокойными и счастливыми. Ведь когда ребенок рождается, никто не ведает книгу о том, как правильно и без ошибок воспитывать именно этого ребенка. А как часто родители ощущают, что не могут задать конкретный вопрос и понять, что делать именно с их ребенком. Очень часто родители, руководствуясь теоритической базой, на практике не могут применять те методы и рекомендации, которые услышали.

Педагогическая и психологическая просвещенность позволяет родителям прогнозировать возможность появления проблем и трудностей в воспитании детей и своевременно проводить работу, направленную на их предупреждение. Такие родители, становясь компетентными в области семейной и детской педагогики и психологии, исключают вероятность нанесения ущерба психическому развитию ребенка в процессе его воспитания и обучения. Результат работы по просвещению приводит к более полному раскрытию воспитательного потенциала семей, созданию единого воспитательного пространства.

Одной из действенных форм просвещения, призванной улучшить качество воспитания в семьях, является информационный Клуб "Школа для заботливых родителей".

Основные цели и задачи информационного Клуба "Школа для заботливых родителей".

Цель: выявление потребностей родителей в области воспитания и обучения своих детей, повышение психолого-педагогической культуры родителей, а также укрепление партнерских отношений между специалистами ГБУ КО СРЦН "Ровесник" и семьями воспитанников.

Задачи:

  • убедить родителей в том, что их взаимодействие со специалистами ГБУ КО СРЦН "Ровесник" является важнейшим условием всестороннего развития детей
  • проинформировать о том, что семья на всех возрастных этапах развития ребенка нуждается в помощи специалистов;
  • ознакомить родителей с разнообразными вопросами возрастной педагогики, детской психологии;
  • приобщить родителей к участию в жизни ГБУ КО СРЦН "Ровесник" путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы;
  • пропагандировать приобщение к здоровому образу жизни;
  • научить родителей сохранять позитивную жизненную позицию ребенка;
  • дать информацию о том, какой человек может стать Успешным, Победителем в своей жизни;
  • создание условий для самореализации и самоутверждения.

Условия реализации Клуба

Место проведения - ГБУ КО СРЦН "Ровесник"

Сроки реализации - выпуск информационного материала информационного Клуба "Школа для заботливых родителей" проводится 1 раз в месяц в течение реабилитации несовершеннолетних воспитанников отделения. Разработаны 12 тем, но по запросу родителей могут быть дополнительные темы и темы изменены.

Время - период реабилитации несовершеннолетних воспитанников;

Оборудование - стенд психолого-педагогической информации;

Материалы и инструменты - авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв.бумага, ножницы, клей ПВА и мн.др.

Количество участников - родители несовершеннолетних воспитанников отделения временного пребывания.

Содержание программы.

Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм.

Участниками Клуба могут быть: родители воспитанников, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.

Формы организации работы Клуба: выставки, изготовление и распространение буклетов, информационных листков, памятки с рекомендациями, социально-психологической рекламы.

Условия работы Клуба:

Оформление материала информационного стенда проводится по согласованию с родителями с периодичностью 1 раз в месяц и по мере необходимости.

Работа Клуба осуществляется в соответствии с данным Положением и согласно годовому плану ГБУ КО СРЦН "Ровесник".

Тематика материала разрабатывается в рамках приоритетного направления развития ГБУ КО СРЦН Ровесник" и касается несовершеннолетних подростков и их проблем, или родителей и их проблем в воспитании детей.

Взаимодействие с семьями строится с учетом родительского стажа, их интересов и потребностей в вопросах воспитания детей.

Перспектива распространения опыта:

1. Выпуск методических рекомендаций и разработок по работе с родителями.

2. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

В работе Клуба осуществляется комплексный подход: привлекаются заведующая отделением, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по труду, медицинский персонал, инструктор по физкультуре и ЛФК, воспитатели.

Работа информационного Клуба "Школа для заботливых родителей" реализуется в рамках комплексной социально-психолого-педагогической программы "МЫ РЯДОМ", посвящённой комплексному сопровождению несовершеннолетних, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Однако возможности Клуба достаточно широки, предложенную структуру, методы и формы можно использовать как отдельное направление в работе с родителями.

Прогнозируемый результат:

Теоритическая значимость программы Клуба определяется тем, что внесен вклад в решение проблемы повышения качества психолого-педагогического просвещения семьи через технологию образования, направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества, уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств психолого-педагогического просвещения.

Практическая ценность программы: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка, осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализации позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности несовершеннолетнего подростка.

Содержание информационного Клуба

"Школа для заботливых родителей"

Тема №1 - "Пойми меня"
Цель Раскрытие особенностей периода кризисных сложностей в жизни ребёнка; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут справиться в периоды кризисных сложностей; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми.
Тема №2 - "Играем вместе"
Цель Разъяснить родителям что, игровая деятельность для ребенка одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития, в которой дети учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими.
Тема №3 - "Внутрисемейные отношения и их влияние на развитие ребенка"
Цель Объяснить родителям взаимосвязь внутрисемейных отношений на формирование "Я-позиции" ребенка, как одно из главных условий развития личности, способствующих успешному воспитанию детей.
Тема №4 - "Что делать, если...

пути разрешения поведенческих проблем у детей"

Цель Помочь родителям стать более компетентными, освоив приемлемые способы взаимодействия с детьми при разрешении возникающих проблем.
Тема №5 - "Детское непослушание"
Цель Помочь родителям понять мотивы негативного поведения ребенка, и выбрать правильную стратегию общения со своими детьми.
Тема №6 - "Учимся слушать детей".
Цель Развитие эффективных навыков коммуникаций с детьми, ознакомление родителей с техникой активного слушания.
Тема №7- "Как правильно наказывать ребенка"
Цель Профилактика жестокого обращения и насилия в семье, рассмотреть подходы к эффективным дисциплинарным методам воздействия, помочь родителям наладить общение с ребёнком.
Тема №8- "Проблема детской ревности"
Цель Помочь родителям понять причины возникновения детской ревности, выбрать эффективные стратегии взаимодействия при возникновении приступов ревности у детей.
Тема №9- "Неуверенность" и чувство вины у родителей в воспитании детей.
Цель Причины возникновения неуверенности и чувства вины у детей, пути их разрешения. Формировать у детей чувство доверия к окружающим.
Тема №10 - "Чувства и эмоции родителей, как с ними справляться"
Цель Разъяснить родителям понимание "амбивалентности чувств" по отношению к ребенку, научить отслеживать свои чувства и сохранить самообладание.
Тема №11 - "Роль родительских ожиданий в развитии ребенка"
Цель Неконструктивные родительские ожидания и требования и их отрицательное влияние на формирование личности ребенка.
Тема №12 - "Какой я родитель"
Цель Стили семейного воспитания, их влияние на развитие личности ребенка. Повышения уровня родительской компетентности.

Литература:

  1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. - М.,1999.
  2. Газета "Школьный психолог" №5-2002, №10-2006.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с детьми. Как? - М., 2000.
  4. Даринская В.М. Радость семейного общения. - Воронеж, 2000.
  5. Еремеева В.Д., Хруман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб., 2000.
  6. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителям и детям) - СПб.,1995.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Б. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.,1999.
  8. Кулагина И.Ю., КолюцкийВ.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М., 2001.
  9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком - СПб.,2001.
  10. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.,2000.
  11. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. - М.,1999.
  12. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.,1999.
  13. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии психотехнике//Под ред. В.Ю. Баскакова- М., 1997.