Игра "Поле математических чудес". 5–7-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Цель вечера: расширение кругозора учащихся, повысить их интеллект, общую культуру, развитие устойчивого интереса к изучению математики, познакомить с известными учеными-математиками древности и нашего времени.

Оборудование:

  • Плакаты с высказываниями.
  • Портреты великих математиков.
  • Математические газеты.
  • Барабан.
  • “Табло” отгадываемых слов.

Ведущий. Итак, мы начинаем игру Капитал-шоу “Поле математических чудес”. Ваша активность, сообразительность украсят нашу встречу, сделают ее интересной, содержательной, запоминающейся. Принимать участие в игре должен весь зал: участники игры, болельщики, гости.

Игра первой тройки.

В ходе игры каждый ученик имеет возможность передать привет другу. Форма привета – песня, стихотворение, собственная поделка.

Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух предложенных шкатулок: одна шкатулка – пустая, в другой – сладкий приз (шоколадка).

На сцену приглашается первая тройка игроков. Под музыку на сцену поднимаются три игрока и занимают места у барабана.

Ведущий представляет учащихся.

Задание первой тройки.

Этот человек говорил в 1941 году учащимся средних школ Ленинского района Москвы такие слова: “Какую бы вы науку ни изучали, в какой бы ВУЗ не поступали, – если вы хотите оставить после себя хоть какой-нибудь след, то для этого везде необходимо знание математики. И поэтому, если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой. В дальнейшем она окажет вам огромную помощь в вашей работе”. Назовите фамилию этого человека (Калинин).

Учащиеся отгадывают буквы на табло по аналогии с игрой “Поле чудес. Ассистенты “высвечивают” угаданные буквы и слово в целом. На экране: числа – количество очков; “П” – приз; “+” – очки удваиваются; “МК” – математическая книга; “Б” – банкрот.

Сектор “Приз”.

Ведущий. Приз на сцену!

Ассистент вносит черный ящик, в котором находится приз. (В качестве приза: альбом, треугольник, транспортир, общая тетрадь, авторучка, яблоко, фломастер).

Зал приветствует победителя первой тройки аплодисментами. В это время на экране телевизора, установленного на сцене, появляется портрет математика (рассказ о Н.И. Лобачевском и о С.В. Ковалевской).

Ведущий. Еще раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победителя. Каждый их них заслужил приз. (Все участники игры получают призы).

Игра со зрителями.

Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз, если его активность отметит жюри. Для этого надо правильно выполнить задание и набрать как можно больше очков.

Задание 1. “Некий человек нанял работника на год, обещал ему даже 12 рублей и кафтан. Но тот, работав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству 5 рублей и кафтан. Сколько стоит кафтан? ( 4 рубля 80 коп.)

Задание 2. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Горошины не ходят)

Задание 3. Дробь В • А • Р • Е • Н • Ь • Е / К • А • Р • Л • С • О • Н равна целому числу, разные буквы обозначают разные цифры, а между ними стоят знаки умножения. Чему равна дробь? Ответ обоснуйте. (В выражении записаны 10 букв, что соответствует 10 цифрам, нуль может быть только в числителе, т. е. дробь равна нулю.)

Задание 4. Как двум пиратам разделить добычу, чтобы они были довольны? (Один разбивает добычу на две части, а второй выбирает ту часть, которая ему больше нравится.)

Игра второй тройки.

Игроки занимают свои места.

Выходит ученик и читает полушуточный стих:

Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так не в математике действий без знаков.

Необходимость выполнять арифметические действия (вычислять), так же, как и считать, диктуется практикой, самой жизнью. Умениями вычислять овладевали постепенно с давних времен. Представьте себе: земледельцы собрали с одного участка 25 мерок зерна, а с другого – 15, и засыпали в одно хранилище. Им надо знать, сколько всего у них зерна. Ну, а если к тому же надо узнать, на -сколько хватит этого зерна, если расходовать по 4 мерки в месяц, то необходимо уметь и делить.

Задание второй тройке.

Ведущий. Для обозначения арифметических действий сначала употреблялись слова, затем буквы. Знаки “+”, “–”, точка как знак умножения впервые употреблены в учебниках по арифметике в ХV веке, а знак деления – в ХVII веке, но окончательно все эти знаки утвердились в работах выдающегося немецкого ученого в ХVII веке. Назовите фамилию этого ученого. (Лейбниц)

Игра со зрителями.

Задание 1.

По дороге вдоль кустов,
Шло одиннадцать хвостов,
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Эти вместе шли куда-то,
Петухи и поросята.
И вопрос мой к вам таков
Сколько было петухов? (Семь)

Задание 2. Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах голубые? (В самолетах нет стоп-крана.)

Задание 3. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было 25. Как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля и день рождения у него бывает один раз в 4 года.)

Задание 4. Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров? (4 минуты.)

Математический отдых.

“Каждой руке – свое дело”

Одновременно правой рукой рисуем прямоугольник, а левой – треугольник. (Один из учеников выполняет задание на доске.)

Игра третьей тройки.

Задание третьей тройке.

Ведущий. Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания этой математической науки, чем изучение его трудов. На это он гордо ответил, что “в математике нет царской дороги”. В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее количество раз и более всего изучавшаяся. Кто этот математик? (Евклид)

Игра со зрителями.

Задание 1. Как можно одним мешком пшеницы, смоловши её, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница? (Надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем в него насыпать муку).

Задание 2. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за один час 15 км. С какой скоростью ехала каждая лошадь? (15 км/ч).

Задание 3. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Задание 4. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получить число больше 2 и меньше 3? (Запятую).

Финальная игра. Финальное задание.

Ведущий: Знак равенства ввел английский врач Роберт Рикорд в 1557 г. в книге “Оселок остроумия”. В 16-17 вв. знак равенства писали еще так (П) или словом равняется. Твердое признание и закрепление современный знак равенства нашел у Лейбница. Знаки “больше” и “меньше” введены в 1631 г. английским ученым. Кто этот ученый? (Харрпот).

Поздравления и награждения победителя.

Жюри подсчитывает очки победителя и объявляет их. Вносится плакат.

ПРИЗЫ ОЧКИ
Набор чертежных инструментов;
Транспортир;
Общие тетради;
Фломастеры;
Сладкий приз;
Циркуль;
Математические таблицы;
Набор карандашей;
Дневник;
Линейка;
Акварельные краски.
 

Победитель выбирает на набранные очки призы.

Ведущий предлагает суперигру. Предложение принимается. Пока победитель отдыхает, объявляется игра со зрителями.

Игра со зрителями.

Задание 1. Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку. Как могло это произойти? (Они подошли к реке с разных сторон.)

Задание 2. Назовите древний геометрический инструмент, который согласно римскому поэту Овидию (1 в.), был изобретен в Древней Греции. (Циркуль)

Победителям игры со зрителями вручаются призы.

Суперигра.

Ведущий. Итак, начинаем суперигру. В суперигре разыгрываются: ключи от машины (игрушечной), “пылесос” (метелка), математическая книга.

Задание суперигры.

Ведущий. С конца 16в. он служил единицей веса драгоценных металлов и камней, так называют устройство, служащее для автоматического управления потоком пара (жидкости, газа) в тепловых машинах. Назовите эту старинную русскую меру веса? (Золотник)

Разрешается назвать 3 буквы, на обдумывание дается одна минута.

Поздравления победителю суперигры. Вручение призов.

Подведение итогов вечера.

Ведущий. Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошел весело и интересно.