Семь вопросов и ответов о дисграфии (тематическая консультация для родителей)

Разделы: Работа с родителями, Логопедия


Цель: способствовать формированию у родителей обучающихся элементарного представления о дисграфии как специфическом нарушении письма при нормальном физическом слухе и сохранном интеллекте.

Задачи.

1. Ознакомить родителей с видами дисграфических ошибок.

2. Способствовать формированию чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

3. Ознакомить родителей с игровыми упражнениями, способствующими устранению дисграфических ошибок на письме (рекомендованными для использования при выполнении домашних заданий).

1. Что такое дисграфия?

Дисграфия – неспособность овладеть в должной мере письмом, несмотря на сохранный интеллект, нормальный физический слух и зрение. Распознают дисграфию по специфическим повторяющимся ошибкам стойкого характера.

2. Механизм дисграфии.

Чтобы понять механизм развития дисграфии, необходимо знать, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха:

  • физический (позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, стук колёс поезда и т. д.);

  • музыкальный слух (позволяет наслаждаться мелодией любимой песни, интонационно верно напевать знакомую мелодию);

  • наконец, речевой слух (позволяет понимать речь, отличать один звук от другого); при недостаточности речевого слуха человек не различает схожие звуки (например, [с - з], [ш - ж], [ц - ч], [к - х], [з - ж] и др.), обращённую речь воспринимает искажённо.

    Если у ребёнка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может писать, если нечётко слышит звучащую речь?

    Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - также очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

    3. Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?

    Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий - тренировка речевого слуха.

    4. Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

    aЗаставлять ребёнка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.

    bРугать ребёнка, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

    cОбычные способы и методы обучения, пусть и повторяемые многократно, не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий лишь умножают неудачи ребёнка, вызывая в нём неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом.

    dСтараться исправить всё и сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снижайте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

    5. Как понять, что у ребёнка дисграфия?

    Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребёнка, понаблюдайте за тем, как он пишет.

    Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (не связанные с применением орфографических правил), которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка.

    Дисграфические ошибки отчётливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, то есть её отчётливо слышно. Например, в слове «класс» неправильно написать гласную букву («клосс») может только дисграфик.

    Примеры дисграфических ошибок:

    пропуск букв,

    перестановка букв чаще встречается в словах со стечением согласных звуков (двор – «довр»),

    добавление лишней буквы (чаще всего той, которая уже есть в слове: дружно – «дуружно», иногда гласной буквой «разбавляется» скопление согласных: девочка – «девочика»),

    замены букв:

    - звонких и глухих согласных (зима – «сима»),

    - гласных о - у, ё - ю, е - и в ударном положении (Лёша – «Люша»),

    - к - г - х (сухой – «сугой»),

    - сонорных: р - л, м - н, й - л (магазин – «магазим»),

    - с - ш, з - ж, с - щ (собака – «шабака», жук – «зук», щётка – «сётка»),

    - ч - щ, ч - ц, ч - т, ч - с (заяц - «заяс» - «заяч»),

    оптические ошибки: в основе данных ошибок лежит нарушение зрительного восприятия (недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв),

    слитное написание слов («порыхлому» снегу, «девочкиимальчики»),

    раздельное написание частей слова («по бежал»),

    отсутствие границ предложения (заглавной буквы в начале и точки в конце предложения),

    ошибки в согласовании слов («большая белая пятно») и управлении («на ветке деревьях»).

    6. О чём следует помнить, развивая речевой слух?

    Наша речь состоит из предложений.

    Предложение - это законченная мысль.

    Предложения состоят из слов (Наступила долгожданная зима).

    Слова состоят из слогов (зи - ма).

    Слоги состоят из звуков [з'], [и].

    Звук - это то, что мы слышим и произносим.

    Буква - это то, что мы видим и пишем.

    Звук на письме обозначается буквой.

    Звуки делятся на гласные и согласные.

    Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше - ниже), при этом струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, не встречает преграды (губы, зубы или язык).

    В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

    Гласных букв – десять: а, о, у, ы, э, е, ё, ю, я, и.

    - а, о, у, ы, и, э - соответствуют звукам [а], [о], [у], [ы], [и], [э];

    - е, ё, ю, я - йотированные:

    обозначают либо два звука: е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа], (например, в словах: яма, юла, маяк, заяц, семья);

    либо обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: я - [а], ю - [у], е - [э], ё - [о] (например, в словах: берёза, мяч).

    Согласные звуки - звуки, которые нельзя пропеть (выше - ниже), так как струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы или язык).

    Глухость или звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых складок:

    - глухие согласные звуки (голосовые складки не работают): [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ];

    - звонкие согласные звуки (голосовые складки работают): [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р], [й];

    Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

    Согласные звуки могут быть:

    - твёрдыми (если после них стоят гласные буквы а, о, у, ы, э),

    - мягкими (если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я).

    Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].

    Всегда мягкие согласные звуки: [ч], [щ], [й].

    7. Как помочь ребёнку с дисграфией?

    Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над устранением дисграфических ошибок на письме.

    Игры на развитие слухового внимания

    "Разговор шпионов"

    Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от Вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом. При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

    "Слышим звон и знаем, где он"

    Попросите ребенка закрыть глаза и хлопните в ладоши (постучите, кашляните, топните, позвоните в колокольчик и т.д.). Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

    Игры на развитие фонематического слуха

    - Подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

    - Добавь различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

    ча - са -

    ча - - са - -

    ча - - - са - - -

    ча - - - - са - - - -

    - Подбери слова на каждый звук. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4-х, 5-ти, 6-ти букв.

    р

    у

    ч

    к

    а

    Рот

    Уля

    Час

    Кот

    Аня

    роза

    угол

    чаша

    каша

    Аист

    рукав

    улица

    чехол

    корка

    астра

    "Волшебные превращения":

    а) добавляй звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

    б) изменяй один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух –сох;

    в) переставляй звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.

    "Цепочка бесконечности": от записанного слова образуй цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начинать с последнего звука предыдущего слова: доммаккоттопоррука.

    "Перевёртыши": назови слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток, сор – рос.

    «Какой звук убежал(Крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама).

    - Найди общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом.

    Упражнение "Редактор".

    Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребёнок каждый день в течение пяти минут (не больше) работает над следующим заданием: "редактирует" (зачёркивает) в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а или м.

    Через 5 - 6 дней таких занятий переходим на две буквы: одна зачёркивается, другая подчёркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ребёнка. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами п - т, п - р, м - л (сходство написания); д - б (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлена наклонная линия от овала) и др.

    Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Всё внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы (одной или двух) и работать только с ними.

    Упражнение "Комментатор".

    Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется (орфографически чётко).

    Например: НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (а не "на стале стаял куфшин с малаком").

    Упражнение «Спаси слова от Буквоежек»

    Буквоежки - жучки, которые "поедают" буквы.

    Спаси слова - вставь буквы на место.

    Кораблик

    Подхватил р_чей м_й кораблик и пон_с его. Кр_гом в_лны кипят, подбр_сывают его, из стороны в ст_рону кидают. А кораблик плыв_т дальше и дал_ше. Я рядом с ним бег_. Др_гие реб_та за мн_й спешат.

    И ещё несколько советов:

    1. Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов.

    2. Давайте упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

    3. Не заставляйте переписывать много раз домашние задания, это не только нанесёт вред здоровью, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

    4. Хвалите ребёнка за каждый достигнутый успех.