Групповое логопедическое занятие в 1-м классе для детей с ОНР

Разделы: Логопедия


Материал. Презентация “Приключения Колобка”; плакат с буквой Л; звуковые домики; карточки с текстом; тетради; ручки.

Цель: познакомить детей со звуками Л, Л’ и буквой Л. Учить дифференцировать звуки Л и Л’ в слогах, словах, предложениях. Выделять звуки из слов. Развитие просодии, функции языкового анализа и синтеза, внимания, мышления. Развитие связной речи.

Ход занятия

1. Оргмомент

На окошке он лежал
Как остыл так убежал
Повстречал зверей в лесу
На беду свою – лису
Ей попался на зубок
Вкусный, круглый … (Колобок)

Психогимнастика

Изобразить толстощекого Колобка. Надуть щечки. Показать руками, как катится Колобок. Дыхательные упражнения: вдох — живот стал как бочок у Колобка, медленный выдох — расслабление. Изобразить грустного, веселого Колобка.

2. Постановка темы и цели занятия детьми.

Выделение звуков л, л' из песенок Колобка.

Са-са-са, меня не съела лиса. Ля-ля-ля, круглый я как земля. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел... В какой песенке звучал твердый звук л? Какой звук вы услышали в словах лиса, земля?

Кто может сказать, с какими звуками мы будем работать? Что будем делать? Сформулируйте тему нашего занятия. Сегодня мы сочиним сказку “Приключения Колобка” и познакомимся со звуками л, л'.

3. Сравнение и характеристика звуков л, л' по акустическим и артикуляционным признакам

- Давайте расскажем колобку о звуках л, л'.

Колобок приглашает нас на весёлую зарядку для язычка. (Артикуляционная гимнастика)

Физминутка. “Самолёт” - дети двигаются по классу и произносят звук Л.

4. Дифференциация звуков л, л' в слогах. Развитие просодии.

Грустно Колобку сидеть на окошке. Послушайте его грустную песенку: “Ле-ля-ле-ли”. Споем вместе с ним. Спрыгнул он с окошка и запел веселую песенку: “Ла-лы-ло”. Удивился Колобок, встретив зайку: “Ла-ля, ла-ля, ла-ля”. Испугался медведя: “Лы-ли-лы-лы-ли”.

Дети изображают мимику Колобка.

5. Дифференциация звуков л, л' в словах. Развитие функции языкового анализа и синтеза

Катится, катится Колобок, вдруг перед ним частокол. Выставляется картинка, объясняется значение слова частокол.

За частоколом — заколдованный лес. Какой был лес? (Заколдованный.) В каком слове вы произносили звук л', (обозначьте этот звук кружочком в звуковом домике) а в каких словах — л? Видит Колобок — летит птица, в названии которой первый звук ф, последний — н. Какая это птица? (Филин.) Колобок, Колобок помоги, пожалуйста, освободить заколдованных зверей и птиц. Кто их заколдовал? (Злой колдун.) Что я должен сделать? Надо:

а) узнать название дерева. Подскажи последний звук. — л' (тополь);

б) собрать слово из “рассыпанных” звуков л', к, ё, н (клён);

в) восстановить слова из перепутанных слогов па-ли (липа), ка-ёл (ёлка). Дети вместе с Колобком выполняют задания и одновременно определяют место звука в словах раскладывая кружочки в звуковом домике.

Расступились деревья, а за ними — заколдованные звери. Чтобы помочь Колобку расколдовать их, надо выполнить задания. Перед нами появится животное, если мы возьмем первые звуки из слов лодка, ослик, сено. (Лось.)

- Какой взяли кружочек, почему?

Игра на внимание. Найди заколдованных зверей на картинке.

Кого нашли и расколдовали? (Белку, волка, ласточку, бабочку, зайца, лису.)

Кто лишний, почему?

6. Звуко-слоговой анализ

Загадки: В жаркой Африке живёт
Жарко там, а он оброс.
Его всего обрили
А голову забыли. (Лев)

Самый крупный на планете
Этот зверь, поверьте, дети
Но боится он мышей.
Самых маленьких зверей.
Кто появился? (Слон)

Сколько слогов в слове лев, слон?

Назовите ударный слог в словах лебедь и ласточка. Разделите слова на слоги.

- Что это за птица? (Голубь) Чтобы расколдовать его, нужно построить схему слова из кружочков.

7. Усвоение родительного падежа существительных. Кого мы освободили? (Лося, волка, слона, лебедя, льва, голубя, ласточку.)

8. Физминутка

Педагог ритмично произносит слова. Дети имитируют движения.

В лес пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как заданья выполнять.
Наконец они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья, — плясать.
Нам не надо унывать.

9. Дифференциация звуков л, л' в предложениях.

Обрадовались звери, что мы с Колобком освободили их. Что они стали делать? Что делали? Что сделали?

Они построили себе дома. Игры: “Чей дом?” “Кто где живёт?” Составьте предложения со словами нора, дупло, гнездо, логово, лес. Анализ предложений.

10. Словотворчество детей

Филин мне шепнул на ушко, что Колобок любит стихи сочинять, но у него плохо получается. Попробуем ему помочь сочинять стихи.

В лесу бродили ... (волки).
Там елки были ... (колки).
В лесу живет ... (олень).
В море плавает ... (тюлень).
У лося есть рога,
У лосенка — рожки.
Лось не хочет ... (пирога)
И не ест ... (картошки).

11. Развитие связной речи

Проблемная задача.

Как нам выбраться из заколдованного леса? Как вернуться домой?

Физминутка. Полет на вертолете.

12. Знакомство с буквой и написание её в тетради. Работа с текстом.

Колобок просит научить его писать букву эль.

Найдите букву Л в разрезной азбуке.

Вот стоит среди дороги
Буква Л расставив ноги (Сложите букву из пальчиков)
Надоело ей стоять.
Хочет буква побежать (Бегут пальчики по столу)
Взобралась на стул, на стол. (Сложить из пальцев стол, стул)
А за тем и прыг в тетрадь (Развернуть ладошки)

Чтение стихотворения и выполнение задания.

- Найди в тексте все буквы Л и обведи мягкий звук – зелёным кружком, а твердый - синим.

На окошке он лежал
Как остыл так убежал
Повстречал зверей в лесу
На беду свою – лису
Ей попался на зубок
Вкусный, круглый … (Колобок)

13. Итог занятия.

Рефлексия.

- С какими звуками работали? Что понравилось?

- Чему научились?

Оцените себя: Зеленый - справились со всеми заданиями. Жёлтый - что-то не получилось. Красный - с заданиями справиться не смог.

Презентация