Реализация принципа интеграции в образовательном процессе на примере НОД по хореографии в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня нет необходимости доказывать важность и воспитательное значение занятий хореографией. Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала ребенка, на которые содержание других занятий имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние на физическое развитие ребёнка. Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности всестороннего развития ребенка. Но это возможно при условии, что:

  • в содержании образовательной программы по хореографии определен минимальный и оптимальный объём элементов и движений танцев, которые смогут усвоить дошкольники на протяжении трех лет обучения;
  • включенные в программу упражнения и элементы танца создают основу физического, эмоционального, художественно-эстетического развития детей;
  • изучение образцов танца обеспечивает интеграцию хореографии с такими предметами, как: история, литература, мировая художественная культура, география, математика.
  • в образовательный процесс органично будут включены все виды детской творческой деятельности.

Новое содержание и организация процесса дошкольного образования в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования профессиональной деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей. Одним из направлений методического обновления дошкольного образования является построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, т.е. - проведение занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия. Из этого следует, что построение образовательной деятельности по хореографии тоже может строиться на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Расскажу об этом на примере непосредственно образовательной деятельности в средней группе дошкольного учреждения. В ходе организации интегрированного занятия по методической теме: “Пространственные перестроения и ориентация на сценической площадке” я попыталась использовать центральную тему в образовательной деятельности детского сада (первая декада декабря) по образовательной области “Познание” - “Домашние и дикие животные”.

Итак, как, и с какими образовательными областями интегрируется хореография (образовательная область – художественное творчество), и какова степень влияния занятий хореографией на формирование различных качеств личности ребёнка, обеспечивающего его гармоническое развитие.

В ходе организации и проведении интегрированного занятия я решаю задачи нескольких образовательных областей:

“Познание” - расширение кругозора детей о многообразии животного мира, формирование целостной картины мира средствами хореографического искусства;

“Музыка” - формирование у детей навыка ритмичного движения в соответствии с характером музыки, способствование развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.

“Физическая культура” - формирование правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков.

“Коммуникация” - расширение словаря детей специальной терминологией (интервал, партнер и т.д.), учить вступать в ролевое взаимодействие в паре, привитие навыка соблюдения элементарных норм этикета (мальчики - пропускать девочку вперёд, уступать место, девочки – вежливо отвечать на приглашение к танцу).

“Здоровье” - воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом; дать представление о функциональном назначении частей тела и органов для жизни и здоровья человека; знакомить с физическими упражнениями, помогающими разогреть и укрепить костно-мышечную систему организма.

“Чтение художественной литературы” - приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

“Художественное творчество” - Развивать детское творчество, приобщать к различным видам искусства (рисование, аппликация).

“Труд” – воспитывать трудолюбие в условиях коллективного творческого труда, научить исполнять движения “в ансамбле”.

Центральная тема образовательного процесса ДОУ – “дикие и домашние животные”.

Программное содержание – пространственная ориентация на сценической площадке, групповые композиционные перестроения.

Возрастная группа – старшая группа.

Форма деятельности – интегрированное занятие.

Форма организации – групповое занятие

Место проведения: музыкальный зал.

Цели:

- через использование рациональных способов ориентировки в пространстве привить навык выполнения различных видов практических действий на собственном теле (направо-налево, вперед-назад, впереди-сзади и т.д.) и на сценической площадке;

- формирование нравственные качества и уважительное отношение к представителям животного мира разных частей света;

- создание образа животного хореографическими средствами;

- создание здоровьесберегающей игровой ситуации для развития познавательной деятельности.

Обучающие задачи:

- активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о диких и домашних животных средствами хореографии;

- формировать навыки ориентировки в пространстве;

- закрепить навык исполнения поворота вправо – влево в паре (знания геометрических фигур);

- формировать умение двигаться по направлениям (по кругу, по диагонали, змейкой, фронтально по линиям);

- продолжать знакомить детей с формами танца (хоровод, перепляс).

Воспитательные задачи:

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного исполнения хореографического задания;

- воспитывать чувство “ансамбля”;

- воспитывать любовь к животным.

Развивающие задачи:

- развивать зрительную  и двигательную реакцию детей на вербальные и зрительные сигналы;

- развивать творческое воображение;

- обогащать словарь детей: интервал, хоровод, перепляс;

- развивать творческую активность детей в процессе танцевальной деятельности.

Методические приемы:

- вопросы к детям.

- использование образа сказочных героев (Красная шапочка, заяц);

- использование художественного слова – загадка, считалка;

- использование навыков рисования и аппликации;

- наглядный показ заданий и движений;

- наблюдение за сказочным героем;

- рассказ, беседа.

Предварительная работа.

Просмотр художественного фильма “Красная шапочка”.

Знакомство с точками зала 1–8 (четные, нечетные).

Разучивание танцевального припева “Песенка Красной шапочки”.

Разучивание считалки для разогрева.

Знакомство с видами животного мира в ходе режимных моментов.

Изготовление заготовок для аппликации (лошадка, овечка, лиса, медведь).

Материал к занятию: музыкальный материал, музыкальный центр, костюмы для сказочных героев, иллюстрации к заданиям (план-маршрут); переносная классная доска.

Ход урока

Этап деятельности Действия педагога Действия детей
Начало совместной деятельности:

вход в зал, поклон.

Организация детей, концентрация внимания, включение в образовательную деятельность Дети под музыку входят в зал, делают поклон
Знакомство с Красной Шапочкой. Приведение мышц и суставов в рабочую форму.

Создание игровой мотивационной ситуации.

Обсуждение с детьми плана предстоящего путешествия

Разминка.

 

Составление карты-маршрута путешествия. Дети обозначают направления движения (диагональ, круг, прямая, поворот)

Работа над темой.

Ситуативный разговор

Выявление “знания-незнания”

Стимулирование общения, любознательности детей

Вопрос, на каких животных можно проехать по горам?

 

 

Ответы детей.

Этюдная работа Напоминает о расположении точек зала. Понятие “направление движения”. Дети выполняют танцевальные шаги (простой шаг, галоп, подскок) имитирующие животных по направлениям (диагональ, фронтальная линия и т.д.).
Ситуативный разговор.

 

 

Танец “заячий перепляс”

Выявление “знания-незнания”. Стимулирование общения, любознательности детей

Вопрос о лесных животных.

Напоминает о правилах поведения в паре.

 

 

Ответы детей.

Дети танцуют перепляс, выстроившись, в линии друг перед другом (перекличка).

Музыкальная игра “Лиса и медведь”

Аппликация

Знакомит детей с игрой, дает инструкцию: Дети слушают и выполняют инструкцию в игре: демонстрируют хореографический образ животного, делают аппликацию животного.
Танец “Красная Шапочка”   Дети танцуют танец с Красной Шапочкой.
Рефлексия Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности, Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Сценарий урока

Дети под бодрую музыку входят в зал, выстраиваются в колонны по 4 человека.

Поклон.

Звучит песенка “Красная шапочка”. В зал вбегает Красная шапочка.

Красная Шапочка: Здравствуйте! Ой, ребята, куда это я попала? Что это? Какой зал большой!

Дети: Это детский сад. А в этом зале мы занимаемся хореографией.

Педагог: Дети, вы узнали Красную Шапочку? Красная Шапочка, куда ты идешь?

Красная Шапочка: Я иду к бабушке, вы ведь знаете мою историю? Так вот предлагаю вам пойти в гости к моей бабушке! Согласны?

Дети: Да!

Педагог: Тогда сделай с нами сначала разминку.

Звучит музыка, дети вместе с Красной шапочкой выполняют разминку.

Красная Шапочка: Ребята! Давайте вместе нарисуем маршрут нашего путешествия. Сначала нам нужно перейти горы – это будут две диагонали, затем мы выйдем к лесу – это (прямая линия), пройдем через поле - (круг), выйдем к опушке леса, а там и до моей бабушки совсем недалеко.

На большом листе бумаги дети рисуют направления движения.

Красная Шапочка: Скажите мне, пожалуйста, на каких животных можно проехать по горам!

Дети: На лошадке, на ослике.

Красная Шапочка: А какие это животные, домашние или дикие?

Дети: Домашние.

Красная Шапочка: Правильно! Ну, что вперед!

Дети парами выполняют танцевальные движения по диагонали, имитируя бег лошадки.

Красная Шапочка: Молодцы! Вот как быстро мы горы проскакали. Смотрите! Возле леса зайцы скачут, а может они танцуют? Давайте с ними спляшем перепляс?

Дети танцуют “Заячий перепляс”.

Красная Шапочка: Ох, зайцы, ну и прыткие вы! Пора и отдохнуть.

Музыкальная игра. Условие игры: дети делятся на две команды. Проигрывается мелодия. Первая команда Детей должна определить, какому животному по характеру подходит данный музыкальный материал, а другая - сделать аппликацию из заготовок (голова, туловище, хвост).

Красная Шапочка: Вот какие умненькие детки! Всё правильно определили. А вот и домик бабушки уже показался. Так вы мне понравились, что и расставаться не хочется. Вам понравилось путешествие? Давайте на прощание станцуем мой любимый танец “Красная Шапочка”.

Дети танцуют.

Красная Шапочка прощается с детьми и уходит.

Педагог: Вы молодцы, ребята. Помогли Красной Шапочке. Все правильно сделали. И по диагонали прошли, и круг красивый сделали, и фронтальную линию ровно исполнили!

Значит, Красная Шапочка к нам еще раз придет, и мы с вами пойдем в новое путешествие! До свидания!