Коррекционная направленность занятий по изодеятельности у дошкольников с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Задачи изобразительной деятельности в детских садах для детей с нарушением зрения расширены, по сравнению с детскими садами для детей с нормальным развитием.

Задачи изобразительной деятельности в специализированном детском саду:

всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание (задача, общая с массовым детским садом);

коррекция зрительной функции;

связь с лечебно-коррекционной работой, так как навыки, полученные в изобразительной деятельности, необходимы в работе детей на специальных аппаратах (синоптофоре, бивизотренере и т.д.)

Поскольку имеются различия в задачах, то и методики изобразительной деятельности также отличаются некоторыми особенностями, по сравнению с массовым детским садом. Для детей с нарушением зрения характерна обедненность рисунка из-за худшего зрительного восприятия. Детям надо больше времени для рассмотрения предмета, т.е. у ребенка плохо развит зрительный образ (он не представляет детально тот предмет, который должен нарисовать). Поэтому интерес к изобразительной деятельности часто отсутствует (“У меня не получается”, “Я делать не хочу). Изобразительная деятельность используется как средство коррекции всей личности, в том числе и недостатков зрительного образа, предметной деятельности и т.д. Без специальной целенаправленной коррекционной работы практически обучить детей изображению предметов удается только в отдельных случаях. В этой связи особую значимость, особенно в младшем возрасте, приобретает предварительная работа, т.е. обучение процессу обследования предмета. Ребенок должен четко понять строение объекта, уметь разложить его на составные части. Воспитатель учит анализировать строение объекта с точки зрения сенсорных эталонов – прежде всего формы основных деталей, цвета каждой детали. Особое внимание уделяется величине.

В предварительной работе используется фланелеграф: на нем выкладывается, например, пирамида из основных частей – деталей. Ребенок видит форму каждой детали (показ). Затем сверху эта пирамида закрывается формой, на которую похожа пирамида (треугольник) и делается вывод о том, что основная форма пирамиды – треугольник.

Далее дети должны обвести пальцем каждую деталь и основную форму, прорисовать общую форму в воздухе, проследить глазом, прорисовать на столе пальцем. Зрительный анализ делается на основе других анализаторов. Начинать обследование надо с сохранных анализаторов – осязание, обоняние, тактильно-двигательные упражнения – и уж затем на эту информацию накладывается зрительное обследование, т.е. выделение основных признаков. Всегда нужно помнить, что в рисовании ведущим признаком является форма. Например, при рисовании чашки основной деталью будет квадрат – если срезать два уголка, получается форма чашки, а к ней дорисовывается ручка. При рисовании птицы следует выложить детали, показать, как делается скругление, шея, спинка, которая переходит в хвост. Накануне занятия можно прорисовать птицу по трафарету.

На самом занятии необходимо иметь цветное изображение предмета и цветной образец, сделанный воспитателем или родителями. Показать действия можно на большом фланелеграфе. Воспитатель стоит слева, работаем толстым фломастером, или воспитатель сидит за столом, а дети стоят полукругом за ним. От того, как проведен воспитателей анализ образца и показ действия, зависит успех рисования детьми. Это очень важные моменты занятия и экономить на них время не следует. Рисование детей прерывать не рекомендуется, но нужно помнить, что основная нагрузка при этом падает на зрение детей, поэтому полезно провести с детьми упражнения на расслабление (“Закрой на секунду глаза, запрокинь голову, сложи ладошки на затылке, отбрось на них голову” и т.д.)

Организационная сторона занятия требует от воспитателя большого внимания, она более сложная, чем в массовом детском саду. Надо тщательно продумать, какую натуру дать и как ее лучше поставить. Иногда можно дать общую натуру (на фоне большого фланелеграфа), но лучше – на каждый стол. Рассаживать детей следует, сообразуясь с их зрением: на первые столы – страдающих амблиопией и расходящимся косоглазием, за последние – детей с более высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием. Очень полезно рисовать на мольберте, это способствует выравниванию взора.

Работая с детьми с нарушением зрения, необходимо помнить, что на начальном этапе надо поупражнять руку. Для этого детям представляют большую площадь стены – рисовальные доски (особенно младшим детям). Все дети по очереди рисуют речку на доске. Следует учить рисовать отдельные линии, тренировать руку, придать ей смелость. Можно закрыть глаза, покрутить карандашом на одном месте. Очень полезно использовать разные изобразительные средства: мел, мелки, карандаши, кисти разных размеров. При обучении рисованию очень важно научить детей правильно держать кисть, карандаш, причем одного показа, как правило, оказывается недостаточно. Приходится вкладывать кисть в пальцы ребенка и следить за тем, как он держит ее, в процессе рисования неоднократно поправлять. Перед началом занятия необходимо предлагать детям правильно взять карандаш, а по ходу рисования контролировать и поправлять детей.

В младшей группе на рисовании допускается использование внутренних трафаретов, т.е. обведение по внутреннему контуру и обучение раскрашиванию предмета. По форме прорисовываются края, затем середина. Трафарет используется на первых этапах, потому что зрительная недостаточность не дает возможности сразу правильно передавать форму. Трафарет помогает приблизить изображение к предмету. Применять трафарет надо до тех пор, пока дети не смогут без него обходиться, но с возрастом следует подходить к этому средству обучения дифференцированно: один детям предлагать внутренний, другим – внешний трафарет, третьим – обводку, сделанную воспитателем. Хорошо помогает в обучении рисованию использование лекал: волнистых, угольных, дорисовывание второй половины образца (елка, яблоко).

В дошкольной методике вопрос цвета не ставится, но в детском саду для плохо видящих в старшем дошкольном возрасте очень полезно давать задания с оттенками, насыщенностью цвета. Приведем пример занятия по рисованию яблока. Вначале задается определенный тон яблоку, на который потом накладываются другие оттенки. Соблюдается этапность раскрашивания, так как яблоко многоцветное, дается понятие освещенности путем показа разных тонов:

- 1-й тон очень слабый;

- 2-й тон – нужно найти краску чуть темнее первой;

- 3-й тон – нужно высветить самую темную сторону яблока.

С помощью насыщенности тона дается представление об объеме, большое внимание в рисовании уделяется цвету, порядку цветов и смешению, получению из основных цветов промежуточных:

красный + желтый = оранжевый;

синий + желтый = зеленый;

синий + красный = фиолетовый.

Большое внимание в изобразительной деятельности уделяется понятиям соизмеримости предметов, способам изображения пространства. Дается понятие о перспективе (три способа – удаление, перекрытие, выше – ниже), что используется в сюжетном рисовании. Сюжетное рисование вводится постепенно. Например, тема “Деревья”. Сначала дети рисуют листья, потом ствол дерева, потом лес. Затем переходят к многоплановому изображению по этапам. Сначала выкладывают на фланелеграфе лес (три величины деревьев), потом срисовывают, и лишь после этого – самостоятельное творчество, появление в лесу человека.

Очень полезно рисование с натуры. Например, тема “Яблоки”. Сначала рисуется одно яблоко, определяется его форма, величина, цвет, затем – два яблока, отличающиеся по величине, после этого – два яблока с учетом перекрытия (выкладывается на фланелеграфе). Допускается сначала срисовывание, поэтапная работа по трафарету:

обводим то яблоко, которое больше;

накладывает те яблоки, которые ближе, обводим;

раскрашиваем сначала то яблоко, которое ближе;

раскрашивает ту часть, которую видим у второго яблока.

Самое сложное рисование – изображение человека. Дается предварительный анализ позы, используются схемы, рисование портрета, модели человека, ведется предварительная беседа об эмоциях и мимике лица.

Можно проводить несколько занятий, объединенных одной тематикой (на одном листе). Например, в младшей группе проводится серия занятий по теме “Зима” с использованием одного и того же листа бумаги:

1-е занятие: “Идет снежок”;

2-е занятие: “Сугробы”;

3-е занятие: “Снеговик”.

В результате получается сюжетная картинка.

Важно не количество детских работ, а конечный результат. В работе с детьми с нарушением зрения не следует тратить много времени на свободное рисование, а нужно использовать его на приобретение новых навыков. Не нужно забывать о коррекционных целях при проведении занятий по рисованию. На первых этапах обучения – это коррекция моторики, умение выделять форму, цвет, величину.

Примерными коррекционными задачами на занятиях по рисованию могут быть следующие:

Развивать мелкую моторику.

Развивать глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки.

Закреплять умение фиксировать взор.

Учить правильно воспринимать сенсорные эталоны и самостоятельно отображать их в практической деятельности.

Развивать умение правильно передавать форму предметов, цвет, величину.

Развивать пространственное представление детей.

Закреплять знание цветов радуги.

Закреплять умение самостоятельно получать цвет и его оттенки.

Формировать представление о теплых и холодных тонах.

Учить воспроизводить изобразительные средства перспективы.

Развивать умение самостоятельно выделять изобразительную перспективу.

Организация рабочего места ребенка с нарушением зрения в процессе рисования имеет ряд особенностей. Рекомендуется использовать подкладку по цвету (в зависимости от зрительного диагноза), по размеру (слабовидящим меньше) листа бумаги; размер листа, его фон зависят от остроты зрения (целый лист или его половина); для детей со значительной потерей зрения используется вертикальная подставка для индивидуального образца.

Следует удобно располагать учебный материал на столе для рисования в зависимости от окклюзии.

При обучении детей с нарушением зрения на занятиях по рисованию применяемый образец должен быть крупный, точный по цвету, форме, приближенный к реальности или используется реальный предмет. Необходим лист для крупного, поэтапного (1, 2 или 3 элемента), частичного (1, 2 совмещенных элемента, сложные соединения) показа и показа конкретного элемента (цвет, форма, величина). Для развития самостоятельности, творчества детей в рисовании используются дополнительные пособия: эталоны цвета, формы, величины; отдельные изображения к сюжетам: елка, человек, дом и т.д.; отдельные изображения для понимания плановости рисунка, перспективы рисунка (дом большой и маленький, дерево большое и среднее, машина большая и средняя); натура (2–3 одинаковых предмета или одна достаточно крупная, чтобы видели все дети; учитывать яркость натуры, дальность расположения, ее реальность).

При демонстрации образца педагог должен находиться лицом к детям. Следует заранее подготовить место для анализа работ детей. Это может быть выставка, общий пейзаж, 3–4 рисунка для сравнения, 1 – для сравнения с образцом и т.д. Педагог должен соблюдать большую тактичность при анализе работ детей, так как ребенок может обидеться, совсем отказаться от рисования, у него может появиться неуверенность в себе и т.п. В оценке детских работ можно отметить: эстетику (цвет, сочетание цветов, чистоту, аккуратность);

точность выполнения задания (по форме, цвету, расположению, включению заданных объектов);

самостоятельное включение ранее изученных элементов (по теме);

самостоятельное включение в рисунок новых элементов, удачность их использования;

самостоятельность в выборе темы.