Цель мероприятия: активное вовлечение учащихся в общешкольные мероприятия для сплочения детского коллектива и создания благоприятного социально-психологического климата в школе с многонациональным составом, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Задачи мероприятия:
- познакомить с традициями и обычаями праздника Навруз;
- способствовать воспитанию эстетической культуры;
- развивать умение слушать, мышление, память;
- раскрытие артистических способностей учащихся;
- формирование коммуникативных навыков;
- использование народных игр в организации активного отдыха и укрепления здоровья учащихся.
Ход мероприятия
(Звучит музыка)
1 ведущий: Весна. Прекрасная пора.
Конец морозам и метелям,
И очень рада детвора
Звенящим солнечным капелям.
2 ведущий: А на реке уж треснул лед,
И птицы весело запели,
И солнце радует народ,
И всё звенят, звенят капели.
1 ведущий: Исәнмесез балалар, кәдерле кунаклар, укытучылар!
2 ведущий: Здравствуйте, ребята, дорогие учителя, уважаемые гости!
1 ведущий: Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей был приход весны. По-разному встречали его разные народы. Как праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год.
2 ведущий: Весна — время года, символизирующее молодость, творческое и духовное обновление. В эти выходные большинство мусульман отмечают Навруз. Название в переводе с языка фарси означает "новый день". Это одновременно и праздник весны, и встреча Нового года. По традиции в Навруз готовят праздничный стол, на котором обязательно должны быть семь блюд, название которых начинается с буквы "с".
1 ведущий: Навруз символизировал вечное обновление жизни. Праздник Навруз повсеместно сопровождался уничтожением старых вещей, генеральной уборкой. Символом Навруза и нового года является суманак (сумалак) — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
2 ведущий: В этот день необходимо простить своим врагам самые страшные обиды, а потому люди стараются сказать друг другу и всем окружающим как можно больше слов благодарности и приветствия. Не забывается и о гостеприимстве и благотворительности – в день начала праздника нужно обязательно накормить голодного и одарить обездоленного.
1 ведущий: Мы сегодня собрались
Чтоб встретить праздник весны – Навруз!
2 ведущий: Улыбки, игры, звонкий смех,
Пусть радуют сегодня всех.
1 ведущий: Но прежде чем Наврузбикэ встречать нужно с почестями Зимушку проводить!
2 ведущий: А может, Зима еще недалеко ушла? Давайте, мы её позовём!
(Предлагает гостям в зале кликнуть Зиму - Зимушка-зима 2 раза)
/Под музыку выходит опечаленная Зима/
Зима: Снег за мною стелется,
Я сама бела.
Я - Зима-метелица
В гости к вам пришла.
Зачем меня звали?
1 ведущий: Чтобы с почестями проводить тебя.
2 ведущий: Зимушка-Зима!
Что-то ты невесела?
Не ласкают снежны бури?
Что ты часто хмуришь брови?
Здорова ли ты?
Зима: Ах,
1 ведущи:й Полно, Зимушка, печалиться.
Ты еще не так стара.
(Зима смотрит на себя в зеркало.)
Зима: Да, ты прав, не так уж я стара.
Морщины - это ерунда.
2 ведущий: Ну-ка, встань да прибодрись,
По кругу веселей пройдись.
Зима: Ребятушки, а развеселите-ка меня напоследок, да танец мне веселый покажите!
1 ведущий: Существовало поверье: чем веселее будет праздник Навруз, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому в этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости, желали здоровья и благополучия им и их семьям, звучала музыка, песни и шутки.
Татарский танец
Зима: Вот теперь все в полном порядке. Можно и Навруз встречать.
Учащиеся читают стихотворения
Әйдә, кояш, сип нурынны,
Кызганма бер дә,
Зур бәйрәм, күңелле бәйрәм
Яз килэ бүген безгә
Тизрәк кил безгә, җылы яз,
Тизрәк-тизрәк кил!
Куяннар тунып беткәндер,
Иссен җылы жил
Чәчәкләр белән күмелсен
Без яшәгән ил.
Тизрәк кил безгә, җылы яз,
Тизрәк-тизрәк кил!
2 ведущий: Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки
Греет солнышко с небес
В гости к нам идёт …. Навруз
Зима: Слышен звон бубенцов.
На “лошадях”въезжают Убырлы корчек, переодетая в Наврузбикэ и Шурале.
Убырлы корчек и Шурале: Расступись, поберегись, дай дорогу! Тр-р-р!.. Кажется приехали!
Шурале: Наврузбикэ звали?
Зима: Звали.
Шурале: Получите и распишитесь.
Зима: За что расписываться? Наврузбикэ я не вижу.
Убырлы корчек: Ты что, Зима, Наврузбикэ-красавицу не признала? Приглашали? Встречайте, как положено! Привет, ребятки! Я так торопилась, что шпаргалку свою забыла. (Шурале). Ну-ка, поди сюды. Что дальше-то? (Шурале на ухо ей подсказывает). А-а-а. Вспомнила. Пора, говорят, на должность заступать. Все, Зима, ты можешь быть свободна, мне тут с тобой некогда болтать, пора работать, я 100 лет мечтала об этой роли, на специальных курсах обучалась.
Зима: Так, значит, ты ненастоящая Наврузбикэ?
Шурале: Как это, ненастоящая?
Убырлы карчык: Самая что ни на есть настоящая, и даже документ имеется.
(Показывает свёрток).
Зима: Назначается Наврузбикэ на весь праздник! Ну и дела!
Шурале: И печать имеется.
Убырлы карчык: И подпись .
Зима: Что-то подпись неразборчива.
Убырлы корчек: Ну, Зима, совсем ты стара стала, читать разучилась?
Шурале: Видишь, подпись самого важного начальника: Шурале. (Стучит себе по груди)
Зима: Ну, теперь все ясно. Мы тебя на должность Наврузбикэ принять не сможем.
Убырлы корчек: Как это - не можете? Я готовилась, готовилась, никому ничего плохого и… хорошего не сделала..
Зима: Да потому, что должность Наврузбикэ не так-то просто получить. Это звание заслужить нужно.
Убырлы корчек: О, так это проще простого! Говори, что делать нужно? Для меня это пустяк!
Зима: Наврузбикэ очень скромная и добрая ! А самое главное, она должна быть очень талантливой. Вот есть у тебя хотя бы один талант?
Шурале: О-о, у нашей красавицы полно талантов.Она умеет на метле летать, колдовать, дразнить ребят (строит рожицы детям)
Зима: Да это не талант, это хулиганство какое-то! А умеешь ли ты танцевать?Убырлы корчек: Раз плюнуть (музыка – быстрый татарский танец).(Запыхавшись) Погодите, не могу больше! Уморили!
Зима: Не быть тебе, Убырлы корчек, Наврузбикэ
Убырлы корчек: Никуда я не уйду и весь праздник вам испорчу! (Шурале что-то шепчет Убырлы корчек) Точно. Я откажусь от роли Наврузбикэ, если выполните наши задания. Первое задание - загадки отгадайте. Вот первая загадка:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ... (Весна)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам ... (Грачи)
Шурале: А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы играть.
Шурале: Дуслар, кая барасыз?
Дети: Без урманга барабыз
Шурале: Урманда сез нишлисез? (Шурале трясёт длинными пальцами, пугая ребят)
Дети: Чэчэклэр жыябыз
Шурале: Шурале килсэ, нишлисез?
Дети: Без аннан куркмыйбыз! (При приближении Шурале дети не шевелятся, не смеются).
Убырлы корчек: Ну надо же, все задания выполнили. Наверное, я что-то не так сделала, раз не гожусь на роль Наврузбикэ. Но где-же настоящая Наврузбикэ, как её найти?
1 ведущий: Всему на свете свой черёд
И следом за метелью
Нам позывные подаёт
Весна своей капелью.
Зима: Ой, что это за шум?
Шурале: Это весна в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.
Убырлы: Пришла пора, все оживает!
Подснежники уже цветут
И по небу грачи летают,
На крыльях к нам весну несут
Залетают грачи, с Наврузбикэ на “крыльях” - под музыку.
Наврузбикэ:
Исәнмесез!
Агымсулар кичтем мин, сезгә килеп життем мин.
Инде мине тыңлагыз, монаеп утырмагыз –
Уйнагыз да, көлегез, биегез дә, җырлагыз.
Наврузбикэ: Здравствуйте мои друзья,
Всех вас рада видеть я.
Знаю, ждут меня повсюду,
Приношу я радость людям.
2 ведущая: Весна журчит, как птичья трель
Звенит хрустальным бубенцом
1 ведущая: Она ломает снег и лёд
Весна журчит, звенит, поёт
Ребята поют песню “Яз килә”.
Наврузбикэ: До свидания, Зима, уходить тебе пора.
Наступает мой черёд, не была я целый год.
Зима: Тебя, Наврузбикэ, не подпущу,
Как завою, засвищу,
Позову к себе пургу и тебя прогнать смогу.
Наврузбикэ: Ты напрасно рассердилась,
Ты, сестрица не права,
Если б я не появилась,
То не выросла б трава.
Зима:
Что же это в самом деле?
Вечно споришь ты со мной.
Я пушиста и бела,
Ребятишкам я мила!
Позволяю им кататься
И на горке, и на льду,
Игра “Заморожу”
Я желаю оставаться,
Я отсюда не уйду.
Я тебя запорошу и метелью оглушу,
Я тебя заледеню и отсюда прогоню
Наврузбикэ: Может землю мне прогреть,
И костёрчик тут развесть?!
Чтобы вы повеселились,
И согрелись все вы здесь.
2 ведущая: Во время праздника Навруз звучала музыка, песни, пляски, разжигали костер, прыгали через него.Совершалось это в целях избавления от всяких болезней, несчастий, бедствий, очищения от грехов.
Игра-соревнование “Кто выше?”
Зима: Стало жарко тут сейчас
- Что ж, пришла пора прощаться,
И в дорогу собираться,
Меня встречайте в декабре.
Всегда я рада детворе!
Прошу меня не забывать,
Новых встреч со мною ждать!
Убырлы и Шурале уходят вместе с Зимой под музыку.
Учащиеся начальных классов:
- Вот и кончилась зима.
Птицы прилетели.
- К нам художница - весна
Постучалась в двери.
- Принесла весна с собой
Много разной краски:
- Небосвод стал голубой,
Зелен лес, как в сказке.
1 ведущий: По приметам люди определяли какой будет весна, лето, каким будет урожай в этом году. (Приметы весны читает ученик на слайде)
2 ведущий: Уважаемые гости и присутствующие, а знаете ли вы, поговорки и пословицы о весне?
Наврузбикэ: Я очень рада, что вы меня любите и ждёте. Я тоже ждала встречи с вами и приготовила для вас угощение (национальное блюдо чак-чак).
1 ведущий: Фиалки, медуницы,
Весной в лесу цветут
И звёздочки кислицы
Белеют там и тут.
2 ведущий: А голубой подснежник
Весны сынок родной
Доверчиво и нежно
Глядит на нас с тобой.
Песня “Солнечная капель”
1 ведущий: Вот настал момент прощания,будет краткой наша речь
2 ведущая: Всем спасибо за внимание, за задор, весёлый смех
1 ведущая: Говорим мы до свидания, до счастливых новых встреч
2 ведущая: Язлар, өйләр имин булсын, күк йөзе аяз булсын.
1 ведущая: Барчабызга сәләмәтлек, бәхет, шатлык Нәүрүз алып килсен!
2 ведущая: Исэн сау булыгыз!
1 ведущая: До свидания!