Коррекционно-развивающая программа для коррекции отклоняющегося поведения подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок вслед за взрослыми возросло и число подростков, склонных к асоциальному поведению. Девиантный подросток склонен к совершению правонарушений, к различным видам зависимостей, проявлению агрессии по отношению к окружающим. При девиациях изменяется вся система деятельности в целом, при этом происходит искажение ценностно-мотивационной, социальной, когнитивной сфер, нарушается адекватное ощущение и восприятие, как внутреннего мира подростка, так и внешнего. Противоречивость во внутреннем мире подростка, в особенности между самооценкой и оценкой личности окружающими, в большинстве случаев приводит подростка к поиску социальных групп, принадлежность к которым способствует удовлетворению потребности в самоуважении. Чаще всего эти социальные группы деструктивно действуют на их не сформированную личностную сферу. В рамках программы подростки будут обучаться взаимодействию с окружающими, с самим собой, учиться овладевать навыками самостоятельности и ответственности, получат общую осведомленность о правовых нормах поведения. Так же, нами будет производиться коррекция ценностно-мотивационной сферы таких подростков, которая в большинстве случаев у них не сформирована или имеет патологическую направленность. Важно помочь увидеть подросткам свое будущее и как оно может меняться от их собственных решений.

Цель программы: развитие у участников социально-приемлемых способов контакта с социумом, активация механизмов самопознания и коррекция нарушения поведения в контексте межличностного взаимодействия.

Основные задачи программы.

  1. Открытие у подростков в себе тех качеств и навыков, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.
  2. Формирование активной жизненной позиции участников и развитие у них способности производить значимые изменения в собственной жизни.
  3. Формирование конструктивного контакта с социумом.
  4. Получение подростками нового опыта, способствующего минимизации нарушений личностной и поведенческой сфер.
  5. Обучение участников индивидуализированным приемам межличностного общения.
  6. Формирование у участников новых жизненных целей.
  7. Снижение у подростков уровня агрессии по отношению к себе и окружающим.

Целевая группа: подростки в возрасте от 13–14 лет.

Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий по 1 часу каждое.

Количество участников: от 7 до 10 учащихся.

Этапы проведения коррекционной программы:

1 этап – цель: создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем, сплочение группы. Данный этап состоит из 2 занятий, в ходе которых происходит знакомство среди участников группы, сплочение в единое целое, учащиеся знакомились с данной формой работы, так как она была для них новая.

2 этап – цель: осознание моделей поведения в различных ситуациях, формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов. Данный этап состоит из 6 занятий, в ходе которых подростки в играх и упражнениях учатся конструктивно решать конфликты, отстаивать свою позицию.

3 этап – цель: развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя, проработка эмоциональных состояний, завершение курса.

Тематический план и конспект занятий по коррекции девиантного поведения подростков

Тема занятия Цель План занятия Время
1. Знакомство Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. Чувствование границ своего тела. Принятие правил групповой работы, упражнение “Куклы”, упражнение “Живые лица”, рефлексия 45 мин.
2. Взаимодействие в группе Сплочение группы. Формирование конструктивного контакта Упражнение “Круг знакомств”, упражнение “Лабиринт”, рефлексия 45 мин.
3. Отработка навыков поведения в затруднительных ситуациях Осознание моделей поведения в различных ситуациях Ролевая игра “Бункер”, Упражнение “Остров”, рефлексия 45 мин.
4. “Я — это я” Формирование своей позиции Упражнение “Билль о правах”, упражнение “Дискуссия”, упражнение “Умение говорить нет”, рефлексия 45 мин.
5. “Я решаю конфликт” Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций Упражнение “Автобус”, Упражнение “Конфликты и способы их разрешения”, рефлексия 45 мин.
6. Снятие напряжения, методы расслабления Обучение адекватным способам расслабления и разрядки эмоционального напряжения Упражнение “Групповая скульптура”, упражнение “Рисуем музыку”, упражнение “Уши – нос”, упражнение “Посидите так, как сидит...”, рефлексия 45 мин.
7. Умение сказать нет, саморегуляция Отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов Упражнение “Вавилонская башня”, Ролевая игра “Финансовые авантюристы” Рефлексия 45 мин.
8. Построение партнерских взаимоотношений Развитие умения строить конструктивные партнерские отношения со сверстниками и взрослыми. Упражнение “Веревочка”, упражнение “Маг и Карлик”, рефлексия 45 мин
9. Толерантность Развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе, принятия себя. Упражнение “Три на три”, упражнение “Четыре квадрата”, рефлексия 45 мин.
10. Эмоции, рефлексия Проработка эмоциональных состояний, завершение курса упражнение “Обвинитель”, упражнение на заземление, упражнение “Смешарики” , упражнение “Каменная статуя”, упражнение “Сочинение” 45 мин.

Список литературы

  1. Коррекционно-развивающая программа для подростков “Фарватер” / Под ред. Е.В. Емельяновой. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
  2. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения. - СПб.: Издательство “Речь”, 2008. – 192 с.

Приложение 1