Коррекционно-образовательные цели:
- активизация словаря по теме “Космос”;
- совершенствование навыков слогового анализа;
- совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, образование притяжательных прилагательных).
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, мышления, воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков взаимопонимания, инициативности, самостоятельности.
Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные зеркала, счетные палочки.
Ход занятия
Этапы занятия | Описание задания | Методические рекомендации |
1. Орг. момент | На доске изображения ракеты,
спутника, космонавта, луны, солнца. Дети по очереди называют картинки, делят их названия на слоги, а затем садятся на стульчики. Логопед сообщает детям, что сегодня они совершат космическое путешествие. |
Использование интерактивной доски для демонстрации картинок. |
2. Артикуляционная гимнастика | Логопед. Для того чтобы наш
язычок сегодня не ленился, давайте сделаем для
него гимнастику. На доске появляются символы артикуляционных упражнений основного комплекса артикуляционной гимнастики: “Заборчик”, “Трубочка”, “Лопатка”, “Иголочка”, “Качели”, “Горка”. Дети выполняют упражнения с помощью индивидуальных зеркал. |
Использование интерактивной доски в виде наглядного плана артикуляционной гимнастики. |
3. Выкладывание из палочек ракеты по образцу. | Логопед. В путешествие мы
полетим на ракете. На доске изображение образца ракеты из палочек. Логопед предлагает детям выложить такую же ракету счетными палочками на столах. |
Функция “утилита
множественного клонирования” позволяет множить
объекты. Образец ракеты выполняется с использованием технологии “тащи и отпусти”. Использование интерактивной доски в виде наглядного материала. |
4. Отгадывание загадок | Логопед. Во время полёта, мы
будем пролетать мимо различных космических
объектов. Дети отгадывают загадки, предложенные логопедом. 1. В космосе сквозь толщу лет 2. По темному небу рассыпан горошек 3. Астроном – он звездочёт, |
На экране находятся отгадки, закрытые прямоугольниками. Отодвинув его маркером, ребёнок проверяет, правильно ли отгадана загадка. |
5. Пальчиковая гимнастика “Пуск” | 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-Пуск! Поочередное соединение большого пальца с мизинцем, безымянным, средним и указательным пальцем. |
Использование интерактивной доски в виде фоновой заставки |
6. Упражнение “Посмотри и назови” | Логопед. Сейчас я буду
открывать картинки по очереди, а вы посмотрите на
картинку и скажите, что на ней нарисовано. Дети. Два спутника. Логопед с помощью “шторки” открывает следующие объекты. Дети. Пять спутников. Логопед с помощью “шторки” открывает следующие объекты. Дети. Три ракеты. Логопед с помощью “шторки” открывает следующие объекты. Дети. Шесть ракет. |
Функция “утилита
множественного клонирования” позволяет множить
объекты. Инструмент “затемнение экрана” используется для поэтапного представления объектов. Использование интерактивной доски в виде наглядного материала. |
7. Динамическое упражнение “Невесомость”. | В невесомости плывем Мы под самым потолком. (Дети расходятся и стоя на одной ноге, делают медленные движения руками вверх – вниз с выносом прямой ноги). |
Использование интерактивной доски в виде фоновой заставки с музыкальным сопровождением. |
8. Космическая гимнастика для глаз |
Логопед предлагает детям глазами следить за передвижением космического объекта на экране. | Использование интерактивной доски для зрительной гимнастики |
9. Упражнение “Опиши фантастическое животное” | Логопед. Мы пролетаем мимо не
знакомой планеты. Рассмотрите внимательно
животное, которое живёт здесь. Его части тела
напоминают известных нам животных. Давайте
составим предложения об этом невиданном звере,
которые будут начинаться так: “У этого
животного…” Логопед с помощью инструмента “лупа” выделяет нужную часть тела. Дети. У этого животного крокодилий хвост. У этого животного птичьи лапы. У этого животного поросячий нос. У этого животного верблюжьи горбы. У этого животного лошадиные копыта. |
Инструмент “лупа” позволяет выделить необходимый фрагмент для рассмотрения. Использование интерактивной доски для демонстрации изображения. |
10. Окончание занятия | Логопед. Сегодня наше космическое путешествие закончилось, поворачиваем домой: 1-2-3-4-5! Вот мы опять в садике. Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали, какие игры и упражнения им понравились. Оценивание работы каждого ребенка. | Использование интерактивной доски в виде фоновой заставки с музыкальным сопровождением. |
Список литературы
- Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / авт.-сост. О.Ф. Брыскина. – Волгоград: Учитель, 2011.
- “Логопед”. Научно-методический журнал, 2012, №1.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- http://74202s079.edusite.ru/p27aa1.html
- http://omel.ucoz.ru/index/zritelnaja_gimnastika/0-47
- http://www.tarologiay.ru/?p=2342
Интернет-ресурсы