Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока.

1. Провести целостный анализ стихотворения.

2. Формировать навык многоуровневого анализа стихотворения.

3. Воспитывать любовь к поэзии, учить ее понимать.

Оборудование урока.

  1. Портрет М. Ю. Лермонтова.
  2. Запись романса А. Е. Варламова “Белеет парус одинокий”.
  3. Репродукции картин Айвазовского о море: “Парус”, “Буря у мыса Айа”, “Кораблекрушение”, “Радуга”.
  4. Текст стихотворения, написанный в 2 цветах:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Ход урока

1. Чтение текста. (В записи, учителем или подготовленным учеником).

2. Прослушивание романса Варламова.

3. Сообщение 1 ученика.

М.Ю. Лермонтов - младший современник А.С. Пушкина. Он очень его любил, восхищался его поэтическим даром, был потрясен его гибелью, унаследовал вольнолюбие Пушкина.

Стихотворение “Парус” было написано в 1832 году, когда Пушкин был еще жив. В стране царила последекабристская реакция. Лермонтов оставил университет, Москву, переехал в Петербург, поступил в школу гвардейских прапорщиков. Свобода и независимость студенческой жизни остались в прошлом, впереди поэта ждал режим военной казармы. Неясность будущего, смутная тревога перед ним, тоска по счастью, одиночество, непонятость, стремление гордо встретить все жизненные бури - вот сложный комплекс пере живаний, волнующий юношу.

Глядя на неяркий морской пейзаж Финского залива он сочиняет “Парус”, в котором отразились его характер, размышления, чувства.

4. Работа с картинами. 2 ученик.

- Посмотрите на картины. Каковы ваши впечатления? (Высказывания учеников).

- Оставляет ли море кого-нибудь равнодушным? (Естественно, нет.)

О море писали Пушкин, Жуковский, Фет, Тютчев. И у каждого море свое. Какое же море у Лермонтова?! (Он тоже определенно не относится к нему равнодушно.)

5. Беседа учителя с учениками.

- Прочитайте только строки о море.

  • Это пейзаж моря? (Да. Это прекрасное описание картины моря).
  • Как показано великолепие моря?(С помощью эпитетов: голубой туман ,струя светлей лазури, золотой луч, белый парус. Мы видим яркий, сверкающий, манящий мир.)
  • Слышим ли мы море? (Да, поэт применяет звукопись: “ветер свищет”, “мачта гнется, скрипит”).
  • Сколько состояний моря показано? (Три: спокойное ,бурное, снова спокойное.)
  • Это три разных пейзажа? (И да, и нет. И три разных пейзажа, и одновременно изображение одного предмета в разных состояниях, предмета непостоянного, изменчивого , не могущего быть статичным, спокойным, застывшим. Это целостная динамичная картина вольного, свободного, беспредельного, вечно волнующегося моря.)
  • Какое чувство должно невольно возникать при взгляде на эту картину? (Чувство радости, гордость за море, ощущение его силы.)
  • Возникает ли оно? Что нас настораживает?(1 строка - “белеет парус одинокий”).

Учитель.Это лирический зачин, ключ, эмоционально перенастраивающий читателя. Поэт переключает внимание на парус, заставляет задуматься о слове “одинокий”.

Читаем строки о парусе.

  • Это описание? Пейзаж? (Это размышления лирического героя о Парусе).
  • В чем их особенность? (Слово “парус” больше не повторяется. Оно заменено местоимениями : он ищет, “он кинул”, “ он счастия не ищет”, “он просит бури”).
  • Говорят ли так о неодушевленном предмете? (Нет. Это метафоры, парусу сообщаются признаки живого существа, мы начинаем воспринимать его как живого).
  • На какого человека он похож? (Очень смелого, не боящегося бури, в борьбе с бурей ищущего смысл жизни. Он активен, непокорен, напрягает все свои жизненные силы.).

Учитель. Здесь заявлена тема стихотворения: романтический порыв сильной личности к идеалу.

  • Как определяет лирический герой состояние Паруса? (Мятежный)
  • Какие синонимы можно подобрать? (Тревожный, мятущийся, неспокойный, бурный).

Учитель. Состояние Паруса полностью связано с картиной моря:

море спокойно - Парус в нем одинокий, от этого грусть, тревога;

море бурное – “увы!”, на возникшие вопросы нет ответа, счастье невозможно;

море спокойно – Парус мятежный, ощущается сочувствие Парусу и гордость за его силу и мужество.

В этом и заключена идея стихотворения - сочувствие Парусу в его одиночестве и гордость за его мятежность.

  • Как вы понимаете последнюю строку “как будто в бурях есть покой”? (В ней заключен глубокий философский смысл. Это точный ответ на поставленный вопрос “что ищет он”. Парус ищет такую свободу, как у моря, безграничную свободу быть таким, каким хочет. Обретя такую свободу, Парус обретет и покой, и счастье как божественную гармонию природы).
  • Что такое гармония, дисгармония? (Гармония - стройность в сочетании чего- нибудь , согласованность. Дисгармония - разлад , отсутствие согласованности).

Учитель. В этом стихотворении прослеживается двуплановость. В художественном мире Лермонтова море соотнесено с бушующим житейским морем, жизнью как таковой, а Парус с человеком, одиноким в этом море. В этом плане стихотворение является размышлением о жизни человека в житейском море и утверждением, что счастье - это вечная неуспокоенность, вечный поиск человека , что это и есть гармония его существования. Без неуспокоенности невозможно найти истину.

Движение к гармонии - вечное состояние человека, ведущее к обретению истины.

  • Обычный ли это образ – образ Паруса? Как называется такой образ? (Это образ - символ, предмет, условно выражающий суть какого-нибудь явления. Парус - символ человека, воплощение мятежности человеческого духа , человеческой неудовлетворенности, конфликта со всеми законами бытия ради обретения гармонии).
  • Какой образ еще является символом в стихотворении? (Образ моря).
  • Каково его значение в стихотворении? (Он помогает понять и прочувствовать одиночество и мятежность паруса, которые просто невозможно было бы понять и почувствовать без образа изменчивого и беспредельного моря.)

6. Итоги урока.

Учитель. Простым и непонятным кажется это стихотворение только при беглом и поверхностном чтении. На самом же деле в нем заключены чрезвычайно сложные чувства: грусть и мятежность, ликование и тревога, пылкость и безнадежность. В нем заключены также и глубокие размышления об одиночестве и страстном стремлении к счастью, желании активного вмешательства в жизнь и отказе от покорности судьбе.

Нам только надо научиться читать. А великий поэт может нас возвысить в наших поисках истины

7. Домашнее задание.

- Выучить стихотворение наизусть; научиться рассказывать, подчеркивая различные чувства лирического героя.

- Сравнить стихотворение Лермонтова и романс Варламова. Что больше понравилось и почему.