Урок русского языка по теме "Вставные конструкции". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Учебно-методический комплект: программа: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2008. – 47 с.

Учебник Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык: 8 класс / Научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2011. – С. 182–184.

Форма урока: традиционный.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Место урока (актуальность урока).

Цели урока:

- обеспечить условия для формирования представления о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных, обособленных конструкций, совершенствования произносительной (правильное чтение предложений с вставными конструкциями) и правописной (расстановка знаков препинания на письме) сторон речи;

- содействовать совершенствованию таких универсальных учебных действий, как преобразование (анализ, синтез), сохранение и передача информации, сравнение явления на основе самостоятельно выявленных или указанных признаков; определение цели предстоящей учебной деятельности, свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;

- создание условий для возникновения потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремления к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа с текстом учебника, создание проблемной ситуации, выполнение практических заданий, самооценка и т.д.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.

Определение отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку. Организация внимания.

На столе у каждого из Вас лежит “Карта мысли” (Приложение 1). Вам предстоит заполнить её в течение урока, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке.

Итак, за работу (Демонстрация презентации. Приложение 2).Слайд 1.

2. Этап всесторонней проверки знаний

Слайд 2

??? Орфографическая разминка “Третий лишний” (4 балла)

Вспомните соответствующие орфографические правила, т.е. правила написания слов. Найдите в каждом ряду слово, которое не подчиняется общему правилу правописания. Объясните, почему.

  1. соб_ратель, заж_гать, соч_тание, вн_мание;
  2. совреме_ик, связа_ы, естестве_о, пусты_ый;
  3. (по)французски, (по)зимнему, (по)нашему, (по)видимому;
  4. окруж_нный, холщ_вый, плеч_м, горяч_.

Проверим. Слайд 3

  1. собИратель, зажИгать, сочЕтание, внИмание (сочетание – слово-исключение среди корней с чередованием);
  2. совремеННик, связаНы, естествеННо, пустыННый (связаны – -н- в суффиксе краткого причастия);
  3. по-французски, по-зимнему/по зимнему (снегу), по-нашему/ по нашему (мнению), по-видимому/ по видимому (следу) (по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно);
  4. окружЁнный, холщОвый, плечОм, горячО (окружённый – -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма глагола)).

Слайд 4

??? Полный синтаксический и пунктуационный разбор простого осложненного предложения – 5 (списать предложенное предложение, расставить знаки препинания, разобрать по членам предложения, указать способ выражения членов предложения (часть речи), вид (сказуемое – ПГС, СГС, СИС; определение – согласованное, несогласованное; дополнение – прямое, косвенное; обстоятельство – образа действия, времени, места, причины, следствия, уступки, условия, цели), дать характеристику предложения по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное; по интонации – восклицательное, невосклицательное; по наличию грамматических основ – простое, сложное; по наличию главных членов – ДП, ОП (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное); по составу всех членов предложения – полное, неполное; по наличию второстепенных членов – распространенное, нераспространенное; чем осложнено – однородными членами, обособленными членами, уточняющими членами, пояснительными членами; построить схему, объясняющую расстановку знаков препинания).

Каждому обучающемуся дается для анализа отдельное предложение. (Приложение 3)

??? Назовите встретившиеся Вам при разборе простого предложения синтаксические конструкции, которые осложняют его структуру?

(Обособленное определение, обособленное обстоятельство, обособленное дополнение, уточняющие члены предложения, пояснительные члены предложения)

??? Какую функцию выполняют обособленные члены предложения в речи? (Выражение добавочного высказывания, пояснение, уточнение, выделение, ограничение, присоединение, сравнение, уподобление)

В случае затруднения, подвести обучающихся к ответу через примеры.

1) выражение добавочного высказывания: Создавая новую книгу, часто забываешь о предыдущей;

2) пояснение, уточнение: Направо, недалеко от центральной улицы, стоял этот дом;

3) выделение, ограничение: В доме никого не было, кроме своих;

4) присоединение: Глаза так и светились – от счастья;

5) сравнение, уподобление: Лето в этом году было сырое, как осень.

??? Вспомните и назовите синтаксические конструкции, которые так же, как и обособленные члены предложения, осложняют структуру простого предложения? (конструкции, грамматически не связанные с членами предложения: обращение, вводные слова, вводные словосочетания, вводные предложения). Слайд 5.

??? Определите, чем осложнено простое предложение. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

(Вводным словосочетанием; 1) 1, 2)

Книга была (1) по его словам (2) единственным средством “добывания” информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.

1) 1, 2; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 3, 4; 4) 1, 3.

Слайд 6, 7

“Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных”, - писал Иван Александрович Гончаров еще в 19 веке.

А российский журналист 21 века Андрей Мирошниченко в одном из своих интервью заметил: “Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет”.

??? Как вы понимаете эти высказывания?

В советском фильме о школе “Дневник директора школы” есть замечательный эпизод. К Борису Николаевичу Свешникову, директору школы, пришла интеллигентная, обаятельная женщина устраиваться на должность учителя начальных классов. Борис Николаевич задал всего один вопрос, который определил его решение: “Как Вы добирались до школы?” А в ответ услышал: “На транвае”. Через какое-то время пришла устраиваться скромная девушка. На аналогичный вопрос она ответила: “На автобусе”. Директор школы не растерялся и продолжил экзамен: “На каком еще транспорте можно доехать до школы?” “На троллейбусе, на трамвае”. “Пойдёмте, я познакомлю Вас с Вашим классом”. Слайд 8.

Устраните ошибки, допущенные в речи, используя знания о языке. (Приложение 4).

Слайд 9, 10, 11

Молодцы! С заданием справились. Но несмотря на это, я предлагаю Вам продолжить изучение языка. Согласны?

3. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний

??? Давайте сейчас произведем сравнение обособленных членов предложения и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения. Прежде чем выполнить это задание, скажите, пожалуйста, что значит сравнить предметы, явления? (Сравнить – значит найти отличительные и общие черты)

??? По каким, как Вы думаете, критериям можно сравнить обособленные члены предложения и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения? (Значение, место в предложении, степень распространенности, грамматическая связь с другими членами предложения, выполняемая синтаксическая функция, интонация, знаки препинания). Слайд 12.

Заполнение таблицы (Приложение 5)

Проверка таблицы. Слайд 13–18

При проверке пункта таблицы “Вводные конструкции. Общее грамматическое значение” уточнить, какие чувства могут передаваться вставными конструкциями (радость, удивление, сожаление, страх, стыд и т.д.).

Физминутка

Общение людей происходит не только посредством языка, но и посредством мимики, жестов, позы. Давайте немного отдохнем. Я называю вводную конструкцию, передающее то или иное чувство, вы же это чувство изображаете при помощи мимики, жестов.

Страшное дело (удивление)

Чего доброго (страх)

К несчастью (сожаление)

На радость (радость)

??? Обобщая результаты работы над таблицей, скажите, чем различаются обособленные члены предложения и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения (значение, связь с другими членами предложения, выполняемая синтаксическая функция, интонация, знаки препинания). Что их объединяет? (Степень распространенности, элементы интонации, знаки препинания)

Целеполагание. Слайд 19

??? Запишите предложение, расставьте знаки препинания, графически объясните их отсутствие или постановку:

Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. Слайд 20

??? Что представляет собой конструкция это было уже в конце сентября?

??? Посмотрите, у каждого из Вас остался незаполненным последний столбец таблицы. Как Вы думаете, почему? (Есть еще одна синтаксическая конструкция, грамматически не связанная с членами предложения, о которой мы не говорили/ не знаем)

??? Не зная названия этой синтаксической конструкции, не связанной с другими членами предложения, скажите, что ее может объединять с другими подобными конструкциями? (Степень распространенности, отсутствие грамматической связи с другими членами предложения, отсутствие синтаксической функции). Слайд 21

??? Откройте Ваш учебник на странице 182 (§62) и сформулируйте тему урока (Вставные слова, словосочетания и предложения), Слайд 22

Запись темы урока в тетрадях “Вставные конструкции”.

??? Исходя из вышесказанного сформулируйте цели сегодняшнего урока (познакомиться с новой синтаксической конструкцией, грамматически не связанной с членами предложения (значение, роль в языке, знаки препинания).

4. Этап усвоения новых знаний

Чтение материала учебника с. 182 (§62) и заполнение таблицы. (Приложение 6)

Проверка таблицы

??? Исходя из теоретического материала учебника, данных таблицы, давайте сформулируем определение: вставные конструкции – это…

Сделаем это следующим образом: каждый последующий ученик, отвечая на свой вопрос, повторяет ответ предыдущего ученика.

Организация работы с таблицей

??? Чем могут быть выражены вставные конструкции? (Вставные конструкции могут быть выражены словом, словосочетанием, предложением – простым, сложным, придаточным)

??? Каково общее грамматическое значение вставных конструкций? Обратите внимание, что отвечая на вопрос, предусматривающий характеристику вставных конструкций, необходимо давать ответ, включая уже заполненные пункты таблицы.

(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки.)

??? Как связаны вставные конструкции с членами предложения?

(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей)

??? В каком месте предложения могут находиться вставные конструкции?

(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения)

??? Как в письменной речи выделяются вставные конструкции? (Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения. На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире)

??? Как в устной речи выделяются вставные конструкции? (Интонация включения)

(Вставные конструкции – это слово, словосочетание, предложение, которые содержат различного рода попутные замечания, уточнения, поправки, не являются членами предложения, но разъясняют содержание предложения в целом или отдельных его частей. Вставные конструкции могут стоять только в середине или в конце предложения. На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире. В устной речи вставные конструкции произносятся с интонацией включения)

??? Итак, вставные конструкции – это… Слайд 23

5. Этап закрепления новых знаний

??? Для определения роли вставных конструкций в языке (общего грамматического значения) давайте выполним упражнение 385 (устно).

Задание выполняется по рядам.

??? Какая связь у вставных конструкций с другими членами предложения нарушена, а какая сохранена? (нарушена грамматическая связь, сохранена – смысловая)

??? Давайте проясним еще один очень важный момент. На какие обособленные члены и чем похожи вставные конструкции? Чем отличаются? (на уточняющие и поясняющие члены предложения, выражаемым значением пояснения, уточнения. Пояснительная конструкция – совпадение объема поясняющего и пояснительного слова, уточняющая конструкция – сужение объема поясняемого слова через поясняющее слово)

??? Предложите свой вариант способа разграничения уточняющих, пояснительных членов предложения и вставных конструкций (установление грамматической связи).

??? В чем, на Ваш взгляд, состоит особенность употребления тире и скобок? (Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком). Слайд 24.

Запись предложений, анализ их синтаксической структуры в аспекте вставных конструкций (значение, степень распространенности, месторасположения, знаки препинания)

Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно (вставное предложение (простое), значение – дополнение, пояснение содержания основного предложения).

Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (вставное слово, значение – пояснение отдельного слова в основной части предложения).

Анализ исходного предложения.

Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора. Слайд 25

??? В какой речи (устной или письменной) чаще всего употребляются вставные конструкции и почему?

6. Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Подведение итогов урока.

- Продолжите фразу. Сегодня на уроке я …

- Скажите, какую цель Вы поставили сегодня на уроке перед собой? Достигли ли Вы ее? Если да, то как, если нет, то почему?

Домашнее задание:

  1. §62/ таблица.
  2. Используя данные таблицы, сравнить любые две синтаксические конструкции.
  3. Задание по карточкам. (Приложение 7).

Подсчет баллов, выставление оценок. (Слайд 26)

34 – 36 б – “5”;

28 – 33б – “4”;

20 – 27б – “3”.

(Слайд 27)

В заключение урока мне хочется привести слова филолога 20 века Дмитрия Сергеевича Лихачева, который был убежден: “Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит”. (Слайд 27)

Будьте внимательны к родному языку. В речи используйте те знания, которые получаете о языке на уроках. Я верю в Вас.

Спасибо за урок.

Рефлексия.

На карточке отметьте, пожалуйста, уровень состояния Ваших знаний после сегодняшнего урока (Слайд 28)

Если Вы ничего не поняли сегодня, оставьте мне !

Если Вы поняли, но не все, в чем-то запутались, оставьте ?

Если Вы поняли, что такое вставные конструкции, то оставьте .

Приложение 6

Приложение 7