Современный этап развития экономики в России характеризуется значительными трансформационными процессами, расширением рынка, нестабильностью доходов и практик бизнеса, сменой принципов управления хозяйствующих субъектов и организаций [3, с. 15]. В последние годы на многих предприятиях области происходят значительные перемены, в том числе постепенная модернизация производства, обновление производственных мощностей и внедрение новых технологий. Уровень требований работодателей к квалификации персонала продолжает расти пропорционально повышению сложности производственных процессов [2, с. 24]. Вместе с этим, Россия располагает значительными ресурсами научных идей и инновационных разработок, которые вместе с высококвалифицированными кадрами и развитой сетью центров, поддерживающих научно-исследовательскую деятельность студентов должны лечь в основу подъема экономики страны [5]. Актуальным является повышение уровня научной подготовки студенческой молодежи, вовлечение ее в инновационную деятельность, деятельность по развитию молодежного предпринимательства, практику коммерциализации и реализации накопленного научного потенциала (знаний, технологий, оборудования) с целью получения новых продуктов (товаров, услуг) с новыми потребительскими свойствами [1, с. 158].
Учитывая исключительную стратегическую важность развития инновационного сектора национальной экономики, государственные организации на всех уровнях управления – федеральном, региональном, местном – должны разрабатывать и использовать различные методы и инструменты (организационные, финансовые, правовые, кадровые) поддержки инновационного развития и предпринимательства. Объектами такой поддержки станут, прежде всего, инновационные предпринимательские проекты молодежи, нацеленные на коммерциализацию изобретений; корпоративные инициативы по научно-исследовательским разработкам и использованию их результатов в производственном процессе; новые формы организации инновационного предпринимательства, такие как бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры. Надо отметить, что в России уже есть примеры успешных действующих инновационно-ориентированных организаций: вузы, обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой; отраслевые институты; ряд промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры, разрабатывающие новые высокотехнологичные изделия; малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере; научные общественные организации.
Важным звеном в формирующейся инновационной системе России могут стать молодежные инновационные центры, основной задачей которых станет комплексная консультационная поддержка молодежных инновационных проектов, развитие навыков проектирования и предпринимательства [4].
- учебную фирму “Лидер ”, предполагающую организацию прохождения учебной и производственной практики студентов по специальностям колледжа. Учебная фирма “Лидер” создается в колледже как реальное предприятие в соответствии с образовательными целями по развитию предпринимательской активности студентов. Деятельность учебной фирмы базируется на принципах реально действующего предприятия, и работа максимально приближена к условиям реальной действительности. Учебная фирма оснащена в соответствии с требованиями реально действующего предприятия.
Учебная фирма “Лидер” дает возможность изучить экономические взаимосвязи на основе производственных процессов предприятия. Это место для наработки и совершенствования практических навыков в структурных подразделениях на основе теоретических знаний, при этом деятельность учебной фирмы “Лидер” интегрируется с образовательным процессом. Учебная фирма “Лидер” – это модель коммерческого предприятия с внутренней структурной градацией на отделы. Для каждого отдела существуют технологические инструкции, в которых подробно изложены функции, требования и порядок выполнения работы. Отделы, существующие на учебной фирме, соответствуют отделам реально действующего предприятия, которые функционально связаны между собой единым технологическим процессом;
- проектный отдел – разработка бизнес – проектов, презентация-защита бизнес-планов молодежных инновационных проектов, консалтинговое сопровождение реализации проектов, оказание им полного комплекса деловых услуг совместно с бизнес инкубатором города Омска. Основное назначение проектного отдела – обучение студентов компетенциям проектирования через создание научно-образовательных, научно-производственных, социальных проектов, бизнес – проектов. Создание такой структуры продиктовано тем, что для обучения студентов основам предпринимательства наиболее эффективно использовать проектную деятельность с выходом на реальные конкурентоспособные проекты и представление их на конкурсах, фестивалях и выставках. Деятельность студентов в проектном отделе предполагает экскурсии на предприятия, которые способствуют расширению кругозора студентов, проведение ярмарки бизнес – проектов с привлечением потенциальных инвесторов и предпринимателей; участие в городских и федеральных выставочно-ярмарочных и специализированных мероприятиях.
- студенческие научно-исследовательские лаборатории – “3D-моделирования”, “Технического творчества”, “Информационных технологий”. Студенческие научно-исследовательские лаборатории являются расширением и практико-производственным дополнением образовательных программ колледжа. Основными задачами являются: организация научно-исследовательской работы студентов, включение студентов в реальные исследовательские проекты и получение прикладных результатов готовых к использованию. Лаборатории могут проводить теоретические и экспериментальные исследования в области профильного направления колледжа, оказывать ведомствам и организациям помощь в проведении работ по конструкторским разработкам на основании заключенных договоров, опытной проверке новых образцов оборудования, приборов, изделий, материалов. Основной формой реализации исследований, опытно-конструкторских разработок и внедрения в производство теоретически обоснованных технологических и технических решений и предложений лабораторий являются договорные работы. В результате совместной работы предприятий и колледжа в подготовке и реализации проектов, предприятия получают комплекс нематериальных активов в форме проектно-конструкторской, технологической, финансовой и прочей проектной документации, созданной по заданию предприятия, и бизнес-план с обоснованием коммерческой эффективности инвестиций.
Конкретный состав лабораторий определяется содержанием, продолжительностью и глубиной проработки разрабатываемого исследования. В настоящий момент работают лаборатории: – “3D-моделирования”, “Технического творчества”, “Информационных технологий”.
В качестве основных результатов работы учебно-делового центра предполагается:
- рост количество инициативных молодежных инновационных проектов, получивших инвестирование;
- рост молодежных бизнес-проектов в стадии реализации;
- увеличение количества привлеченных партнеров к реализации проектов в сфере малого предпринимательства;
- увеличение количества реализованных инновационных молодежных проектов;
- увеличение количества студентов, обладающих умениями в сфере предпринимательской деятельности и принимающих участие в исследовательской и инновационной деятельности.
Организационными механизмами запуска и работы учебно-делового центра становятся:
- нормативно-правовая документация: соглашение между Минобразованием Омской области и колледжем, договоры о сотрудничестве, договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работ; договора на оказание услуг; учредительные документы центра; положения об учебной фирме, проектом отделе, научно – исследовательских лабораториях; должностные инструкции, внутренние распорядительные документы, бухгалтерские документы;
- научно-методическое сопровождение: документы по организации экспериментальной, исследовательской, проектной и других видов инновационной деятельности; статьи и публикации (авторефераты, публикации, сборники); материалы методологических, практических и учебных семинаров;
- программно-методическое обеспечение учебного процесса: профессиональные стандарты основных образовательных программ, учебные планы; рабочие программы (теоретического и практического обучения, контрольно-оценочные материалы);
- формы взаимодействия с социальными партнерами: целевой заказ, адресные обращения, переговорные площадки, совместное программирование, экспертиза с привлечением работодателей;
- новые управленческие структуры, которые позволят минимизировать централизацию управления, усилить коммуникаций внутри управленческих звеньев, повысить мобильность управления: координационный совет (коллегиальный орган, который должен осуществлять долговременное планирование и выполнять контрольно-координационные функции по деятельности центра;
- соуправление – привлечение социальных партнеров к принятию решений;
- проведение комплекса мероприятий и мер, ориентированных на поддержание и стимулирование студентов (круглые столы, показ презентаций);
- подготовка и проведение мероприятий на базе колледжа (в том числе совместных с другими учреждениями и организациями): неделя предпринимательства; фестиваль бизнес-идей; конкурс “Лучший студенческий предпринимательский проект”; конкурс среди педагогов “Лучшая учебно-методическая разработка”; студенческая научно-практическая конференция;
- подготовка и организация студентов и обучающихся к участию в мероприятиях, проводимых вне колледжа на различных уровнях: олимпиады, конкурсы, фестивали, выставки, деловые встречи, экскурсии, экспедиции;
- оказание грантовой поддержки.
Перспективы развития учебно-делового центра связана с тем, что он позволит развернуть новые направления подготовки студентов, имеющих навык работы в предпринимательской среде. Новые направления могут быть связаны с реализацией проектных и организационных циклов движения инноваций в рамках открытой среды. Кроме того, дальнейшее развитие может быть связано с продвижением проектов, направленных на решение задач региона, использование ресурсов информационной среды, поддержку молодежных инновационных форумов и фестивалей, организацию конкурсов для студентов региона “Первый шаг”, “Бизнес-старт”.
Литература:
- Инновации в профессиональном образовании и обучении. Образовательная технология “ Учебная фирма”. Пособие для преподавателей / Под редакцией Завгородней А.В., Борисовой Г.В., Архангельской С.В. – СПб.: Изд-во ООО “Полиграф – С”. 2004. – 224с.
- Создание европейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции министров по высшему образованию (Берлин, Германия, 19 сентября 2003 г.) (Ларионова М.В., Шадриков В.Д., Железов Б.В., Горбунова Е.М. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.)
- Тенденции в учебных структурах высшего образования Европы. III. Болонья – четыре года спустя: шаги по устойчивому реформированию высшего образования в Европе (Trends III). Доклад был использован при подготовке раздела 5 обзора Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. Ларионова М.В., Шадриков В.Д., Железов Б.В., Горбунова Е.М. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.
- Барановский А.И. Пути повышения конкурентоспособности образовательных услуг: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.