Цели педагога: создать условия для ознакомления с правилами дружбы, понятия “дружба”, “настоящий друг”, способствовать формированию нравственных качеств: беречь дружбу, уметь дружить, приходить на помощь; развивать речь, умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Воспитательные результаты: приобретение знаний о дружбе и правилах дружбы, формирование позитивного отношения к таким ценностям, как дружба, умение дружить, беречь дружбу и друзей.
Оборудование: листы бумаги, ножницы, фломастеры, шерстяные нитки, фенички, бусинки, лепестки из бумаги, ладошки из цветной бумаги.
Ход занятия
Вступительная беседа
– Ребята, сегодня наше занятие мне хочется начать с отрывка из песни. Послушав его, вы узнаете о ком, и о чем мы будем говорить.
(Звучит песня "Дружба".)
– О ком и о чем мы сегодня будем говорить?
– Мы поговорим об очень важных человеческих качествах дружбе, доброте. Ведь именно эти качества помогают людям обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. А чтобы разговор получился интересным, проведем его в виде игры между двумя командами.
– Итак, начинаем игру!
1. Класс разделён на две группы.
Конкурс 1 “Дай определение”
Группой попробуйте дать своё определение, что такое “Дружба”.
(Учитель подводит итог 1 конкурса) и дает определение понятию “дружба”.
Дружба — это чувство, в первую очередь, доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.
Дружба — это когда в твоей жизни есть человек, который тебе очень дорог и на которого ты всегда можешь положиться как на себя самого. Друг никогда не бросит в трудную минуту. Дружба — это святое!
В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: “Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов”.
Конкурс 2 “Настоящий друг”
– У Вас на столе лепестки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах.) На карточках записаны слова: скромный, доброжелательный, общительный, отзывчивый, завистливый, злой, равнодушный, хвастливый, добрый, жадный, честный, мудрый, верный, лживый. Надо собрать цветок.
– Какие качества вы выбрали? Почему?
(Учитель подводит итог 2 конкурса.)
Как вы думаете, кого можно назвать другом? – Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость.
Конкурс 3 "Конкурс художников"
Портрет моего соперника друга. В этом конкурсе участвуют по одному представителю от команды. Каждый из них получает лист бумаги и цветные карандаши. Участники должны за 5-7 минут нарисовать портрет своего соперника друга. После выполнения задания участники рассказывают о том, кого они изобразили. Почему этого человека можно назвать другом.
Работа с остальными участниками. Проблемные ситуации ( по две каждой команде):
-
Твой друг не сделал домашнее задание и
просит тетрадь, чтобы списать. Как ты поступишь в
этой ситуации?
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Как ты поступишь?
- Каким бы я хотел быть? Каким бы я не хотел быть? Каким бы я не хотел видеть своего друга?
- Ты увидел, как другой мальчик ворует телефон. Твои действия?
(Учитель подводит итог 3 конкурса)
Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы.
Конкурс 4 “Собери пословицу”
Пословицы рассыпались, вы должны найти другую половину.
1 команде:
Друзья познаются….(в беде)
Нет друга, так ищи, а нашёл….(береги)
Человек без друзей – что дерево… (без корней)
2 команде:
Старый друг лучше…. (новых двух)
Не имей ста рублей, а имей…. (сто друзей)
Дерево живёт корнями, а человек….. (друзьями)
Вед. – Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться? (Ответы детей)
(Учитель подводит итог 4 конкурса)
Конкурс 5 “Правила дружбы”
Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Кто быстрее, зачитывает свое правило.
– Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
Правила дружбы
- Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
- Поддержи друга, если у него неприятности.
- Порадуйся вместе с ним его успехам.
- Не завидуй другу!
- Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина.
- Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
- Никогда не сплетничай о своих друзьях.
- Старайся замечать, прежде всего, хорошее в человеке.
- О достоинствах своего друга расскажи каждому.
- Всегда приходи на помощь и в трудную минуту к своим друзьям.
(Учитель – дарит каждому эти правила)
(Учитель подводит итог 5 конкурса)
Дерево дружбы
Вед. Мне очень хочется, чтобы мы с вами вместе создали дерево дружбы.
У Вас на парте ладошки. Запишите на каждом пальчике свои достоинства и хорошие качества.
Давайте прикрепим эти ладошки на наше дерево. Ребята вы сегодня очень хорошо работали.
– Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!” Давайте будем чаще улыбаться друг другу.
Наша группа – это маленькая семья.
Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
– Хотели бы вы, чтобы наша группа была всегда дружная?
Давайте произнесём клятву.
1. Клянусь стараться здоровым быть,
В школу нашу исправно ходить,
Класс свой не подводить!
Клянёмся!2. Клянусь писать и читать я прилично
И в ранце носить “хорошо” и “отлично”
Клянёмся!3. Клянусь в том, что буду я очень стараться,
С друзьями моими впредь больше не драться!
Клянёмся!4. Клянусь я ребенком воспитанным быть,
Не бегать по школе, а шагом ходить.
Клянёмся!5. А если нарушу я клятву свою,
Тогда я молочный свой зуб отдаю.
Клянёмся!6. Тогда обещаю мыть вечно посуду
И на компьютере играть я не буду.
Клянёмся!
7. За хлебом ходить я тогда обещаю,
С собакой гулять, если есть таковая.
Клянёмся!8. Ребенком всегда идеальным я буду
И клятвы своей никогда не забуду.
Клянёмся!9. Посмотрите все на нас,
Обещаем мы сейчас:
Это будет самый лучший,
Самый дружный в школе класс!
И в заключение нашего занятия мы изготовим браслет дружбы. На столе лежат цветные шерстяные нитки и украшения. Давайте сплетём браслет и подарим своему другу.
И чтобы наши друзья оставались всегда с нами споём все вмести песню Барбарики “Дружба”. (Исполняют ребята).