Воспитание гражданственности и патриотизма – важнейшее направление деятельности современного общества и государства. Духовное возрождение России – одна из основных задач современности, которая обеспечивает сохранность и защиту культурного и исторического наследия страны.
Таким образом, важными приоритетами духовной сферы жизни современного общества является утверждение патриотизма, гуманизма и развитие многовековых духовных традиций отечества.
В настоящее время многими молодыми людьми утрачивается чувство патриотизма в том виде, как мы привыкли его себе представлять. Это связано с дифференциацией общества, утратой привычных духовно-нравственных ценностей, негативным воздействием некоторых телевизионных программ, интернета. В большинстве общеобразовательных школ разрабатываются программы, которые определяют сущность патриотического воспитания как систематическую и целенаправленную деятельность педагогического коллектива по формированию у школьников духовно– нравственных, гражданских качеств личности. Ведь главная задача современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного человека, личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей.
Большие возможности в формировании гражданственности патриотизма предоставляют уроки музыки, так как важнейшим свойством музыкального искусства является коммуникативность. Урок музыки как урок искусства более располагает к человеческому общению. Музыка может одарить яркими впечатлениями, погрузить в переживания так, что память об этом будет жить ученике. Чем более доверительные отношения между учителем и учениками, тем успешнее будет процесс развития в детях чувств высшего порядка, которые мы называем нравственностью. Без осознания, что такое мораль и нравственность не будет никаких предпосылок к развитию чувства любви к Родине. Безусловно, на уроках музыки много уделяется внимания развитию чувства патриотизма. Многие темы уроков способствуют воспитанию этого чувства. Хорошим примером является образ князя Игоря из оперы А. П. Бородина, Александра Невского из кантаты С.С. Прокофьева, Ивана Сусанина из оперы М. И. Глинки. На земле Татарстана тоже много героев, которыми гордится народ. Это поэт Габдулла Тукай, поэт – герой Муса Джалиль, композитор – воин Фарид Яруллин.
В нашей школе, как и во многих других школах города Казани, проходят праздничные мероприятия, концерты, тематические встречи, посвященные Дню Победы, годовщине снятия блокады Ленинграда, битвы под Москвой. И если наше поколение может гордиться тем, что общалось с ветеранами – героями войны, слушая их воспоминания, то современные дети в большинстве своем лишены этой возможности. Поэтому возрастает роль учителя в передаче этой ценной информации также и средствами музыкального искусства.
Какова же роль учителя музыки? Самое главное, по моему мнению, четко определить свою гражданскую позицию и формировать в учениках чувство гордости за свою Родину, взаимопонимание и взаимоуважение к культуре других народов. Учителю нельзя быть равнодушным к вопросам истории и современности. Поставленная им благородная цель, должна способствовать формированию чувства патриотизма, не забывая о том, музыка несет общественно – преобразующую функцию.
Исходя из довольно долгой педагогической деятельности, мне хотелось бы поделиться опытом своей работы по патриотическому воспитанию средствами музыки. Более двадцати лет я проработала в гимназии №94 Московского района города Казани. Нескончаемым источником вдохновения для моей работы являлся музейный комплекс истории гимназии и “кают компания”– музей Соловецких юнг Великой Отечественной войны.
В помещениях школьного музея я проводила концерты, уроки музыки, посвященные памятным событиям. Встречи с юнгами – ветеранами проходили всегда в очень теплой и торжественной обстановке. Подготовка к таким мероприятиям начиналась задолго до назначенной встречи. Подбор песен и их исполнение требовало очень тщательной и серьезной работы. Ребята занимались исследовательской деятельностью в поисках песен военных лет, которые любили петь юнги во время войны. Часто эта работа проходила в сотрудничестве с юнгами – ветеранами, участниками Великой Отечественной войны. После таких концертов, встреч и уроков ребята уходили окрыленные. Таких мероприятий в году может быть не очень много, но тем памятнее и значительнее их роль в воспитании нравственности у современных учеников.
Патриотическое воспитание должно осуществляться на каждом уроке музыки, поэтому в своем кабинете я оформила стенд, на котором устанавливались экспозиции, посвященные песням военных лет, истории создания песен, биографии авторов. Огромную помощь мне оказывали в этой работе ученики, где я была классным руководителем.
В осенние каникулы я с учениками моего класса совершила поездку в Санкт Петербург с экскурсией “Блокадный Ленинград”, после которой, потрясенные увиденным ребята, тогда ещё шестиклассники, создали проект с презентацией, посвященной легендарному городу и её жителям. Мы провели классный час на районном семинаре классных руководителей в форме викторины, где прозвучали фрагменты музыкальных произведений, посвященных беспримерному подвигу великому города, а именно, седьмой “Ленинградской” симфонии Д. Д. Шостаковича. Целью и задачами этого мероприятия было познакомить приглашенных из других классов учеников и гостей с творческой работой.
Большое значение для патриотической работы имеют встречи с воинами – интернационалистами, воевавшими в Афганистане. Эти события не так отдалены по времени, и поэтому более близки по восприятию, особенно старшеклассникам. Живое общение, исполнение авторских песен, музыкальных композиций самодеятельных авторов способствует пониманию значимости солдатского подвига, их мужества, воспитанию гражданской позиции, убеждённости в идеалах.
В прошлом году в День Защитника Отечества в школе “Елена – Сервис”, где я сейчас работаю, состоялась встреча с участниками войны в Афганистане. Выступления воинов интернационалистов поразили ребят своей искренностью, реалистичностью. Исполненные ими песни вызвали неподдельный интерес у учеников и желание выучить эти песни.
Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его наследием. Особое внимание уделяется народной музыке, фольклору, народному творчеству, изучению народных традиций. Именно музыка родного края воспитывает нравственность, гражданственность, любовь в родной земле.
Развивая и воспитывая чувство патриотизма у учеников посредством приобщения их к прекрасному, урок музыки становится уроком искусства, нравственно – эстетическим стержнем которого является художественно – педагогическая идея, что позволяет ученику осмыслить музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.
Заставить быть патриотом невозможно, нельзя привить это чувство в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания, а значит, сам учитель должен быть творческой, патриотичной личностью. Если уроки, которые создает учитель, высокохудожественны и нравственны, и он проявляет себя как педагог и художник, то ученики ему поверят и будут всегда готовы к сотрудничеству.