Урок биологии по теме "Особенности строения, жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цели урока:

Учебная:

  • Обобщить знания по изученной теме;
  • Проверить уровень сформированности образовательных универсальных учебных навыков;

Воспитательная:

  • Формирование гигиенических навыков учащихся;
  • Развитие творческого мышления;
  • Формирование регулятивных умений;

Социальный аспект:

Решать учебно-познавательные задачи с помощью товарищей по группе, учителя;

Определять “Я позицию” в соотнесении с потребностями коллектива;

Оборудование: таблицы “Белая планария”, “Печеночный сосальщик”, “Бычий цепень”, “Человеческая аскарида”, “Дождевой червь”, тестовые задания, кроссворды, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, меня зовут Ирина Петровна, сегодня я проведу урок по теме “Особенности строения, жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей”.

II. Конкурсы

Конкурс №1. “Выдай паспорт” (3 балла).

Проводится жеребьевка между командами. Три жетона: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви. В соответствии с жеребьевкой команды готовят характеристику червям и параллельно выполняют задание “Чей признак ” (необходимо из перечня цифр выбрать только те, которые характеризуют данных червей)

Лист с заданием “Чей признак”

  1. Двусторонняя симметрия.
  2. Кожно-мускульный мешок.
  3. Эктодерма.
  4. Энтодерма.
  5. Мезодерма.
  6. Кровеносная система.
  7. Семенники.
  8. Звездчатые клетки с ресничками.
  9. Дыхательная система.
  10. Финна.
  11. Вторичная полость.
  12. Анальное отверстие.
  13. Усики.
  14. Жабры.
  15. Яичники.
  16. Членики.
  17. Сегменты.
  18. Нервная цепочка.
  19. Глаза.
  20. Параподии.
  21. Щетинки.
  22. Окологлоточное нервное кольцо.
  23. Кольцевые мышцы.
  24. Продольные мышцы.

Выбери и подчеркни среди них цифры признаков, характеризующих вообще группу червей (общие для всех червей признаки). Оценивается в 2 балла. Характеристики типов червей заслушиваются всем классом. ( по 5 признаков каждого типа.)

Ответ:

  • Плоские черви: 1, 2, 3 ,4 ,5 ,7,8, 10, 15, 16, 23, 24.
  • Круглые черви: 1, 2, 3 ,4 ,5 ,7,12, 15, 22, 24.
  • Кольчатые черви: 1, 2, 3 ,4 ,5, 6, 7, 11, 12, 15, 17, 18,22, 23, 24.

Конкурс №2. Тест “Строение и жизнедеятельность червей” (5 баллов).

Вместо точек подберите соответствующие слова (5 мин.).

Вопросы для 1 команды:

  1. Тело планарий снаружи покрыто......
  2. Сосальщики удерживается внутри протоков печени при помощи......
  3. Тело ленточных червей состоит из большого числа....
  4. Мускулатура ресничных червей образована кольцевыми продольными и... слоями мышц.
  5. Цепни питаются готовой переваренной хозяином пищей, всасывая ее через...

Вопросы для 2 команды

  1. Крупных червей начинается ротовым отверстием и заканчивается....
  2. Дыхание у паразитических червей....
  3. Нервная система плоских червей состоит из головного узла, нервных ответвлений и .....
  4. Сперматозоиды червей развиваются в .......
  5. Яйцеклетки червей развиваются в ....

Вопросы для команды 3

  1. Организмы, в которых развиваются личинки паразитических червей, называют ....
  2. Организмы, в которых живут взрослые черви, называют .....
  3. При передвижении дождевого червя в почве огромное значение имеют ......
  4. Движение крови по кровеносным сосудам кольчатых червей происходит благодаря сокращению и расслаблению .....
  5. Нервная система кольчатых червей состоит из окологлоточного нервного кольца и....

Задание проверяется всем классом. Представители команд по очереди проговаривают завершенные предложения.

Конкурс № 3. Заполнить таблицу.

Команда 1. Заполнить таблицу найти основные черты “Плоских червей”.

Команда 2. Заполнить таблицу найти основные черты “Круглых червей”.

Команда 3. Заполнить таблицу найти основные черты “Кольчатых червей”.

Характеристика Тип Плоские Черви Тип Круглые Черви Тип Кольчатые Черви
1. Представители Белая планария, бычий цепень, печеночный сосальщик Человеческая аскарида Дождевой червь, нереида
2. Симметрия Двусторонняя Двусторонняя Двусторонняя
3. Кровеносная система Отсутствует Отсутствует Замкнутая, 2 сосуда, “5 сердец”
4. Выделительная система Разветвленные канальца Через жидкости тела Через трубочки в члениках
5. Половая система Гермафродит Раздельнополые, до 200 тыс.яиц в день Гермафродит
6.Среда обитания Водная, паразиты Паразиты Водная, почвенная

Проверить таблицу в классе, начертить ее в тетрадь (за правильную таблицу команда получает 5 баллов).

Конкурс №4. “Лишняя картинка”.

В каждом ряду одно изображение червя – лишнее. Найдите его и обоснуйте свой ответ.

Рис.1.

Рис.2

Рис.3.

Правильные ответы:

1. Эйзения (свободнодвижущий червь)

2. Пиявка (паразит)

3. Двуустка (паразит)

Конкурс № 5. Решение творческих задач.

Команда 1. В Средней Азии достаточно широко был распространен круглый червь – ришта. Это паразит человека, вызывающий сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является пресноводный рачок циклоп. Предложите наиболее эффективнее способы борьбы с риштой.

Команда 2. Существуют круглые черви, микроскопические личинки которых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатические сосуды, их стенки утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем это можно объяснить?

Команда 3. Ленточные черви бычий и свиной цепни встречаются практически на всех материках и крупных островах, т.е. являются животными – космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?

Конкурс № 6. Назовите меры профилактики распространенных гельминтозов:

  • мытье рук и овощей;
  • кипячение воды из открытых водоемов;
  • избегание отсасывания травинок;
  • тщательное проваривание и прожаривание мяса, рыбы;
  • сжигание финнозного мяса;
  • осуществление мероприятий по санитарному благоустройству населенных пунктов, исключающих заражение животных яйцами червей;
  • выявление и лечение больных;
  • проведение просветительной санитарно-гигиенической работы и т.д.

После обсуждения в группах учащимся предлагается по очереди назвать профилактические меры; так по цепочке до тех пор, пока одна из команд не назовет последнюю меру. Она и получает дополнительно очко.

Подводятся итоги.