Цели урока:
Учебная:
- Обобщить знания по изученной теме;
- Проверить уровень сформированности образовательных универсальных учебных навыков;
Воспитательная:
- Формирование гигиенических навыков учащихся;
- Развитие творческого мышления;
- Формирование регулятивных умений;
Социальный аспект:
Решать учебно-познавательные задачи с помощью товарищей по группе, учителя;
Определять “Я позицию” в соотнесении с потребностями коллектива;
Оборудование: таблицы “Белая планария”, “Печеночный сосальщик”, “Бычий цепень”, “Человеческая аскарида”, “Дождевой червь”, тестовые задания, кроссворды, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, меня зовут Ирина Петровна, сегодня я проведу урок по теме “Особенности строения, жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей”.
II. Конкурсы
Конкурс №1. “Выдай паспорт” (3 балла).
Проводится жеребьевка между командами. Три жетона: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви. В соответствии с жеребьевкой команды готовят характеристику червям и параллельно выполняют задание “Чей признак ” (необходимо из перечня цифр выбрать только те, которые характеризуют данных червей)
Лист с заданием “Чей признак”
- Двусторонняя симметрия.
- Кожно-мускульный мешок.
- Эктодерма.
- Энтодерма.
- Мезодерма.
- Кровеносная система.
- Семенники.
- Звездчатые клетки с ресничками.
- Дыхательная система.
- Финна.
- Вторичная полость.
- Анальное отверстие.
- Усики.
- Жабры.
- Яичники.
- Членики.
- Сегменты.
- Нервная цепочка.
- Глаза.
- Параподии.
- Щетинки.
- Окологлоточное нервное кольцо.
- Кольцевые мышцы.
- Продольные мышцы.
Выбери и подчеркни среди них цифры признаков, характеризующих вообще группу червей (общие для всех червей признаки). Оценивается в 2 балла. Характеристики типов червей заслушиваются всем классом. ( по 5 признаков каждого типа.)
Ответ:
- Плоские черви: 1, 2, 3 ,4 ,5 ,7,8, 10, 15, 16, 23, 24.
- Круглые черви: 1, 2, 3 ,4 ,5 ,7,12, 15, 22, 24.
- Кольчатые черви: 1, 2, 3 ,4 ,5, 6, 7, 11, 12, 15, 17, 18,22, 23, 24.
Конкурс №2. Тест “Строение и жизнедеятельность червей” (5 баллов).
Вместо точек подберите соответствующие слова (5 мин.).
Вопросы для 1 команды:
- Тело планарий снаружи покрыто......
- Сосальщики удерживается внутри протоков печени при помощи......
- Тело ленточных червей состоит из большого числа....
- Мускулатура ресничных червей образована кольцевыми продольными и... слоями мышц.
- Цепни питаются готовой переваренной хозяином пищей, всасывая ее через...
Вопросы для 2 команды
- Крупных червей начинается ротовым отверстием и заканчивается....
- Дыхание у паразитических червей....
- Нервная система плоских червей состоит из головного узла, нервных ответвлений и .....
- Сперматозоиды червей развиваются в .......
- Яйцеклетки червей развиваются в ....
Вопросы для команды 3
- Организмы, в которых развиваются личинки паразитических червей, называют ....
- Организмы, в которых живут взрослые черви, называют .....
- При передвижении дождевого червя в почве огромное значение имеют ......
- Движение крови по кровеносным сосудам кольчатых червей происходит благодаря сокращению и расслаблению .....
- Нервная система кольчатых червей состоит из окологлоточного нервного кольца и....
Задание проверяется всем классом. Представители команд по очереди проговаривают завершенные предложения.
Конкурс № 3. Заполнить таблицу.
Команда 1. Заполнить таблицу найти основные черты “Плоских червей”.
Команда 2. Заполнить таблицу найти основные черты “Круглых червей”.
Команда 3. Заполнить таблицу найти основные черты “Кольчатых червей”.
Характеристика | Тип Плоские Черви | Тип Круглые Черви | Тип Кольчатые Черви |
1. Представители | Белая планария, бычий цепень, печеночный сосальщик | Человеческая аскарида | Дождевой червь, нереида |
2. Симметрия | Двусторонняя | Двусторонняя | Двусторонняя |
3. Кровеносная система | Отсутствует | Отсутствует | Замкнутая, 2 сосуда, “5 сердец” |
4. Выделительная система | Разветвленные канальца | Через жидкости тела | Через трубочки в члениках |
5. Половая система | Гермафродит | Раздельнополые, до 200 тыс.яиц в день | Гермафродит |
6.Среда обитания | Водная, паразиты | Паразиты | Водная, почвенная |
Проверить таблицу в классе, начертить ее в тетрадь (за правильную таблицу команда получает 5 баллов).
Конкурс №4. “Лишняя картинка”.
В каждом ряду одно изображение червя – лишнее. Найдите его и обоснуйте свой ответ.
Рис.1.
Рис.2
Рис.3.
Правильные ответы:
1. Эйзения (свободнодвижущий червь)
2. Пиявка (паразит)
3. Двуустка (паразит)
Конкурс № 5. Решение творческих задач.
Команда 1. В Средней Азии достаточно широко был распространен круглый червь – ришта. Это паразит человека, вызывающий сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является пресноводный рачок циклоп. Предложите наиболее эффективнее способы борьбы с риштой.
Команда 2. Существуют круглые черви, микроскопические личинки которых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатические сосуды, их стенки утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем это можно объяснить?
Команда 3. Ленточные черви бычий и свиной цепни встречаются практически на всех материках и крупных островах, т.е. являются животными – космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?
Конкурс № 6. Назовите меры профилактики распространенных гельминтозов:
- мытье рук и овощей;
- кипячение воды из открытых водоемов;
- избегание отсасывания травинок;
- тщательное проваривание и прожаривание мяса, рыбы;
- сжигание финнозного мяса;
- осуществление мероприятий по санитарному благоустройству населенных пунктов, исключающих заражение животных яйцами червей;
- выявление и лечение больных;
- проведение просветительной санитарно-гигиенической работы и т.д.
После обсуждения в группах учащимся предлагается по очереди назвать профилактические меры; так по цепочке до тех пор, пока одна из команд не назовет последнюю меру. Она и получает дополнительно очко.
Подводятся итоги.