Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Термин “арттерапия” (буквально - терапия искусством) начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл в 1938 году. Этот метод является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - можно помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Арттерапия – это один из самых интересных и творческих методов психолого-педагогической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Реальность настоящего времени такова, что сейчас существует большое количество детей с проблемами в развитии. Современная психология и педагогика ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития.
Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Индии, Китае. В результате исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют его резервные силы. В последнее время арттерапия всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными нарушениями и даёт положительные результаты.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребенка, расширеннее возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.
Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, цвет – цветотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театр – имаготерапия, литература – библиотерапия). Однако основой для всех видов арттерапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии.
Так как я являюсь преподавателем по рисованию, меня, конечно же, заинтересовал такой вид арттерапии, как изотерапия. Применяя на практике данный метод терапии, я поставила перед собой цель – гармоничное развитие личности ребенка и его адаптация в социокультурной среде. Воплощать в жизнь поставленную цель мне помогают следующие задачи:
- воспитательные (воспитывать в ребенке доброту, бережное отношение к себе и окружающим);
- развивающие (развивать умения говорить о своих эмоциональных переживаниях, формировать способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения);
- психотерапевтические (создание эмоционально комфортной атмосферы);
- диагностические (помогают получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка).
Занятие по арттерапии обычно включает несколько этапов. К ним можно отнести:
- введение и “разогрев”;
- этап изобразительной работы;
- этап обсуждения;
- завершение.
Этап № 1 - “Введение и “разогрев”. Этап “введения” предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе. Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа и т. д.
Этап № 2 - “Этап изобразительной работы”. На данном этапе дети рисуют то, о чем они разговаривали или то, к чему подвел их педагог или беседа.
Этап № 3 – “Этап обсуждения”. Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовали, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже. При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору. На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Этап № 4 – “Завершение”. Данный этап предполагает подведение итогов, усиление положительного эмоционального переживания с помощью мини-игр, таких как: “Подари улыбку”, “Подари тепло своего сердца”, “Скажи приятное соседу” и т.д.
Данный вид арттерапии – один из самых мягких и в то же время глубоких методов, позволяющих ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д. “Художественное самовыражение” так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.
Наблюдая за детьми, их поведением на занятиях по изотерапии, я сделала вывод, что данная методика помогает:
- замкнутым и стеснительным детям преодолеть свою неуверенность;
- улучшить взаимодействие детей друг с другом;
- давать более развернутые ответы;
- делать выводы и оценивать чужие работы, находить в них положительные стороны;
- привить любовь к окружающим и их труду;
- воспитать толерантность.
И еще хотелось бы добавить, что в занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с окружающим миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
2. Вальдес Одриосола, М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод.пособие / М.С. Вальдес Одриосола. – М.:ВЛАДОС, 2007.
3. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007.
4. Копытин А.И. Основы арттерапии. – СПб., 2000.
5. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. – М..: АРКТИ, 2006.