В течение ряда лет в нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. Главная цель состоит в том, чтобы воспитать у детей любовь к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре русского народа. Для достижения поставленной цели деятельность педагогического коллектива организуется в нескольких направлениях.
В современном мире, в больших городах проживает много разных социокультур, сегодня каждый желающий может свободно приобрести вещь изготовленную на другом краю света, город Красноярск – не исключение. Каждая современная семья в быту использует современную технику (микроволновки, мультиварки и т.д.), посуду, привезённую из разных стран (фарфор, стекло, пластмасса и т.д.) не говоря уже об уверенном вхождении в нашу жизнь зарубежных музыкальных произведений и праздников (“День Валентина и т.д.). А часто ли можно встретить семьи, имеющие дома посуду, расписанную в стиле хохломы или гжели, старинную утварь? Многие ли дети видели русский расписной кушак, русскую печку? Мы столкнулись с рядом проблем: большинство детей мало что знают о традициях русского народа, об особенностях национальной одежды сибиряков, о героях и известных людях родного края, города.
Для того чтобы русская культура не забывалась, не стиралась в суете повседневной городской жизни, педагогический коллектив нашего детского сада считает приоритетной работу по формированию у дошкольников знаний об истории русского народа, его культуры, традиций. Это поможет подрастающему поколению в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.
По мнению педагогов ДОУ, большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении русскому фольклорному творчеству отведено особое место. Педагог по фольклору приобщает дошкольников к народному творчеству в ходе непосредственной образовательной деятельности, в учреждении организован и функционирует уже несколько лет кружок “Веретёнце”, создан детский фольклорный ансамбль “Воробышки”. В свободной деятельности и в ходе режимных моментов воспитатели групп приобщают детей к устному народному творчеству, совместно со специалистами ДОУ организую фольклорные досуги, активно приобщают детей и родителей к участию в народных праздниках. В детском саду стали традиционными и любимыми фольклорные праздники: “Осенины”, “Коляда”, “Масленица”. Дети наряжаются в русские народные костюмы, играют на народных музыкальных инструментах, организуют народные игры, представляют гостям и родителям народные обряды (“Рождественские посиделки, “Масленница” и т.д.”). Приложение 1, Приложение 2.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение. В нашем саду собрана большая аудио и видео фонотека народной музыки, устного народного творчества, звучания народного оркестра.
Как результат совместного проекта сотрудников детского сада и родителей был открыт мини-музей “Русская изба”. Экспонаты музея постоянно пополняются. Воспитанники учреждения с увлечением посещают музей, участвуют в посиделках.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, уважение к старшим. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Данной теме посвящены интересные детско-взрослые проекты “Традиции нашей семьи”, “Бабушкины рецепты”, “Моя родословная”, “Старинный сундучок”. Помимо традиционных праздников, развлечений (“День Матери”, “День защитников отечества” и т.д.) в нашем детском саду мы ежегодно проводим литературные чтения “Богатыри земли Русской”. На этом мероприятии дети знакомятся с историей русского народа, с её защитниками – отважными, сильными героями.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями военных лет, литературными произведениями.
Ежегодно в преддверии праздника “День Победы” мы проводим игру-квест “Курс молодого бойца” с участием курсантов районного военно-патриотического клуба “Патриот”.
В начале квеста проводится торжественная часть, где ведущая рассказывает воспитанникам о войне в доступной форме. Курсанты учувствуют в торжественной части с показательной строевой подготовкой. Игра-соревнование проводится среди двух команд. Каждой команде даётся маршрутный лист, где обозначены кабинеты, в которых в определённой последовательности даются задания. В подготовке и проведении этой игры участвует весь коллектив детского сада от поваров до методистов. Каждому сотруднику определена своя роль. Например, повар готовит задание “Сухой паёк солдата” и перед детьми ставится сложная задача - из большого количества продуктов надо выбрать самые необходимые в дальнем походе. Или, например задание медицинской сестры: проверить умение накладывать повязку на “раненого” товарища и назвать несколько лекарственных растений, которые можно использовать для лечения в походе. Специалисты учреждения готовят задания: инструктор по физическому воспитанию “Полоса препятствий”, педагог по рисованию “План-схема военного сражения”, педагог-психолог “Расшифровка донесения”. Заключительный этап игры проводится в музыкальном зале. Команды собираются “На привале” у “костра” и все вместе исполняют под гитару песни военных лет. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные в ходе образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий к памятнику погибших воинов на Мемориал Победы. Приложение № 3.
Для ознакомления дошкольников с известными людьми родного края, специалисты и педагоги ДОУ разработали проект “Известные люди Красноярского края”. Проект был рассчитан на весь учебный год. За период реализации проекта дети познакомились с известным русским художником Тойво Рянелем, который вырос и жил в Сибири. Для ознакомления с его картинами была организована экскурсия на авторскую выставку художника, велась тесная работа с сотрудниками районной и городской библиотеки. Музыкальный руководитель познакомила детей с автором известных современных музыкальных произведений, Красноярским композитором детских песен Б.Петровым. Заключительным этапом проекта, стало составление детьми сказки, который провела педагог-психолог нашего учреждения, используя методику - сказкотерапия. В реализации проекта с большим интересом участвовали не только дети, сотрудники детского сада, но и родители воспитанников (поиск литературы, составление коллекции детских песен Петрова и т.д.).
Проведя анализ проделанной работы по нравственно-патриотическому воспитанию, мы пришли к выводу, что воспитанники нашего детского сада стали интересоваться историей русского народа и о многом могут сами рассказать. Занятия в фольклорном кружке приносят им радость, создают хорошее настроение. Занимаясь свободной деятельностью, дети любят играть в “Русской избе”, часто поют полюбившиеся народные песни. Данная работа охватывает всех детей учреждения не зависимо от их национальности и культуры. Замечено, что интересно организованные мероприятия и слаженная работа всего педагогического коллектива способствует становлению важных качеств: дружелюбия, сопереживания, развития толерантности среди детей и родителей разных культур.
Верно подмечено, что люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма у дошкольников являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.