Цели урока:
- Познакомить с методами диагностики и лечения заболеваний при помощи медицинских инструментов и аппаратов. Отработать умения и навыки применения и конструирования простейших медицинских инструментов и приборов.
- Развитие кругозора, творческой активности, коммуникативных качеств личности, интереса к биологии, физике.
- Ориентация учащихся на здоровый образ жизни, профилактика заболеваний. Содействовать профориентации на медицинские специальности.
Оборудование: табл. “Строение организма человека”, торс человека, термометр медицинский, мед. банки, шприц, тонометр, слуховой аппарат, спирометр, динамометр, электрофорная машина, звуковой генератор, модели уха, глаза, сердца, кожный термометр, модели, изготовленные учащимися, жетоны – оценки творчества, молоток, выступления-презентации учащихся.
Инструктивная карта для подготовки к уроку:
- Представить на аукцион медицинский аппарат, инструмент, с целью продажи.
- Изучить строение, принцип действия данного медицинского аппарата или инструмента на основе знаний по физике. Для этого используйте дополнительную литературу, Интернет-ресурсы, посетите Центральную районную больницу с целью ознакомления с работой медицинской аппаратуры.
- Расскажите об использовании методов диагностики заболеваний в медицине. Дайте краткую характеристику заболеваний, для лечения которых используется данный медицинский аппарат.
- Ознакомьтесь (по возможности) с работой медицинской аппаратуры на практике, подготовьте ее рекламу, используя:
А) натуральные медицинские инструменты и аппараты, физические приборы.
Б) рисунки, таблицы, фотографии, чертежи, схемы, презентации.
В) видеосюжеты: “Медицинская аппаратура Высокогорской центральной районной больницы”, интервью с врачами больницы. (Осуществить видеозапись).
Г) изготовить модели аппаратов.
Ход урока:
1. Краткое вступительное слово учителя об истории возникновения диагностических медицинских аппаратов, их связь с физикой.
2. Ознакомление с правилами аукциона. Учащиеся имеют по 100 жетонов. Их цель определить лучшие выступления учащихся, представляющих на аукционе свою аппаратуру. Учащиеся получившие большее количество жетонов являются победителями. Их аппаратура считается востребованной и проданной.
3. Аукцион медицинской аппаратуры.
Выступление учащихся о следующих приборах и аппаратах:
- Инфракрасная лампа.
- Рефлектор Минина (синяя лампа)
- медицинский термометр
- шприц
- стетоскоп
- банки медицинские
- фонокардиограф
- тонометр – для измерения кровяного давления
- электрокардиограф
- электроэнцефалограф
- слуховые приборы
- очки, лупы, микроскопы, эндоскопы, рефлекторы
- люминесцентные лампы, рентгеноаппарат
- лечебная высокочастотная аппаратура
- ультразвуковые аппараты
- электростерилизаторы, автоклавы
- аппарат “искусственное сердце”
- аппарат “искусственная почка”
- томограф
- Аппарат магнитотерапевтический c бегущим импульсным полем малогабаритный “АЛМАГ-01”
4. Подведение итогов аукциона: продажа за жетоны – творчества, каждая группа подсчитывает количество полученных жетонов.
Работа группы журналистов, которые интервьюируют участников аукциона по составленным в ходе работы вопросам. Затем выпускают дневник аукциона.
5. Для закрепления знаний заполняется таблица:
6. Методы диагностики заболеваний: (примеры заполнения)
Медицинские аппараты | На каких законах, явлениях физики основано егодействие | Диагностика и лечение каких заболеваний возможно. |
Электрокардиограф | Электромагнитные колебания | Предназначен для съема, отображения и хранения результатов кардиографических обследований сердца, сосудов. |
Инфракрасная лампа | Инфракрасное излучение. | Световой физиотерапевтический прибор, оказывающий тонизирую щее, согревающее и противовоспалительное действие на биоткани. Используется для локального теплового воздействия на кожу с целью улучшения у кровоснабжения и запуска цепочки оздоровительных реакций. |
Рефлектор Минина (синяя лампа) |
Физиотерапевтический прибор, излучающий ультрафиолетовые, инфракрасные и видимые лучи. | Лечение хронических травм и воспалительных заболеваний, борьбе с постоянной усталостью, физическим перенапряжением, детскими ЛОР заболеваниями. |
Ультразвуковые приборы. | Генерируют колебания, попадающие в диапазон высокой стимулирующей и терапевтической активности. | Хирургии, урологии, гинекологии, общей терапии, косметологии, отоларингологии, травматологии).УЗ-лечению поддаются неврологические и стоматологические заболевания; травмы, воспалительные и деградационные патологии опорно-двигательного аппарата; келоидные и послеоперационные рубцы. |
Аппарат магнитотерапев тический c бегущим импульсным полем малогабаритный “АЛМАГ-01” | Генерируемые контроллером управляющие импульсы поочередно включают магнитные излучатели с частотой, наиболее соответствующей биологическим частотам вашего организма. Передаваемое от одного элемента к другому магнитное поле как бы перемещается, “пробегает” вдоль расположения источников, по телу и органам пациента, что приводит к усилению его биоактивных свойств. | Остеохондроз позвоночника; артриты и артрозы; гипертоническая болезнь; бронхиальная астма; панкреатит; дискенезия желчевыводящих путей; язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки; нейродермит; диабетическая невропатия и нейроангиопатия; гинекологические и другие заболевания. |
Приложение к уроку.
Модель для пояснения принципа перкуссии (выстукивание).
Модель представляет собой закрытый полый деревянный ящик 30*40*5 см. В него помещается деревянный предмет, высота которого равна высоте ящика, а размеры меньше, по форме напоминает орган. Если производится выстукивание по внешней поверхности ящика, то звук разный. Это дает возможность врачу определить границы внутренних органов: увеличение размеров сердца, печени.
Учащиеся изготовили:
- Подсветку для просмотра рентгеновских снимков.
- Кожный полупроводниковый термометр.
- Динамометр для регистрации силы мышц пальцев руки.
- Модель медицинского термометра, шприца.
- Таблицы для обнаружения цветного зрения (дальтонизма).
- Рефлектор Минина.
Домашнее задание: Продолжить заполнение таблицы, используя дополнительный материал из различных источников.