Интегрированный урок (физика + биология) по теме "Аукцион медицинской аппаратуры". 8-й класс

Разделы: Физика, Биология

Класс: 8


Цели урока:

  • Познакомить с методами диагностики и лечения заболеваний при помощи медицинских инструментов и аппаратов. Отработать умения и навыки применения и конструирования простейших медицинских инструментов и приборов.
  • Развитие кругозора, творческой активности, коммуникативных качеств личности, интереса к биологии, физике.
  • Ориентация учащихся на здоровый образ жизни, профилактика заболеваний. Содействовать профориентации на медицинские специальности.

Оборудование: табл. “Строение организма человека”, торс человека, термометр медицинский, мед. банки, шприц, тонометр, слуховой аппарат, спирометр, динамометр, электрофорная машина, звуковой генератор, модели уха, глаза, сердца, кожный термометр, модели, изготовленные учащимися, жетоны – оценки творчества, молоток, выступления-презентации учащихся.

Инструктивная карта для подготовки к уроку:

  • Представить на аукцион медицинский аппарат, инструмент, с целью продажи.
  • Изучить строение, принцип действия данного медицинского аппарата или инструмента на основе знаний по физике. Для этого используйте дополнительную литературу, Интернет-ресурсы, посетите Центральную районную больницу с целью ознакомления с работой медицинской аппаратуры.
  • Расскажите об использовании методов диагностики заболеваний в медицине. Дайте краткую характеристику заболеваний, для лечения которых используется данный медицинский аппарат.
  • Ознакомьтесь (по возможности) с работой медицинской аппаратуры на практике, подготовьте ее рекламу, используя:

А) натуральные медицинские инструменты и аппараты, физические приборы.

Б) рисунки, таблицы, фотографии, чертежи, схемы, презентации.

В) видеосюжеты: “Медицинская аппаратура Высокогорской центральной районной больницы”, интервью с врачами больницы. (Осуществить видеозапись).

Г) изготовить модели аппаратов.

Ход урока:

1. Краткое вступительное слово учителя об истории возникновения диагностических медицинских аппаратов, их связь с физикой.

2. Ознакомление с правилами аукциона. Учащиеся имеют по 100 жетонов. Их цель определить лучшие выступления учащихся, представляющих на аукционе свою аппаратуру. Учащиеся получившие большее количество жетонов являются победителями. Их аппаратура считается востребованной и проданной.

3. Аукцион медицинской аппаратуры.

Выступление учащихся о следующих приборах и аппаратах:

  • Инфракрасная лампа.
  • Рефлектор Минина (синяя лампа) 
  • медицинский термометр
  • шприц
  • стетоскоп
  • банки медицинские
  • фонокардиограф
  • тонометр – для измерения кровяного давления
  • электрокардиограф
  • электроэнцефалограф
  • слуховые приборы
  • очки, лупы, микроскопы, эндоскопы, рефлекторы
  • люминесцентные лампы, рентгеноаппарат
  • лечебная высокочастотная аппаратура
  • ультразвуковые аппараты
  • электростерилизаторы, автоклавы
  • аппарат “искусственное сердце”
  • аппарат “искусственная почка”
  • томограф
  • Аппарат магнитотерапевтический c бегущим импульсным полем малогабаритный “АЛМАГ-01”

4. Подведение итогов аукциона: продажа за жетоны – творчества, каждая группа подсчитывает количество полученных жетонов.

Работа группы журналистов, которые интервьюируют участников аукциона по составленным в ходе работы вопросам. Затем выпускают дневник аукциона.

5. Для закрепления знаний заполняется таблица:

6. Методы диагностики заболеваний: (примеры заполнения)

Медицинские аппараты На каких законах, явлениях физики основано егодействие Диагностика и лечение каких заболеваний возможно.
Электрокардиограф Электромагнитные колебания Предназначен для съема, отображения и хранения результатов кардиографических обследований сердца, сосудов.
Инфракрасная лампа Инфракрасное излучение. Световой физиотерапевтический прибор, оказывающий тонизирую щее, согревающее и противовоспалительное действие на биоткани. Используется для локального теплового воздействия на кожу с целью улучшения у кровоснабжения и запуска цепочки оздоровительных реакций.
Рефлектор Минина (синяя

лампа) 

Физиотерапевтический прибор, излучающий ультрафиолетовые, инфракрасные и видимые лучи.  Лечение хронических травм и воспалительных заболеваний, борьбе с постоянной усталостью, физическим перенапряжением, детскими ЛОР заболеваниями.
Ультразвуковые приборы. Генерируют колебания, попадающие в диапазон высокой стимулирующей и терапевтической активности. Хирургии, урологии, гинекологии, общей терапии, косметологии, отоларингологии, травматологии).УЗ-лечению поддаются неврологические и стоматологические заболевания; травмы, воспалительные и деградационные патологии опорно-двигательного аппарата; келоидные и послеоперационные рубцы.
Аппарат магнитотерапев тический c бегущим импульсным полем малогабаритный “АЛМАГ-01” Генерируемые контроллером управляющие импульсы поочередно включают магнитные излучатели с частотой, наиболее соответствующей биологическим частотам вашего организма. Передаваемое от одного элемента к другому магнитное поле как бы перемещается, “пробегает” вдоль расположения источников, по телу и органам пациента, что приводит к усилению его биоактивных свойств. Остеохондроз позвоночника; артриты и артрозы;  гипертоническая болезнь;  бронхиальная астма; панкреатит;  дискенезия желчевыводящих путей;  язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;  нейродермит;   диабетическая невропатия и нейроангиопатия;   гинекологические и другие заболевания.

Приложение к уроку.

Модель для пояснения принципа перкуссии (выстукивание).

Модель представляет собой закрытый полый деревянный ящик 30*40*5 см. В него помещается деревянный предмет, высота которого равна высоте ящика, а размеры меньше, по форме напоминает орган. Если производится выстукивание по внешней поверхности ящика, то звук разный. Это дает возможность врачу определить границы внутренних органов: увеличение размеров сердца, печени.

Учащиеся изготовили:

  1. Подсветку для просмотра рентгеновских снимков.
  2. Кожный полупроводниковый термометр.
  3. Динамометр для регистрации силы мышц пальцев руки.
  4. Модель медицинского термометра, шприца.
  5. Таблицы для обнаружения цветного зрения (дальтонизма).
  6. Рефлектор Минина.

Домашнее задание: Продолжить заполнение таблицы, используя дополнительный материал из различных источников.