Цель урока: сформировать представление о величии и могуществе нашей Родины через введение интегративных знаний о ней.
Задачи урока:
- систематизировать знания о родной стране, о столице Казахстана – Астане;
- повторить с учащимися государственную символику Казахстана: флаг, герб, гимн;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордость за свою Родину.
Вид урока: урок-путешествие.
Тип урока: интегрированный (познание мира, литературное чтение, искусство).
Технологическое обеспечение урока: использование мультимедийных технологий.
Оборудование:
у учителя:
- компьютерная презентация – сопровождение урока “Наш Казахстан”;
- глобус;
у учащихся:
- рабочая тетрадь;
- цветные карандаши;
- карта Казахстана;
- макет самолётика;
- заготовка бумаги голубого, желтого цвета;
- клей.
- наброски рисунка – родного края (для завершения работы детьми)
Ход урока
Организационный момент (индукция).
– Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, прослушав отрывок песни и стихотворение:
Слайд 1-4. (звучит мелодия песни “Широка страна моя родная”Дети рассматривают слайды с изображением просторов Казахстана)
Ученик:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый ветер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг Отчизны мы несем!
- Что вы можете рассказать о Родине? (Рассказы детей о Родине по карте Казахстана – повторение изученного за прошлые уроки)
2. Актуализация базисных знаний.
Рассказ о Казахстане с электронного учебника “Познание мира” 3 класс
- Посмотрите на карту Казахстана. Как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Каспийского моря до Алтайских гор на расстояние 3000 км, от северных степей Петропавловска, до южных пустынь Шымкента на 1600 км. .....
3. Введение нового знания через диалогово- иллюстративное объяснение и практическую деятельность детей.
Слайд 5. (картина природы под крылом самолёта)
- Наша страна одна из самых больших стран мира. Путешествовать по ней можно на автомобиле, теплоходе, самолёте, велосипеде, но быстрее всего мы можем совершить наше путешествие на самолёте.
Садимся на самолёт в аэропорту города Алматы– прежней столицы нашей Родины и летим на север нашей Отчизны.
Слайд 6-8. (карта Казахстана)
- А пока мы в пути, послушайте стихотворение о нашей Родине.(читают подготовленные дети)
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Казахстан нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы...
Мы увидим даль без края,
Север, где звенит весна
И поймем тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Слайд 5-8
. - Пролетаем над пустынями, над лесами, над горами, Как на карте окрашены пустыни( в желтый цвет).
Слайд 9 - (фотографии пустыни )
- Что такое пустыня? Что вы знаете о ней?
- Какие растения растут в пустыне? (ответы детей)
Слайд10. (растительность пустыни) работа в парах- назвать по 3-4 растения
- Какие животные обитают в пустыне
Слайд 11-12. (животный мир пустыни) работа в парах- назвать по 3-4 обитателя природной зоны )
Слайд13-15. (озера. реки Казахстана))
- Покружились над пустынями , летим над водоемами . (назвать моря, озера и крупные реки Казахстана).
И теперь подлетаем к северу нашей Родины. (ставим самолётик на север)
Слайд16-17. (фотографии северного Казахстана )
- Здесь дольше всего гостит зима, лежит снег,
стоят сильные морозы, дуют ветры, кружат
метели. Эту землю так и называют “Северная
земля”.
- Кто может назвать животных, которые здесь
обитают? (ответы детей)
Слайд 18. (животный мир северного Казахстана)
- Эти животные хорошо приспособились к сильным
морозам. Имеют густую длинную шерсть.
Слайд 19. (стоянка у пастбищ).
- На севере живут очень смелые и трудолюбивые люди, которые пасут стада крупного рогатого скота, высеивают пшеницу ,овес, ячмень на бескрайних просторах сильных земель Вот так выглядят пастбища и поля вблизи Петропавловска ,Павлодара
Слайд 28-32. (пейзаж с высоты полёта самолёта)
- Наше путешествие продолжается. Пролетаем над лесами, городами и реками..
И вот, наконец, под крылом самолёта мы видим большой красивый город.
Слайд 20-24. (вид Астаны сверху)
- Что это за город?
- Что вы знаете об Астане?
- Давайте совершим посадку в столице нашей Родины – Астане, чтобы немного отдохнуть и дозаправить наши самолёты.
4. Физминутка
Мы летели высоко, высоко,
Мы глядели далеко, далеко:
Видели, как лес шумит,
И зайчишка как бежит,
Змейка как ползёт в песке,
Волны плещутся в реке.
Наконец мы прилетели
И за парты тихо сели.
Слайд 20.
- Сердце нашей Родины – это Астана. Там находится Правительство Казахстана и много значимых объектов .
Слайд 21-24. (виды столицы).с комментариями
Чтение стихотворений о Родине ,о ее просторах, об Астане подготовленных детьми самостоятельно
Знакомство с государственной символикой Казахстана.
- Над Администрацией Президента гордо развевается флаг Казахстана. Это один из её государственных символов.(обратить внимание на символику имеющуюся в кабинете)
- Как выглядит флаг Казахстана?
- Какого цвета?
- Составьте из заготовок флаг Казахстана (дети выполняют задание в тетрадях)
Слайд 1. (флаг)-
Что означает каждый цвет на нашем флаге? (дополнительный материал прослушивается из электронного учебника)
- Синий цвет символизирует небо, верность, правду.
- На стр. 184 учебника выберите строки которые оповещают о том, где развевается Государственный флаг нашего Казахстана. - (выборочное чтение)
Слайд 1. (герб Казахстана)
- А это герб Казахстана. Рассмотрите его
внимательно. Что изображено на гербе нашей
страны? Как вы думаете, что он символизирует ?
- Вспомните стихотворения о гербе из учебника
литературного чтения.(чтение стихотворений)
- На стр. 184 учебника выберите строки которые оповещают о том, где он изображается-(выборочное чтение)
- И ещё один символ нашего государства – гимн Казахстана.
- Гимн – это торжественная песня. Когда его исполняют?( в торжественных случаях), слушают гимн стоя. Авторы современного гимна Казахстана – Н.Назарбаев, Ж.Нажимеденов и Ш.Калдаяков.
- Сейчас мы вспомним как необходимо слушать гимн Казахстана.
- Что нужно сделать?
- Как нужно стоять во время исполнения гимна?
- Государственные символы очень важны. Они объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от национальностей.
- Назовите наши государственные символы (ответы детей)
- А теперь мы опять садимся в самолёт и летим домой, на нашу маленькую Родину.
Слайд 27-29 (уголки Казахстана)
- Мы побывали во многих уголках Казахстана.
- Где вам больше всего понравилось?
- Что понравилось?
- А какую землю вы любите больше всего?
- Почему?
Слайд 24- 25 (Балхаш)) - Как называется место , в котором мы живём? (Алматинская область Жамбылский район поселок Улькен)
- В какой части нашей страны он расположен? (на юго-востоке)
- Кто может показать его на карте нашей Родины?
- Наш край очень дорог всем нам, мы все любим его, потому что это наша маленькая Родина.
- Наш Балхаш действительно очень красивый: жаркое летнее небо, а самое главное – замечательные люди – наши земляки, соседи, друзья. Кого из жителей нашего поселка вы знаете. (Аким поселка, директор школы, гл.врач, и.д)
И всё это - наша маленькая Родина.
(зачитываются мини-сочинения о своей родине – остальные вывешиваются на магнитную доску для ознакомления на следующем уроке)
- Давайте раскрасим рисунок в тетради, на котором изображен уголок нашего родного края, вложив в работу всю свою любовь к родной земле. Рисунок можно дополнить какими-нибудь деталями, если вы посчитаете это нужным.
Слайд 29. (звучит мелодия –куй о просторах нашей необъятной стране . Дети работают в тетрадях)
4. Рефлексия.
- Ребята, прикрепите свои рисунки к доске. Посмотрите, какая красивая наша Родина.
- Кто дополнил свой рисунок, поднимите руки.
- Что вы ещё дорисовали? Почему?
- Красива наша маленькая Родина. Велика Родина – Казахстан. Все мы -казахстанцы, конечно же любим свою землю, свою Родину. Любовь к Родине - чувство очень личное, глубокое. Не стоит выставлять его на показ. То, как мы относимся к своей родной земле, нашей большой стране, к окружающим нас людям лучше всего проявляется в наших делах и поступках, а не в громких и красивых словах.
- Что можем сделать мы для своей Родины, чтобы показать свою любовь к ней?
(ответы детей)
Слайд 1-29. (песня о Казахстане”) ..Здравствуй столица, ты - вольная птица.......
- А ещё мы можем подпеть песню о нашей Родине, как мы её любим.
- Споём? (ресурсный круг)
Итог урока.
Домашнее задание: Составить рассказ о своей Родине, использовав главу из учебника “Моя Родина – Казахстан”.