Эффективные способы изучения иностранных слов на основе мнемотехники

Разделы: Иностранные языки


Не секрет, что изучение иностранного языка не вызывает у большинства учащихся большого интереса. Множество грамматических правил, большое количество лексических единиц, немалая доля речеупотреблений, многие из которых не поддаются обобщению – все это негативно сказывается на изучении предмета, иногда внушает страх, результатом чего является низкая коммуникативная способность выпускников. Но нельзя знать иностранный язык, не зная слов, так же, как нельзя научиться читать, не зная букв.

Проблема нежелания учить иностранные слова особо ярко проявляется в период обучения в основной школе. Я уверена, что причина данного явления скрыта в значительном различии методов и приемов, применяемых в начальной и основной школе. Если в 1-4-х классах ученики на уроках “играют” с учебным материалом, то в дальнейшем обучение зачастую сводится к элементарному запоминанию, утрачивается способность творческого осмысления материала учебника, не учитываются психофизиологические особенности учащихся. Возникает проблема необходимости активизации мыслительных процессов, направленных на произвольное запоминание.

Начальная школа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивая все виды памяти: эмоциональную, образную, словесно-логическую и другие. В основной и старшей школе развитие двух первых видов памяти является больше исключением, чем правилом. Слух ребенка в школе, как правило, перегружен. Письменная работа и чтение вызывает напряжение зрения, способность детей длительно сосредоточить внимание невелика. У школьника гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность, а также недостаточно развито произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если учение не “захватывает” само по себе. Рано или поздно наступает момент, когда ребёнок перестает следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, (так называемое “охранительное торможение”) или начинает вертеться, смеяться, тормошить соседа (так называемое “охранительное возбуждение”). Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного “отвлечения” от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Мнемоприём разгружает информацию, делая новый материал “легкоусвояемым”. Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока, а также за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, которые являются непосредственными составляющими интереса школьника.

Ссылаясь на мнение психологов, хочу отметить: гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами иностранные слова для детей ещё эмоционально не значимы, то мнемоприемы как нельзя лучше компенсируют этот “недостаток”. Опыт показывает, что большая часть детей с легкостью вспоминают именно мнемоприёмы. Психологи утверждают: “Логическое забывается, долго припоминается, поэтому зачастую наука “учит” ошибаться. Традиционный способ изучения иностранной лексики несет не языковой факт, а языковой акт мучительного приближения к этому факту”. Мнемонические приёмы вспоминаются моментально, потому что составленные “для себя” они являются ключиком к запоминанию.

Проблема заинтересованности обучающихся иностранным языком является актуальной и злободневной. Выбор именно этой темы вызван ещё одной причиной: преподавание в классах с высоким, средним и недостаточным уровнем обученности побудило меня к поиску приёмов изучения лексических единиц на более доступном уровне, в связи с чем разноуровневое обучение просто необходимо.

Работая над этой темой, я отметила теснейшую связь мнемоприёма и познавательного интереса на уроке, ибо внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота). Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, заинтересовывает их.

Мнемоника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания); мнемотехника - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Память многих учеников не приспособлена к “простому запоминанию” ничего не значащего для него иностранного слова или многоступенчатого правила. Зато эта память очень яркая и образная, особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга, с так называемым “художественным типом” по определению И.П.Павлова. Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для слов и правил свои способы запоминания. Делается это с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально – образная память ребенка. Ярким примером из детства может служить мнемоническая модель запоминания такого английского слова как: slееp (спать), мнемоническая модель для запоминания выглядит следующим образом: когда мы хотим спать, наши глаза слипаются. Для запоминания иностранных слов создаются их яркие образы. Чтобы запомнить слово skirt (юбка), её можно представить себе в виде скирды (стога сена); это русское слово похоже на английское skirt, а скирда по форме напоминает юбку. Pastime (времяпровождение). Примерное произношение (фонетическая ассоциация) — “пастайм”. Мнемоническая модель: если нескольким людям нечего делать, то они проводят время впустую. Рuddle (лужа): примерное произношение (фонетическая ассоциация) — “падл”. Мнемоническая модель: я всё падал и падал в лужу. Аpple (яблоко) вполне созвучно слову "аппликация, и из пары "АППЛикация" и "яблоко" можно составить фразу "Я вырезаю из бумаги АППЛикацию с яблоком".

С точки зрения психологии, мнемотехника – это установление связей между запоминаемыми и хорошо знакомыми объектами. Таким образом, у иностранного слова появляется “приёмный родственник”, который помогает прочно это слово запомнить. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь может усилить рифма, дополнительные ассоциативные “ниточки”, которые протягиваются от образа к образу, от слова к слову.

Конечно, в задачи учителя иностранного языка входит и интеллектуальное развитие детей, и развитие речи, и формирование представлений о языке как о системе, и многое другое, но все-таки программа-минимум - это коммуникативный навык. И в этом плане, думается, не столь важно, каким способом обучающийся запомнил слова: на “бытовом” или научном уровне - главное, чтобы они были усвоены. Ведь мы не обязаны всякий раз произносить или хотя бы вспоминать физические и прочие законы, подходя к компьютеру или включая утюг. Годится и мнемоприем, и яркая ассоциация, если они помогут запомнить, как правильно писать и произносить то или иное слово. Мнемотехника – это возможность заставить учеников не просто запомнить, но и зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.

Одной из серьезных преград для изучения иностранного языка является интерференция, то есть ухудшение сохраняемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Другими словами - интерференция – это “наложение” одной информации на другую. Чем больше объем интерферируемого материала, тем больше шансов получить сбившуюся в бесформенный комок информацию, из которого извлечь нужное очень сложно.

Мнемотехника преодолевает интерференцию: обезличенным иностранным словам придаёт индивидуальный образ. Иными словами, персонифицируя слова, мнемоника делает их образно прорисованными, олицетворенными. Я бы сравнила иностранные слова с необходимым, “калорийным” продуктом без вкуса, а мнемоприём – с естественной пищевой добавкой, которая придает ему вкус, запах, цвет, вызывая аппетит. Мнемоприём должен пробуждать воображение, возбуждая внимание и активность учащихся. Когда предмет стал интересным, вся душа раскрывается и восприятие материала сопровождается сложной цепью представлений. Эта согласованность не исчезает никогда.

Если же все-таки представить себе чудо-ученика, который все заучивает и выполняет все требуемое, но без заинтересованности, то мы столкнемся с одним из самых печальных явлений в школе – с формальными знаниями. Формальные знания, не проведенные через эмоции, обременяют человека, становятся невостребованными.

Одним из аргументов в защиту мнемоники как вспомогательного приема являются особенности памяти человека. Еще со времен К.Д.Ушинского известно: чем большим количеством анализаторов будет воспринят изучаемый материал, тем прочнее он запоминается. Поэтому необходимо “провести” лексическую единицу через все виды памяти ученика. У школьников являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации у детей неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ получения и обработки информации. Предлагая материал в разных сенсорных системах, мы обучаем переводу информации из одной сенсорной системы в другую. “Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши”, - говорил один немецкий педагог. Использование мнемотехнических приёмов – это попытка “открыть” ребятам “глаза и уши”.

Одна из задач учителя - развитие познавательного интереса, благодаря которому нейтральная, а подчас неинтересная информация преобразуется в личностно значимые знания, становится эмоционально окрашеной. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к качественному усвоению материала урока и более продолжительному, часто непроизвольному запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний. Иностранные слова, “пропущенные” не только через логику, но и воображение, эмоции, удерживаются в памяти прочнее, снабжаются русскими эквивалентами, что позволяет ученику сфокусировать внимание, развить память и облегчить воспроизведение конкретного слова.

Выводы:

Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся ее роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.

Я убеждена, что использование мнемотехники необходимо. Во-первых, теория мнемотехники реализуется на практике и позволяет увидеть положительный результат; во-вторых, применение мнемоники необходимо с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей учащихся; в-третьих, используемый мною мнемоматериал нашел живой отклик у учеников, способствовал развитию интереса к английскому языку, способствовал активизации их мышления, повышению успеваемости; в-четвёртых, мнемонический материал помогает экономить время при изучении новых слов для изучения сложных грамматических конструкций.

Результативность этого опыта мне оценить пока сложно, поскольку он невелик. Наверняка найдутся и ученики, и коллеги, и родители, которые по-разному отнесутся к предложенным приёмам.

На мой взгляд, результативность того или иного нововведения на любом предмете определяется не только и не столько повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением познавательного интереса детей к самому предмету.

Качественный анализ успеваемости в классах с недостаточным уровнем обученности, где системно применялись мнемоприемы, показал тенденцию роста успеваемости учеников. Ученики, имевшие по иностранному языку твердую “тройку”, стали получать столь же твердые “четверки”. Согласитесь, ради подобного результата стоит применять мнемотехнику.

Есть уверенность в том, что мнемотехника способна не только вызвать у ребят интерес, но и своими “ненаучными”, упрощенными способами непроизвольно заставляет школьников запоминать слова, понимать суть правил и, как следствие, облегчает применение их на практике. Мнемоника, разумеется, не решает всех проблем, возникающих при обучении, она лишь отчасти борется с ними. Ведь уникальных рецептов для всех и каждого, как известно, не существует.

Использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное воспроизведение текстов на память. Однако с задачей сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным", мнемоника справляется просто великолепно. Попробуйте применить основные мнемонические приемы на себе — и вы скоро ощутите ее полезность и незаменимость. А если поможете понять и освоить мнемонические приемы своим детям, кто знает, может, вырастите нового Цицерона?