Родительское собрание на тему "Воспитываем вдумчивого, грамотного читателя"

Разделы: Работа с родителями


Цель: Показать родителям ценность воспитания у детей интереса к книгам.

Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать.
С.Лупан

- Есть ли у вас дома библиотека для ребенка?

- Какие книги в ней имеются?

- Как часто вы читаете ребенку книгу?

- Разговариваете вы о прочитанном? Задает ли ребенок вопросы?

- Какие стихи, сказки знает ваш ребенок?

- Нравится ли вашему ребенку заучивать стихи, читать их?

- Играете ли вы в литературные игры? (закончи сказку, придумай рассказ, сказку)

Я недаром начала свое выступление с этих вопросов, и если вы положительно ответили на вопросы, то вы на верном пути воспитания будущего умного читателя. Т.к. социологи и психологи всего мира утверждают, что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную личность. По данным ЮНЕСКО, наша страна занимает 41-е место по интеллектуальному развитию молодежи, тогда как в 50-е годы XX века занимала 3-е место. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг.

- Что, как и когда мы можем сделать для детей по привлечению их к чтению?

(Вопрос к родителям.)

В процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: “визуальная”, “видеокультура”, “электронная культура”. Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотеке, компьютерная игротека. Наверное, можно уже говорить о том, что в Росси набирает темпы процесс, который на Западе в 80-е годы был назван “кризисом чтения”.

Средства массовой информации активно вторгаются не только в нашужизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным “воспитателем” ребенка.

Однако это безобидное и безопасное занятие может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно), но и для его психического развития.

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития:дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, резкое снижениефантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает.

А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя и зрителя, среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать).

Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеетчитать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будетслушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит,является читателем.

Почему же так важно воспитывать в ребенке грамотного читателя?

Ребенок-читатель умеет быть интересным самому себе, может занять себя делом без посторонних на то указаний и советов. У него значительные творческие возможности. В процессе взросления он способен к самообразованию, самоусовершенствованию.

Академик П.Л. Капица так сказал о детской книге: “Хорошая детская книга должна отличаться тем свойством, что ее с удовольствием читают и

взрослые”.

Приобщение детей к книге и чтению возможно главным образом в семье. В доме должны жить книги, и их надо читать семьей.

Что читать? Какие книги покупать? Какие книги можно и нужно взять в библиотеке, вам расскажет сотрудник нашей детской библиотеки .

- Несомненно, в доме должны быть книги, к которым ребенок будет впоследствии возвращаться в школе; когда-нибудь они станут, может быть, его любимыми книгами и послужат еще и его детям. Это, прежде всего, сказки (народные сказки о животных, волшебные, бытовые, сатирические); мифы народов мира, мифы древней Греции, Библия для детей.Особое место в доме должны занять литературные сказки, прежде всего сказки В. Жуковского, А. Пушкина, П. Ершова, а также “Золотой ключик” А. Толстого, “Три толстяка” Ю. Олеши, “Волшебник изумрудного города” А. Волкова, “Приключения Незнайки” Н. Носова, сказочные повести прекрасного современного писателя Юрия Коваля, его “Недопесок”, сказы

П. Бажова, “Легенды о мастере Тычке” И. Панькина, другие произведения. А из зарубежных авторов – Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, Хью Лофтинга “Доктор Дулиттл”, К. Кллоди “Приключения Пиноккио” и др. Обратите внимание на сказки Н. Абрамцевой, М. Москвиной, С. Козлова, Г. Цыферова. Они унаследовали лирическую “андерсеновскую” манеру письма и написали очень добрые сказки.

Необходимо читать исторические произведения, рассказы о родной и мировой истории. Книги по родной истории С. Алексеева – прекрасное пособие по воспитанию граждан своего Отечества.Особое место должна занять юмористка. Мы даем мало повода детям для “хорошего” смеха. А ведь чтение веселой книги – прекрасная психологическая разгрузка. Это и А. Некрасов “Капитан Врунгель”, и стихи, рассказы и сказки Саши Черного, и среди них “Дневник Фокса Микки”; “Денискины рассказы” В. Драгунского, сказы С. Писахова, его книга “Ледяная колокольня”.

Без природоведческой книги вряд ли мы сможем обойтись в воспитании личности, в развитии у ребенка чувства слога, культуры чтения, любви к миру. Среди важных в этом ряду: Сэтон Томпсон, Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Игорь Акимушкин.

Со старшими дошкольниками не надо бояться читать и “взрослые книги” - приключенческие повести, фантастику; стихи, полезно заучить наизусть, может быть, и в форме “соревновательной”: кому удастся скореезапомнить, взрослому или малышу? Это лишь “эскиз” библиотеки, подробнее прописано в книге “Детская литература”, которая вышла в 2000 году в издательстве “Владос”, а также в биобиблиографическом словаре “Русские детские писатели XX века”, третье издание которое также было выпушено в 2000 году.

Напоминаю, это должно быть систематическое чтение, мы должны время от времени возвращаться к книгам, уже прочитанным, и в данном случае вы, родители, должны высказывать собственную заинтересованность, а отнюдь не раздражение при очередном возвращении к книге.

Всего 15 минут в день воздадутся сторицей, они вернуться к нам и к нашим детям позже теми самыми узами, без которых мы одиноки и несчастны.

Для того чтобы грамотно руководить процессом приобщения детей к чтению, к слушанию чтения книг, давайте вместе с вами наметим советы:

(высказывания родителей, затем обобщить)

Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому:
родители – пример ему.

1. Воспитывайте читателя личным примером.

2. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам.

3. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

4. Убедите ребёнка записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц.

5. Вместе подбирайте книги для чтения и не заставляйте читать или слушать до конца “неинтересную” книгу.

Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно.

Чтение как труд и творчество.

Эти задания для детей помогут родителям в творческой работе с детской книгой, в развитии читательского таланта ребенка.

  • Сочинение рассказов по картинкам.
  • Игры в слова (цветные, круглые, ласковые и т.д.), игра в рифмы.
  • Самостоятельное иллюстрирование книг.
  • Изготовление из пластилина или других материалов фигурок героев, сюжетных сцен.
  • Сочинение новых историй про полюбивших героев.
  • Сочинение перепутаниц, небывальщин, перевертышей.
  • Отгадывание литературных загадок и придумывание собственных.
  • Беседы по вопросам нравственного воспитания, научной информации.
  • Побуждать ребенка к размышлению, умению делать самостоятельно выводы.
  • Игры-викторины “Узнай героя”, “Кто нарисовал?” и др.
  • Сравнивание иллюстраций разных художников к одной и той же сказке.
  • Сравнивание сказок с родственными сюжетами у писателей разных стран.
  • Сравнение стихотворений разных поэтов о временах года.
  • Сочинение музыки к песням, исполняемым героями книг, стихов о героях.
  • Сравнение содержания текста и иллюстраций с мультфильмами.
  • Соревнование членов семьи“Кто назовет больше сказок про Бабу Ягу?” …
  • Чтение по ролям сказок в стихах, басен и др.
  • Игры – театрализации по любимым сказкам.
  • Письмо автору или герою книги (текст придумывает ребенок).

Проект решения собрания:

  1. Записать ребенка в детскую библиотеку.
  2. Организовать совместное чтение регулярно.
  3. Оформить полку для книг дома в детском уголке ребенка.
  4. Принять участие в проекте “Книга – мой друг”, оформить самоиздатные книги (по сезонам года, птицы перелетные и зимующие, об определенном диком звере наших лесов.)