Внеурочное занятие по математике на тему "Древняя китайская головоломка «Семь хитроумных фигур»". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • умение работать с инструментами;
  • умение выполнять построение многоугольников.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД:
    • умение в диалоге с учителем оценивать свою деятельность;
    • умение выдвигать версии решения проблемы;
    • умение работать по плану (инструкции);
  • познавательные УУД:
    • умение быстро воспринимать сходства и различия между предметами и изображениями;
    • строить логически обоснованные рассуждения,
    • преобразовывать информацию из одного вида в другой.
  • коммуникативные
    • УУД: эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.
  • Личностные результаты: воспитание воли и настойчивости в достижении цели.

Оборудование, необходимое для занятия:

  1. Один лист мелованного картона.
  2. Линейка.
  3. Чертежный треугольник.
  4. Простой карандаш.
  5. Ножницы.

Ход урока

Этапы занятия Планируемые результаты УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося Методы и приемы
1. Организационный момент.

Вспоминаем все, что знаем.

Предметные УУД: умение работать с инструментами, умение применять математический материал. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к занятию.

Предлагает выполнить задание:

1. Начерти квадрат со стороной 5 см.

2.Обозначь вершины.

3. Построй отрезки, соединяющие противоположные вершины квадрата.

4. Найди середину каждой стороны квадрата.

Беседует по геометрическому материалу.

Выполняют задание на листе картона. Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

2. Открываем новые знания. Коммуникативные УУД: умение работать в группе.

Регулятивные УУД: умение выдвигать версии решения проблемы.

Познавательные УУД: строить логически обоснованные рассуждения, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

1. Решите задачу: “Отец, у которого было 4 сына, имел квадратное поле (рисунок в приложении № 1). Четверть поля он оставил себе, а остальную часть обещал отдать сыновьям, если те сумеют разделить поле между собой, на равные по площади и по форме части. Как сыновьям выполнить это?

Правильный ответ показан в приложении № 4.

Пытаются найти решение сначала самостоятельно, а затем в группах. Самостоятельная работа и групповая работа
Регулятивные УУД:

- умение в диалоге с учителем оценивать свою деятельность;

- умение работать по плану;

Эта задача из группы занимательных задач на разрезание.

2. Выполните задание по инструкции (инструкция в приложении № 2).

Проверьте решение в группах (решение в приложении №5).

3. Дайте ответы на вопросы:

1. На сколько частей разрезали квадрат?

2. Назовите каждую фигуру.

Все эти фигуры являются частями старинной китайской головоломки “Танграм”. Головоломка состоит в том, чтобы, используя все семь частей, сложить фигурки, которые будут напоминать нам животных, птиц, людей, предметы быта и другое.

 

 

 

Выполняют задания на листе картона.

 

Ответы на вопросы по модели.

 

 

 

Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

 

Фронтальная работа

Прочитайте правила игры (приложение № 3) Читают правила игры Самостоятельное чтение
3. Развиваем умения Коммуникативные УУД: умение организовать учебное взаимодействие в группе. Задание: сложите любые 2 фигуры, изображенные на рисунке 1 (приложение №5).

Дополнительное задание: выполните задание №2 из приложения №5.

Выполняют задания Групповая работа
4. Самостоятельная работа Познавательные УУД: умение моделировать. Сложите любые 2 фигуры, изображенные на рисунке 1 (приложение №5), Выполняют задания Самостоятельная работа
5. Рефлексия. Регулятивные УУД: умение в диалоге с учителем оценивать свою деятельность. Учитель выясняет, что получилось у ребят, а что оказалось сложным, отвечает на вопросы учащихся. Ученики отвечают на вопросы, задают свои вопросы. Беседа.