Цель урока. Рассмотреть случаи деления круглых чисел, сводящихся к делению многозначного числа на однозначное.
Планируемый результат: усвоение письменного выполнения действия деления с многозначными числами с использованием алгоритма.
Оборудование: учебник Л.Г.Петерсон Математика 3 класс, 2 часть, с. 25-27.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Учитель: Ребята, нам сегодня прислали телеграмму. Для того чтобы узнать что в ней написано, мы должны расшифровать её. Ключ от шифра спрятан в домашнем задании.
2. Проверка домашнего задания. (с. 27 № 11) Что нужно было сделать?
- Ученики: решить примеры, соединить линией примеры с одинаковыми ответами в каждом столбике, вспомнить название рассказа и определить его автора.
Рис 1.
(Ученики проверяют ответы, соединяют линией примеры с одинаковыми ответами. Затем читают отрывок из рассказа, называют автора и название произведения.)
- Учитель: Ребята, телеграмма спряталась за теми примерами, в составе которых есть цифра 5. Прочитайте эти ответы. (50, 52)
- Появляется на доске пословица: “Математику учить – ум точить”. Как вы понимаете её смысл? (ответы детей.)
3. Актуализация знаний.
- Учитель: Ребята, вспомните, над какой темой мы работаем с вами на протяжении нескольких уроков? (Письменное деление на однозначное число).
- Чему вы должны были научиться? (Делить многозначное число на однозначное).
- На доске записан пример 3416: 4 . Решение с объяснением.
4. Постановка проблемы.
- Учитель: решите пример 371000:700
- Какая трудность у вас возникла? Чем отличается этот пример от предыдущего? ( Во втором примере числа оканчиваются нулями, такие случаи нам ещё не знакомы.)
- Чему мы должны будем научиться на уроке?
5. Построение выхода из проблемной ситуации.
- Ребята, предложите свои пути выхода из проблемной ситуации. Как бы вы решали такой пример? Посовещайтесь в группах и попробуйте решить этот пример. (Работа в группах, составление алгоритма деления).
На доске появляется алгоритм:
Делимое и делитель нужно уменьшить в одно и тоже число раз 10, 100, 1000 и т.д. (Отбросить в делимом и делителе поровну нулей).
Выполнить деление “уголком”.
Проверка.
- Молодцы, ребята. Сформулируйте тему урока. Как она связана с темой предыдущего урока?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Ученики выполняют задание №3 (1 столбик), объясняя ход решения по алгоритму устно.
Физкультминутка.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Задание №4 (по рядам) самостоятельно составляют и решают уравнения, в которых есть приём деления чисел, оканчивающихся нулями. Самопроверка по эталону.
8. Повторение.
Задача №5 (а) с. 25
- Что известно в задаче? (Известно целое – 27 руб. Оно состоит из двух частей. Нам известна лишь разница между частями.)
- Назовите способ решения этой задачи. (Нахождение двух величин с помощью удвоенного числа)
- Сколько способов решения этой задачи вы знаете? (2 способа. Можно найти удвоенное большее число или удвоенное меньшее число.) Ученики самостоятельно записывают решение задачи: мальчики – ищут удвоенное большее число, а девочки – удвоенное меньшее. Два ученика работают у доски, решая разными способами. Взаимопроверка.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Учитель: Ребята, наш урок подошел к концу, давайте вспомним, чему новому вы научились сегодня? Какие умения отрабатывали?
- Какие задания больше всего понравились? Какие трудности у вас возникли?
- Ребята, спасибо большое вам за урок, вы все хорошо поработали! МОЛОДЦЫ!!!