Цели:
- познакомить с новой частью речи – предлогом;
- показать отличие предлога от других частей речи;
- учить детей писать предлоги отдельно от слов других частей речи;
- учить правильно использовать предлоги в речи.
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Открыли тетради, запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний.
Словарная работа: Замените одним словом предложение.
- Заниматься каким-либо делом, занятие, деятельность. (работа)
- Учит детей в школе. (учитель)
- Сильный холод, стужа при которой температура воздуха ниже нуля градусов. (мороз)
- Белое сладкое вещество, добываемое из свёклы или особого вида тростника. (сахар)
Поменяйтесь тетрадями, по таблице проверьте работу соседа, оцените её, на полях поставьте кружок:
- Зеленый – 0 ошибок
- Желтый – 1-2 ошибки
- Красный – 3 и более ошибок
Поменяйтесь тетрадями обратно.
- Кто доволен собой? Почему?
- Кто огорчился? Почему?
- Что пожелаем ребятам, кто огорчился?
- Для чего нам надо знать написание словарных слов?
- Если не запомнили написание слова, где можно его посмотреть?
- Обозначьте часть речи записанных слов.
- Какая это часть речи?
- Что помогло вам определить имя существительное?
- Устно образуйте от данных существительных имена прилагательные.
- Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Устно образуйте от данных существительных глаголы.
- На какие вопросы отвечают глаголы?
Проектор
Самостоятельные части речи:
имя существительное
- работа
- учитель
- мороз
- сахар
имя прилагательное
- рабочий
- учительский
- морозный
- сахарный
глагол
- работать
- учить
- морозить
- засахарить
- О каких частях речи мы с вами говорили?
- Какие это части речи? (самостоятельные)
3. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на доску, что записано?
- Какое задание я могла бы вам предложить? (составить из слов предложение)
Составить из слов предложение: Рыжая, дупле, белка, спит.
- Кто смог?
- Почему не смогли? (не хватает слова)
- Какое слово нам может помочь, оказать услугу, сослужить службу? (слово в)
- Давайте вставим это слово.
- Какое предложение получится?
Ученик у доски составляет предложение.
- Давайте запишем предложение.
- Предположите, чем является это маленькое слово? (это слово является предлогом)
- Сформулируйте тему нашего урока. (предлог)
Открыть на доске.
- Тема нашего урока – предлог.
- Какие цели поставим на сегодняшний урок перед собой?
Карточки на доске: “узнать, научиться”
- Что должны узнать?
- Какой частью речи является предлог.
- Какие бывают предлоги.
- Для чего нужны предлоги в речи.
- Чему научиться?
- Находить предлоги в тексте.
- Научиться писать предлоги с другими словами.
- Рассмотрите отрезок.
- Он символизирует тему нашего урока. Смайлик будет показывать, где мы с вами находимся.
- Где мы сейчас с вами находимся, как вы думаете: в начале, в середине, или ближе к концу?
(в начале)
- Почему?
- Давайте не будем терять времени и отправимся достигать поставленные перед нами цели.
- Назовите средства достижения цели. (знания, опыт, учитель, учебник)
- Какая первая цель? (узнаем, какай частью речи является предлог)
- Вернёмся к предложению.
- Назовите предлог.
- Поставьте к нему вопрос. Получилось? (нет)
- Обозначает предлог что-нибудь, как другие самостоятельные части речи? (нет)
- Для чего он нужен? На вопрос не отвечает, ничего не обозначает.
- У нас проблема, предлог – это самостоятельная часть речи или нет?
- Давайте проведём исследование.
- Вспомните, когда убирали предлог из предложения был ли понятен смысл? (на доске убрать предлог из предложения)
- Нет.
- Потерялась связь в предложении. Какую службу сослужил нам предлог? (он связывает слова в предложении, служит для связи слов в предложении)
- Так какая это часть речи: если не самостоятельная, то служебная.
- Какой цели достигли? Посмотрите на доску.
- Какие слова мы вставим?
- Мы познакомились с предлогом, это служебная часть речи, она служит для связи слов в предложении.
- Прочитаем вывод, который у нас получился.
4. Применение знаний.
- Откройте тетради на печатной основе на стр.73 №3.
- Прочитайте стихотворение.
- Работать будете в парах. Послушайте задание.
- Найдите в стихотворении предлоги, обведите их в кружок.
- Какие предлоги нашли?
- Как поработала ваша пара?
- Какой цели добились, выполнив это задание? (научились находить предлоги в тексте)
- В русском языке много предлогов. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Табличка: Предлоги.
у, на, над, к, по, под, про, о, об, от, с, из, в, за, около, через, для
- Прочитаем хором.
- Обратите внимание, предлоги – это слова.
- Как пишутся слова в предложении? (раздельно)
- Какой вывод сделали?
- Предлоги со словами пишутся раздельно.
Физминутка.
- Какое задание предлагают нам авторы тетради? Прочитайте.
- Что будете делать сейчас? (выписывают предлоги с существительными)
- Как в тексте написаны предлоги с существительными?
- Подтвердились наши предположения?
- Самостоятельно выпишите предлоги с существительными. (проверка на слух)
- Какой цели достигли?
- Узнали, как пишутся предлоги со словами.
- Поработайте в четвёрках.
- Посмотрите на текст, предположите, какое задание будет сейчас.
_ полянке, _ тропинки
Пробиваются травинки.
_ бугорка ручей бежит,
А _ ёлкой снег лежит.
(дать слова для справок: на, у, с, под, около, над)
- Вставить пропущенные предлоги.
- Проверьте свои карточки. Кто выполнил задание так же?
Двое проверяющих у доски. Если все дети, то вывешивается на доску листок с правильным ответом.
- Кто выполнил задание по-другому?
- Подведём сейчас итог.
- Изучали мы... (дети хором – предлог)
- Что узнали о предлоге за сегодняшний урок? (вернуться к правилу на доске)
- Достигли мы сегодняшних целей?
- Вернёмся к нашему отрезку.
- Как вы думаете, где мы сейчас находимся? (середина)
- Закончите фразу: “Теперь я знаю...Теперь я умею...”
- Оцените свою работу на уроке.
- Кому было легко?
- У кого ещё остались вопросы?
- Откройте дневник, запишите домашнее задание.
- Оценки за урок.
- Спасибо за урок!