Урок русского языка по теме "Морфемика и словообразование". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Предлагаю разработку урока “Повторение и обобщение по теме “Морфемика и словообразование в 6 классе”. Данный урок разработан по “сингапурской” методике обучения, что способствует формированию у школьников навыков и компетенций XXI века. Сингапурский метод обучения направлен на работу с детьми в группах. Таким образом, работая и отвечая в группе, ни один ученик не остаётся без внимания. Даже самый отстающий ребёнок во время урока знакомиться с той или иной информацией.

Цели урока: обобщение знаний учащихся по теме “Морфемика и словообразование”.

Ход урока

1. Оргмомент.

1. Хай-файв.

Ребята, здравствуйте, давайте поприветствуем друг друга.

2. Генеративный вопрос.

Что бы изменилось, если бы не было морфемного разбора?

3. Джод Тотс (запишите мысли).

Участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очерёдности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

а) Каждый член команды берет 4 листочка бумаги.

Нужно придумать одно слово (понятие) по теме “Морфемика и словообразование”.

На каждом листочке нужно записать слово (понятие) по теме “Морфемика и словообразование”, проговаривая его громко и чётко для членов команды.

Положить листочек на центр слова лицевой стороной вверх.

Повторить данные действия, пока не будут использованы все листочки.

б) Тик-тэк-тоу (крестики-нолики).

Участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали, диагонали.

Перемешать все листочки, которые появились на столе после выполнения предыдущего задания.

Выбрать в свободном порядке любые 9 листочков и разложить их в формате 3х3 (как для игры в “Крестики-нолики”).

Каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые 3 слова на одной линии (вертикаль, горизонталь, диагональ).

4. Конэрс (углы)

Ученики распределяются по разным углам, в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

Каким способом образовано слово “пешеходный”?

Ученики 10 секунд думают в тишине, записывают свой вариант на листочке. Занимают свой угол в зависимости от выбора:

1) приставочный;

2) суффиксальный;

3) приставочно-суффиксальный;

4) сложение.

Ученики подходят к своему углу, ищут партнёра не из своей команды, разбиваются на пары, обсуждают условия своего выбора в парах. Делятся мыслями.

5. Эй ар гайд (руководство-предположение-реакция)

Сравнивается точка зрения учеников по теме до и после выполнения “упражнения-раздражителя” для активизации мышления (в данном случае учебный текст).

Поработайте над этими заданиями самостоятельно.

В столбике “Да” поставьте + , если вы согласны с утверждением, и - , если не согласны.

При выборе учитывайте свой личный опыт, знания, убеждения.

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ
  В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов  
  По корню можно определить лексическое значение слова  
  В русском языке есть слова, которые НЕ употребляются без приставки  
  В русском языке есть пример самостоятельной части речи, где нет корня  

А теперь познакомьтесь с текстом:

Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер — “маленький”, а корень — сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает “приближение”, а корень — само действие).

Но так бывает не всегда.

Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от “обычных” — свободных корней.

Глагол вынуть относится к числу немногочисленных русских слов, которые этимологически исходного корня в своем составе не содержат. В нем мы выделяем приставку вы-, суффиксы –ну- (загнуть, крикнуть, сказануть) и –ть-, а вот корня здесь нет!

Сколько же ещё тайн хранит русский язык!

Повторная работа с таблицей.

6. Куиз-куиз-трэйд (опроси-опроси-обменяйся карточками)

Учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Записать слова, в ответе указать способ словообразования.

Встаньте, поднимите руку и найдите ближайшую пару.

Ученик А задаёт вопрос ученику В.

Ученик В отвечает.

Ученик А помогает и хвалит.

Ученики меняются ролями.

Ученики меняются карточками и благодарят друг друга.

Вышеперечисленные шаги повторяются несколько раз.

7. Итоги урока

Прощальная фраза

Отличного вам дня! До скорых встреч!