Организационная информация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Расследование и учет несчастных случаев на производстве | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | Охрана труда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курс | 3 курс на очном обучении, 4-5 курс на заочном обучении | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическая информация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока (мероприятия, занятия) | урок контроля и проверки умений и навыков, обобщения и систематизации знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) |
Цели урока: контроль обучения,
систематизация знаний и умений, выяснение уровня
усвоения материала и сформированности умений и
навыков.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока (мероприятия, занятия) | Обобщить и закрепить знания о методике
расследования и учета несчастных случаев на
производстве с целью защиты своих трудовых прав. Воспитывать культуру обучающихся, необходимую для сохранения готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение задан, для защиты своего здоровья. Формировать навыки позитивных типов учебного взаимодействия (работа в группе, сотрудничество, соревнование) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Игровые, проблемно-поисковые,
групповые, компьютерные. Методические приёмы: делавая игра, беседа, решение ситуационных задач |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 90 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. обучающиеся в ходе урока (мероприятия, занятия) | Цели деловой игры (формирует
следующие компетенции): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ПК 1.1. Обеспечивать безопасность движения транспортных средств при производстве работ. ПК 2.1. Организовывать выполнение основных видов работ в соответствии с требованиями технологических процессов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвентарь и оборудование: | Мультимедийный проектор, компьютер,
экран. Сопровождение мультимедийная презентация. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | 1. Положение о расследовании и учете
профессиональных заболеваний. Утверждено
постановлением Правительства РФ от 15 декабря
2000г. № 967. 2. Компьютерная презентация с содержанием деловой игры. 3. Карточки рефлексивной оценки деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План работы обучающихся в рамках деловой игры: | 1. Изучение студентом первоначальных
материалов деловой игры. 2. Отбор студентом из всех материалов необходимых для решения задач, поставленных в рамках деловой игры. 3. Самостоятельный поиск студентом необходимых материалов для решения ситуационных задач. 4. Оформление результатов работы (сопроводительные документы). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход и содержание урока, деятельность преподавателя и обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация обучающихся |
Преподаватель знакомит
обучающихся с целью и задачами урока. Урок проходит в необычной форме Деловая игра - Брейн-ринг (слайды 1-7) Познавательная игра-соревнование двух команд стимулирует деятельность обучающихся на уроке и направлена на создание ситуации переживания успеха для обучающихся с разным уровнем подготовленности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Знакомство с правилами игры | Преподаватель знакомит
обучающихся с правилами игры. Правила игры: две команды отвечают на вопросы различной стоимости в баллах, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из трёх раундов. После обсуждения ответы проверяются, объявляется победитель и зачитывается правильный ответ. 830- 835 Вступление преподавателя - 5 мин: Тип урока - урок контроля и проверки умений и навыков с целью выявления качества и уровня овладения изученной темой. Проведем урок в форме Брей-ринг (2 команды по 5-10 человек, жури). Три этапа: - Красный - разминка (ответы на вопросы преподавателя), - Желтый - основной (решение предложенной ситуационной задачи), - Зеленый - конкурс капитанов (ответы на вопросы преподавателя или жюри). При необходимости предусматриваются дополнительные вопросы. 835- 855 Красный этап – разминка - состоит из 6 вопросов - 20 мин: Команда поднимает руку, зная ответ, какая команда отвечает определяет жюри (кто быстрей поднял руку). Оценивает ответы жюри, итоговая оценка по результатам 1 этапа. Для целей расследования и учета несчастных случаев используются следующие основные понятия: Вопрос 1: Дайте понятие – несчастный случай на производстве? Вопрос 2: Дайте понятие – Тяжелый несчастный случай? Вопрос 3: Дайте понятие – пострадавшая сторона? Вопрос 3: Дайте понятие - свойство? Вопрос 5: Дайте понятие – расследование несчастного случая? Вопрос 6: Дайте понятие – временная нетрудоспособность вследствие травмы? 855-905 - 3 мин - жюри подсчитывает итог за первый этап. Объявление итога. 905-920 обсуждение, 9 20 – 930 ответы - желтый этап - основной (решение предложенной задачи). Команда получает задание, квалифицирует событие как несчастный случай на производстве или несвязанный с производством, приводя аргументы, и разъясняя порядок расследования для данной конкретной ситуации. 10-15 мин на обсуждение командой, отвечает один из игроков, выбирает команда. 5 мин на ответ. 930- 940 10 мин Зеленый этап - жюри подсчитывает итог за второй этап, сумму за два этапа. Объявление итога. Вопросы капитанам задает один из членов жюри, пока подсчитывает результат. 940- 945 - 5 мин - объявление итогов. Подведение итогов. Заключительная часть. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Обобщение и закрепление знаний о веществах, изученных в курсе охраны труда и имеющих важное практическое значение. | Обобщение и закрепление знаний
происходит в процессе самой игры. Обучающиеся
работают в командах и отвечают на вопросы
разного уровня сложности. Красный этап (разминка) Команда поднимает руку, зная ответ, какая команда отвечает определяет жюри (кто быстрей поднял руку). Оценивает ответы жюри, итоговая оценка по результатам 1 этапа. За каждый вопрос жюри выставляет от 1 до 5 баллов. Для целей расследования и учета несчастных случаев используются следующие основные понятия: Вопрос 1: Дайте понятие – несчастный случай на производстве? Вопрос 2: Дайте понятие – Тяжелый несчастный случай? Вопрос 3: Дайте понятие – пострадавшая сторона? Вопрос 3: Дайте понятие - свойство? Вопрос 5: Дайте понятие – расследование несчастного случая? Вопрос 6: Дайте понятие – временная нетрудоспособность вследствие травмы? Жёлтый этап (основной) Команда получает задание, квалифицирует событие как несчастный случай на производстве или несвязанный с производством, приводя аргументы, и разъясняя порядок расследования для данной конкретной ситуации. За ответ на задание жюри выставляет от 10 до 30 баллов. Для этого необходимо в совокупности получить ответы на 4 вопроса: 1. Какова категория лиц, с которыми произошел несчастный случай, подлежащий расследованию и учету? (иными словами - кто пострадал?) 2. Какие инциденты подлежат расследованию и учету? Ответы на эти вопросы позволяют считать инцидент событием. 3. Каков исход события? Ответы на три вопроса позволяют считать - событие несчастным случаем. Где, когда и при каких обстоятельствах произошло событие? Ответы на все четыре вопроса позволяют квалифицировать событие как несчастный случай на производстве. Рассказать основные обязанности работодателя, состав комиссии, сроки расследования, основные документы при оформлении результатов, учет несчастного случая. Команда обсуждает, отвечает один из игроков, выбирает команда. 1 вариант задания (для первой команды): Несчастный случай с работником Семеновым Алексеем Ивановичем произошел в 2007 году при следовании к месту командировки на междугородном автобусе. Расследование не проводилось. В связи с ухудшением состояния здоровья (вследствие полученной травмы) пострадавший обратился в 2012 году к работодателю с заявлением о расследовании данного несчастного случая и оформлении акта формы Н-1. Квалифицируйте несчастный случай. Разъясните порядок действий работодателя. Разъясните оформление несчастного случая. Пострадавший – Семенов А.И., 15.03.1978 года рождения, проживающий по адресу г. Волхов, ул. Пирогова, д. 4, кв. 52, стаж работы в должности сварщик 10 лет 4 мес., стаж работы в ЧП “Север” 7 лет. 3 мес., вводный инструктаж проходил 24.07.2003 г., первичный инструктаж проходил 24.07.2003 г., стажировку прошел с 24.07.2003 г. по 29.07.2003 г., специальное обучение по ОТ прошел 15.11.2003 г., 17.11.2003 г. сдал экзамен с оценкой “удовлетворительно” – протокол №4, НС произошел 27.10.2007 г. в 16 час. 35 мин. Работодатель организации ЧП “Север”, расположенной по адресу г. Волхов, ул. Авиационная, д. 31 – директор Петров Анатолий Сергеевич. Отдел кадров ЧП “Север” - Мерина Анна Сергеевна. Инженер по ОТ ЧП “Север” - Савинов Михаил Анатольевич. Непосредственный руководитель, начальник цеха – Афанаскин Роман Анатольевич. Государственный инспектор – Мишин Илья Игоревич Очевидцев происшествия нет. Пострадавший предоставил: 12.04.2012 г. заявление с просьбой расследовать НС происшедший с ним по пути следования к месту командировки на междугороднем автобусе 27.10.2007 г. в 16 час. 35 мин., когда он поскользнулся при выходе из него, упал получил ушиб ноги, непосредственному руководителю не сообщил. Но по настоянию жены обратился к врачу, врач зафиксировала повреждение здоровья, но листок нетрудоспособности не оформлялся, так как жалоб на состояние здоровья не было. Семенов А.И. работает в ЧП “Север” по трудовому договору №24-03 от 23.07.2003 г. В 2012 г. самочувствие пострадавшего ухудшилось (вследствие полученной травмы) он обратился за медицинской помощью, его состояние признали с тяжкими последствиями, выдали медицинское освидетельствование. 2 вариант задания (для второй команды): 18.03.2011 г. на Тульском оружейном заводе произошло большое возгорание. Необходимо было срочно эвакуировать уцелевшее оружие. Сил пожарной охраны на проведение данной операции было не достаточно, и руководство оружейного завода мобилизовало работников для спасения оружия. Сидоров Антон Михайлович — столяр оружейного завода, принимавший участие в мероприятиях по спасению оружия, — во время указанных мероприятий не успел вовремя выйти из горящего здания и получил многочисленные ожоги. Квалифицируйте несчастный случай. Разъясните порядок действий работодателя.Пострадавший – Сидоров Антон Михайлович, 07.09.1982 года рождения, проживающий по адресу г. Тула, ул. Молодежная, д. 39, кв. 4, стаж работы в должности 9 лет 2 мес., стаж работы в ОАО “Тульский оружейный завод” 5 лет. 10 мес., вводный инструктаж проходил 22.05.2005 г., первичный инструктаж проходил 22.05.2005 г., стажировку прошел с 22.05.2005 г. по 28.05.2005 г., специальное обучение по ОТ прошел 10.06.2005 г., 12.06.2005 г. сдал экзамен с оценкой “удовлетворительно” – протокол №45, НС произошел 18.03.2011 г. в 12 час. 35 мин. Работодатель организации ОАО “Тульский оружейный завод”, расположенной по адресу г. Тула, ул. Северная, д. 4а – генеральный директор Шамович Петр Олегович. Начальник отдела кадров – Федоров Игорь Витальевич. Инженер по ОТ – Соколов Семен Сергеевич. Непосредственный руководитель, начальник столярного цеха – Кулаков Игорь Анатольевич. Государственный инспектор – Петров Антон Васильевич. Очевидцы происшествия: Симоненко Анатолий Иванович – столяр столярного цеха, проживающий по адресу г. Тула, ул. Петровская, д. 15, кв. 6. Находился рядом с пострадавшим, оказывал ему доврачебную помощь. Пострадавший предоставил: 18.03.2011 г. заявление с просьбой расследовать НС происшедший с ним. Во время НС Кулаковым была вызвана скорая помощь, и пострадавший был доставлен медицинское учреждение, где ему была оказана медицинская помощь, а повреждения здоровья квалифицированы как легкой степени, ему был выдан листок нетрудоспособности №567 сроком на 9 календарных дней. Для решения задачи обучающимся выдается наглядный материал приложение с 1 по 6, а также предусматривается в слайдах с 27 по 38:
Зелёный этап (конкурс капитанов) Вопросы капитанам задает один из членов жюри, пока подсчитывает результат. За каждый ответ на вопрос жюри выставляет от 5 до 10 баллов. Каждому из капитанов отдельный вопрос.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Подведение итогов. Оценка работы обучающихся | (слайд презентации19-46) Подведение итогов урока, выставление оценок (Сделать акцент на понятии охрана труды - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебнорофилактические, реабилитационные и иные мероприятия). После окончания игры подводятся итоги, объявляется команда-победитель.
Обучающиеся оценивают работу своей команды и каждого игрока, преподаватель выставляет оценки. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) | Преподаватель предлагает
обучающимся заполнить следующую таблицу.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительная необходимая информации | Обобщающий урок по теме “Расследование и учет несчастных случаев на производстве” целесообразнее проводить в виде деловой игры. Этот урок позволяет понять практическую ценность полученных знаний, развивает умения применять эти знания в конкретных ситуациях. Урок в форме деловой игры раскрепощает обучающихся, повышает их интерес к процессу, увеличивает активность на уроке. Работая в группах, они развивают коммуникативные навыки, учатся высказывать свою позицию, в работу вовлекаются все, даже самые “слабые, не активные” обучающиеся. На таком уроке они не испытывают напряжения, не боятся высказать свою точку зрения, и, как правило, на этапе рефлексии указывают, что урок был для них интересен и полезен. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В помощь преподавателю |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | В соответствии с ФГОС СПО по
специальности 190629“Техническая эксплуатация
подъемно-транспортных, строительных, дорожных
машин и оборудования” при формировании ОПОП
образовательное учреждение: должно
предусматривать в целях реализации
компетентностного подхода использование в
образовательном процессе активных и
интерактивных форм проведения занятий
(компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр,
разбора конкретных ситуаций, психологических и
иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании
с внеаудиторной работой для формирования и
развития общих и профессиональных компетенций
обучающихся.Целесообразность использования
компьютера и мультимедиа-проектора на данном
уроке объясняется формой его проведения. Это
позволяет обучающимся наглядно видеть всю
информацию, которая им предлагается (что очень
важно для визуалов), увеличить скорость работы на
уроке, ввести в урок больший объём учебного
материала. В презентации использованы фотоматериалы из сети Интернет. Навигация осуществляется с помощью гиперссылок. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Список учебной и дополнительной литературы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://gameshows.ru/wiki/Своя_игра
Картинки для презентации: http://rus.ruvr.ru/2013_01_20/Avarii-na-ugolnih-shahtah-v-2010-2013-godah-Spravka/ аварии на угольных шахтах |
Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- Зажигина Евгения Валентиновна, преподаватель
Разделы: Внеклассная работа