Учебное занятие согласно рабочей программе и календарно-тематическому плану.
Цель урока:
- Рассмотреть изменение понятий “цивилизация” и “культура” в истории философской мысли.
- Рассмотреть формы и разновидности культуры, особенности молодежной субкультуры.
- Расширить представление студентов о молодежной субкультуре, воспитывать толерантное отношение к представителям разных молодежных субкультур.
- Способствовать умению сопоставления и анализирования материала, а также воспроизведение выводов по изученному материалу.
- Развивать коммуникативные навыки при работе в группах
Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний.
Приемы и методы: дискуссия, показ презентаций, подготовленная студентами.
Опережающее задание: работа студентов в группах - подготовка презентаций по молодежной субкультуре. Цель: раскрыть “+” и “-” различных молодежных субкультур, выразить свое отношение к представителям различных молодежных движений. Контроль знаний: ответы студентов на поставленные вопросы, составление сравнительной характеристики молодежных движений.
Межпредметные связи: история, обществознание, экономика, социальная психология, литература.
Распределение времени на основные этапы урока:
Организационный момент | Актуализация знаний | Работа студентов | Закрепление материала | Домашнее задание |
2 | 15 | 55 | 15 | 3 |
Ход урока
Слайд 1.
План урока, постановка целей урока.
Слайды 2-6
Понятие “культура” в социальной философии. (от античности до философии ХХ века, русская философия).
Слайд 7.
Формы культуры
Слайд 8, 9.
Элитарная и массовая культура.
Работа студентов: вспоминают из курса обществознания характеристики культур.
Слайд 10.
Записывают в конспект свои ответы:
- основные характеристики массовой культуры;
- цели и задачи массовой культуры;
- средства выражения.
Слайд 11, 12.
Разновидности культуры:
Культура в социологии – система норм, ценностей, символов, присущих данному обществу и передаваемых из поколения в поколение. Также термин “культура” используют для характеристики образа жизни данного сообщества. Но культура общества – не монолитное целое, а составляющее многообразие субкультур. Современная молодежь по-разному воспринимает окружающий мир. Их интересы, взгляды, стили и образ жизни отличаются от общепринятых норм. Объединяясь по интересам, они образуют культуру в культуре, свою субкультуру. Одни считают, что они несут вред, разрушения и бездуховность, другие оценивают субкультуры как эксперимент, где испытываются стили жизни и моды, новые жизненные ценности. Сейчас нам предстоит познакомиться с подготовленными вами презентациями, где вы не только раскроете особенности той или иной субкультуры, но и дадите им свою оценку.
Работа студентов: 4 группы выступающих – 4 презентации (4*10 мин). По 5 минут вопросы к группе выступающих, обсуждение = 55 минут.
1. Ролевики, толкиенисты, геймеры. (презентация студентов прилагается)
РОЛЕВИКИ - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка (этнические и психоделические мотивы), своя литература (в основном фэнтези) Будучи сосредоточенными в конкретном времени, они не проявляют особой активности в политических и социальных вопросах.
Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты — кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы, мастер-классы.
В России впервые такие конвенты стали проводиться в Казани с 1991 года. Впоследствии подобные конвенты стали проводиться во многих городах России и ближнего зарубежья.
ВИДЫ: Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкинистов, хардболистов, страйкболистов и пейнтболистов.
Исторические реконструкторы
Каждый уходит от реальности своими способами. Кто в компьютерные игры, кто в лес, кто на воссоздание поле битвы.
Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В нашей стране существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Также существуют мероприятия государственного значения (например реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы заграницей).
В современной России историческая реконструкция стала невероятно массовым и популярным увлечением. Здесь можно встретить кого угодно – от студента до владельца международной корпорации. Объединяет их подлинный интерес к истории, который заставляет реконструкторов скрупулезно восстанавливать внешний облик и образ жизни представителей выбранной ими эпохи. Они сами шьют все костюмы, изготовляют снаряжение, палатки и мебель, сами готовят себе еду по историческим рецептам. Эта огромная работа, одновременно научная, исследовательская и практическая.
Для гостей фестиваль – уникальная возможность в доступной форме получить массу новых сведений о жизни давно ушедшей эпохе, что гораздо интереснее посещения музея или чтения ученых трактатов. А между тем многие участники в эрудиции не уступят профессиональным историкам.
2. Байкеры, спортивные фанаты, роллеры.
3. мажоры, рейверы.
4. Хакеры, юзеры.
Постановка проблемы: почему молодежь формирует свою культуру? Назовите основные причины возникновения молодежных субкультур.
Возможные ответы:
- Кризис общества, семьи;
- Перекос в нравственных идеалах и ценностях общества;
- Плохая организация досуга, спорта. (Здоровый образ жизни – что это?)
- Социальная несправедливость;
- Потребности молодежи заявить о себе и др.
Дополнительно:
Анкетирование по теме урока:
- Были ли вы знакомы с молодежными субкультурами раньше?
- Какие самые известные направления в молодежной субкультуре?
- Стали бы вы членом группировки при их наличии в вашем районе?
- Что вас больше всего привлекает в молодежной субкультуре?
- Хотели бы вы расширить свои знания об этих или других направлениях субкультур?
Список литературы:
1. Маршак А.л. Общая социология. – Ростов н)Дону, Феникс, 2004 г.
2. Минюшев Ф.И. Социология культуры – Академический проспект, 2004.
3. Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А.Г. Козлова, М.С. Гаврилова. СПб, 2001.
4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1995.
5. Социология молодежи: Учебник / отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб, 2006
6. Социальная философия/ Пол ред. Н.В. Лавриненко, М., 1995.