Учебное занятие по теме "Культура и цивилизация: понятие, многообразие, формы"

Разделы: Внеклассная работа


Учебное занятие согласно рабочей программе и календарно-тематическому плану.

Цель урока:

  • Рассмотреть изменение понятий “цивилизация” и “культура” в истории философской мысли.
  • Рассмотреть формы и разновидности культуры, особенности молодежной субкультуры.
  • Расширить представление студентов о молодежной субкультуре, воспитывать толерантное отношение к представителям разных молодежных субкультур.
  • Способствовать умению сопоставления и анализирования материала, а также воспроизведение выводов по изученному материалу.
  • Развивать коммуникативные навыки при работе в группах

Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний.

Приемы и методы: дискуссия, показ презентаций, подготовленная студентами.

Опережающее задание: работа студентов в группах - подготовка презентаций по молодежной субкультуре. Цель: раскрыть “+” и “-” различных молодежных субкультур, выразить свое отношение к представителям различных молодежных движений. Контроль знаний: ответы студентов на поставленные вопросы, составление сравнительной характеристики молодежных движений.

Межпредметные связи: история, обществознание, экономика, социальная психология, литература.

Распределение времени на основные этапы урока:

Организационный момент Актуализация знаний Работа студентов Закрепление материала Домашнее задание
2 15 55 15 3

Ход урока

Слайд 1.

План урока, постановка целей урока.

Слайды 2-6

Понятие “культура” в социальной философии. (от античности до философии ХХ века, русская философия).

Слайд 7.

Формы культуры

Слайд 8, 9.

Элитарная и массовая культура.

Работа студентов: вспоминают из курса обществознания характеристики культур.

Слайд 10.

Записывают в конспект свои ответы:

- основные характеристики массовой культуры;

- цели и задачи массовой культуры;

- средства выражения.

Слайд 11, 12.

Разновидности культуры:

Культура в социологии – система норм, ценностей, символов, присущих данному обществу и передаваемых из поколения в поколение. Также термин “культура” используют для характеристики образа жизни данного сообщества. Но культура общества – не монолитное целое, а составляющее многообразие субкультур. Современная молодежь по-разному воспринимает окружающий мир. Их интересы, взгляды, стили и образ жизни отличаются от общепринятых норм. Объединяясь по интересам, они образуют культуру в культуре, свою субкультуру. Одни считают, что они несут вред, разрушения и бездуховность, другие оценивают субкультуры как эксперимент, где испытываются стили жизни и моды, новые жизненные ценности. Сейчас нам предстоит познакомиться с подготовленными вами презентациями, где вы не только раскроете особенности той или иной субкультуры, но и дадите им свою оценку.

Работа студентов: 4 группы выступающих – 4 презентации (4*10 мин). По 5 минут вопросы к группе выступающих, обсуждение = 55 минут.

1. Ролевики, толкиенисты, геймеры. (презентация студентов прилагается)

РОЛЕВИКИ - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка (этнические и психоделические мотивы), своя литература (в основном фэнтези) Будучи сосредоточенными в конкретном времени, они не проявляют особой активности в политических и социальных вопросах.

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты — кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы, мастер-классы.

В России впервые такие конвенты стали проводиться в Казани с 1991 года. Впоследствии подобные конвенты стали проводиться во многих городах России и ближнего зарубежья.

ВИДЫ: Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкинистов, хардболистов, страйкболистов и пейнтболистов.

Исторические реконструкторы

Каждый уходит от реальности своими способами. Кто в компьютерные игры, кто в лес, кто на воссоздание поле битвы.

Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В нашей стране существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Также существуют мероприятия государственного значения (например реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы заграницей).

В современной России историческая реконструкция стала невероятно массовым и популярным увлечением. Здесь можно встретить кого угодно – от студента до владельца международной корпорации. Объединяет их подлинный интерес к истории, который заставляет реконструкторов скрупулезно восстанавливать внешний облик и образ жизни представителей выбранной ими эпохи. Они сами шьют все костюмы, изготовляют снаряжение, палатки и мебель, сами готовят себе еду по историческим рецептам. Эта огромная работа, одновременно научная, исследовательская и практическая.

Для гостей фестиваль – уникальная возможность в доступной форме получить массу новых сведений о жизни давно ушедшей эпохе, что гораздо интереснее посещения музея или чтения ученых трактатов. А между тем многие участники в эрудиции не уступят профессиональным историкам.

2. Байкеры, спортивные фанаты, роллеры.

3. мажоры, рейверы.

4. Хакеры, юзеры.

Постановка проблемы: почему молодежь формирует свою культуру? Назовите основные причины возникновения молодежных субкультур.

Возможные ответы:

  • Кризис общества, семьи;
  • Перекос в нравственных идеалах и ценностях общества;
  • Плохая организация досуга, спорта. (Здоровый образ жизни – что это?)
  • Социальная несправедливость;
  • Потребности молодежи заявить о себе и др.

Дополнительно:

Анкетирование по теме урока:

  1. Были ли вы знакомы с молодежными субкультурами раньше?
  2. Какие самые известные направления в молодежной субкультуре?
  3. Стали бы вы членом группировки при их наличии в вашем районе?
  4. Что вас больше всего привлекает в молодежной субкультуре?
  5. Хотели бы вы расширить свои знания об этих или других направлениях субкультур?

Список литературы:

1. Маршак А.л. Общая социология. – Ростов н)Дону, Феникс, 2004 г.

2. Минюшев Ф.И. Социология культуры – Академический проспект, 2004.

3. Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А.Г. Козлова, М.С. Гаврилова. СПб, 2001.

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1995.

5. Социология молодежи: Учебник / отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб, 2006

6. Социальная философия/ Пол ред. Н.В. Лавриненко, М., 1995.