Урок информатики по теме "Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы"

Разделы: Информатика


План-конспект урока

№ урока Тема урока Урок №5 “Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы”
Базовый учебник Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.: ил.
Тип урока: Комбинированный урок
Цели урока:  
Предметные:
  • раскрыть суть информационного процесса хранения информации;
  • ввести понятие память, виды памяти;
  • раскрыть смысл понятия носитель информации на основе анализа примеров;
  • научить распознавать и называть разные виды носителей информации;
  • ввести на интуитивном уровне понятия файла и папка;
  • научить создавать и сохранять файлы
Личностные:
  • сформировать умение уважать мнение окружающих;
  • сформировать способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
Метапредметные:
  • понять роль информационных процессов в современном мире;
  • уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ
Планируемые результаты:  
Предметные: Ученик научиться:
  • распознавать и называть разные виды носителей информации;
  • создавать и сохранять файлы в личную папку.

Ученик получит возможность:

  • углубить и развить представления об информационных процессах и их роли в современном мире
Личностные:
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
  • понимание значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
Метапредметные:
  • владение общепредметными понятиями: “память”, “носитель”, “файл”, “папка”;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: создание и сохранение информации;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для хранения различных видов информации;
  • умение отстаивать свое мнение, аргументировать свой ответ.
Воспитательный потенциал урока: Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, воспитать познавательный интерес, умение слушать.
Основные понятия:
  • память человека,
  • память человечества,
  • носитель информации,
  • файл,
  • папка
Формы работы учащихся: Индивидуальная, коллективная
Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение (ЦОР, дидактические материалы созданные при помощи СПАК):

Структура урока

  1. Организационный этап 1 – 2 мин
  2. Актуализация знаний 3 – 5 мин
  3. Постановка целей, задач урока, мотивация учащихся 5 – 7 мин
  4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания 15 мин
  5. Физкультминутка 2 мин
  6. Первичное закрепление 5 – 7 мин
  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция 3 мин
  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин
  9. Рефлексия. 1 мин

Ход урока

Организационный этап (1 – 2 мин)

Приветствие. Отмечаем отсутствующих, проверяем готовность к уроку (тетрадь, учебник, ручка), сосредотачиваем внимание учащихся.

Актуализация знаний (3-5 мин)

  1. Визуальная проверка выполнения домашнего задания (Р.Т. №15,16 стр. 65).
  2. Один из учеников показывает те элементы окна программы Блокнот, которые называют одноклассники. (Слайд 1)
  3. Что такое информация?
  4. Какие виды информации вы знаете?
  5. С помощью чего мы получаем информацию? (Слайд 2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5-7 мин)

Обыгрывается ситуация

Карлсон: - Здравствуйте! Дорогие ребята, уважаемый учитель! Мне срочно нужна ваша помощь!

Учитель: - А в чём мы можем тебе помочь? Рассказывай нам, пожалуйста.

Карлсон: - Всё дело в моём друге Малыше. Он просил меня узнать, как называется порода щенка, которого ему подарили родители. Я узнал, прилетел к нему домой сообщить, а он ещё в школе и теперь я боюсь, что пока Малыш вернётся из школы, я забуду название, ведь оно такое трудное. Мне посоветовали обратиться к вам, сказали, что вы можете мне помочь.

Учитель: - Ребята, подумайте, как помочь Карлсону не забыть, полученную информацию. (Слайд 3)

Ученики дают Карлсону советы как не забыть информацию.

Учитель: Ребята, подумайте как называется такое действие с информацией и попробуй сформулировать тему нашего урока, если затрудняетесь, то нам поможет ребус:

Ученики: Хранение информации.

Учитель: Совершенно верно, открываем тетради и записываем тему урока “Хранение информации”. (Слайд 4)

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: Сегодня на уроке, мы познакомимся с информационным процессом – хранение информации; узнаем какие бывают виды памяти; дадим определения новым понятиям носитель информации, файл, папка; научимся создавать и сохранять файлы. (Слайд 5)

Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (15 мин)

Учитель: Где хранится полученная вами информация?

Ученики, исходя из личного опыта, высказывают точки зрения, где хранится информация. В компьютере, в книгах, записных книжках, в уме.

Учитель: Правильно! Для хранения информации используют память – самый первый инструмент хранения информации. А можно ли классифицировать память?

Учитель: Давайте для этого обратимся к учебнику стр. 35-36 прочитаем и заполним кластер в тетради (заранее получают пустой шаблон кластера, приклеивают его в тетрадь).

Ученики читают и делают соответствующие записи в рабочей тетради. (Слайд 6).

Учитель: Как вы понимаете, что такое память человека и память человечества?

Ученики отвечают на вопрос, либо можно прочитать вслух абзац из учебника §5 стр. 35.

Учитель: Память бывает внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная). Объясните эти понятия.

Ученики по очереди комментируют понятия, ранее найденные в тексте параграфа.

Учитель: Ребята, а человек может обладать оперативной памятью?

Ученики высказывают свое мнение, проводят аналогию между компьютером и человеком.

Учитель: - Молодцы, ребята! А теперь объясните своими словами, что такое носитель информации.

Ученики формулируют понятие носитель информации.

Учитель: Запишите в тетрадь определение – носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения в нем информации. (Слайд 7)

Ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель: Какие древние носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

Ученики называют носители информации, опираясь на свой жизненный опыт.

Учитель: Вот мы и заполнили кластер, а сейчас выполняем задание Р.Т. №3 стр. 4 (слайд 8)

Ученики выполняют задание в рабочих тетрадях, затем делают взаимопроверку.

Учитель: Информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем называется файл. (Слайд 9)

Ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель: Каждый файл имеет свое уникальное имя. Имя файла, состоит из двух частей: собственно имени и расширения, разделенных точкой.

Ученики записывают под диктовку в тетрадь.

Учитель: Представьте, что вы создали файл, и вам его нужно сохранить, придумайте имя файлу.

Ученики называют разные имена.

Учитель: Спасибо, хорошо. Действительно имя файлу придумывает тот, кто его создает. Но нужно помнить, что в имени должно отражаться содержимое файла. Посмотрите на слайд и выберите наиболее удачное имя для файла с письмом другу.

  1. Документ5
  2. Рыбалка
  3. Письмо
  4. Письмо_Пете

Ученики отвечают верный вариант 4, аргументируют свой ответ .(Слайд 10)

Учитель: Имя файла может содержать до 255 символов, можно использовать буквы латинского и русского алфавита, пробелы и разные символы. Существует группа символов, которые нельзя использовать в написании имени файлов, их будем изучать в 6 классе. Расширение задается программой, в которой создавался файл. Чаще всего расширение состоит из трех латинских букв. Если кому-то интересно, то много полезной информации можно почерпнуть из видеоколлекции “Файлы и папки”,размещенной в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru)

Учитель: Как вы думаете, сколько файлов можно хранить на любом носители информации?

Ученики называют разные числа, в итоге понимают, нет однозначного ответа.

Учитель: Значит ли, что файлов на носителе может быть бесконечно много?

Ученики выдвигают гипотезы, возможно спорят, доказывая, что они правы. В итоге должны прийти к выводу, что количество файлов ограничивается информационным объемом самого носителя информации.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы быстро найти нужный файл?

Ученики высказывают предположения: узнать имя файла, по алфавиту и т.д.

Учитель: Чтобы не возникало путаницы, файлы по определенным признакам группируют в папки. Папка – это контейнер для файлов.

Ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель: Как вы думаете, в папке могут содержаться только файлы или папки тоже?

Ученики анализируют, и делают вывод, что папки могут содержать в себе папки.

Учитель: Такие папки мы будем называть вложенными. (Слайд 11)

Давайте отдохнем и продолжим работу.

Физкультминутка (2 мин)

Ученики выполняют команды учителя. Слайд 12.

Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.

Первичное закрепление (5-7 мин)

Учитель: Сейчас мы будем выполнять практическую работу №3 “Создаем и сохраняем файлы”, научимся создавать и сохранять текстовые файлы в редакторе Блокнот.

Ученики выполняют задание в течение 5-7 минут.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция (3 мин)

Учитель: Проверьте все ли вы верно сделали, в результате у вас должно было получиться в личной папке два документа Вариант1 и Вариант 2, поднимите руку кто справился с заданием.

Затем учитель визуально проверяет задание, отвечает на вопросы тех, кто не справился или допустил ошибки.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Учитель: Запишите домашнее задание. (Слайд 14)

  • Параграф 5, вопрос 8 стр.40 (письменно), 6 стр. 39 (устно) – это задание для всех.
  • Задание повышенного уровня сложности (по желанию):
  • Р.Т. №4 стр. 5 – при выполнении нужно использовать дополнительную литературу, информационные ресурсы.

Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин.

Учитель дает качественную оценку работе класса и отдельных учеников на уроке.

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Какую тему мы сегодня изучали?
  3. Какие задачи мы сегодня ставили?
  4. Наши задачи выполнены?

На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это выраженная позиция, поставьте галочку на тот палец, соответствующей тебе позиции.

  • большой – для меня изученное важно и интересно
  • указательный - я получил конкретные рекомендации
  • средний - мне было трудно (не понравилось)
  • безымянный – ничего не понял
  • мизинец - для меня было недостаточно информации

Учитель просматривает самооценку учеников.

Учитель: Теперь я оценю вашу работу на уроке. Выставляет отметки. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу.