План-конспект урока
№ урока Тема урока | Урок №5 “Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы” |
Базовый учебник | Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.: ил. |
Тип урока: | Комбинированный урок |
Цели урока: | |
Предметные: |
|
Личностные: |
|
Метапредметные: |
|
Планируемые результаты: | |
Предметные: | Ученик научиться:
Ученик получит возможность:
|
Личностные: |
|
Метапредметные: |
|
Воспитательный потенциал урока: | Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, воспитать познавательный интерес, умение слушать. |
Основные понятия: |
|
Формы работы учащихся: | Индивидуальная, коллективная |
Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение (ЦОР, дидактические материалы созданные при помощи СПАК): |
|
Структура урока
- Организационный этап 1 – 2 мин
- Актуализация знаний 3 – 5 мин
- Постановка целей, задач урока, мотивация учащихся 5 – 7 мин
- Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания 15 мин
- Физкультминутка 2 мин
- Первичное закрепление 5 – 7 мин
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция 3 мин
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин
- Рефлексия. 1 мин
Ход урока
Организационный этап (1 – 2 мин)
Приветствие. Отмечаем отсутствующих, проверяем готовность к уроку (тетрадь, учебник, ручка), сосредотачиваем внимание учащихся.
Актуализация знаний (3-5 мин)
- Визуальная проверка выполнения домашнего задания (Р.Т. №15,16 стр. 65).
- Один из учеников показывает те элементы окна программы Блокнот, которые называют одноклассники. (Слайд 1)
- Что такое информация?
- Какие виды информации вы знаете?
- С помощью чего мы получаем информацию? (Слайд 2)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5-7 мин)
Обыгрывается ситуация
Карлсон: - Здравствуйте! Дорогие ребята, уважаемый учитель! Мне срочно нужна ваша помощь!
Учитель: - А в чём мы можем тебе помочь? Рассказывай нам, пожалуйста.
Карлсон: - Всё дело в моём друге Малыше. Он просил меня узнать, как называется порода щенка, которого ему подарили родители. Я узнал, прилетел к нему домой сообщить, а он ещё в школе и теперь я боюсь, что пока Малыш вернётся из школы, я забуду название, ведь оно такое трудное. Мне посоветовали обратиться к вам, сказали, что вы можете мне помочь.
Учитель: - Ребята, подумайте, как помочь Карлсону не забыть, полученную информацию. (Слайд 3)
Ученики дают Карлсону советы как не забыть информацию.
Учитель: Ребята, подумайте как называется такое действие с информацией и попробуй сформулировать тему нашего урока, если затрудняетесь, то нам поможет ребус:
Ученики: Хранение информации.
Учитель: Совершенно верно, открываем тетради и записываем тему урока “Хранение информации”. (Слайд 4)
Ученики записывают тему урока в тетрадь.
Учитель: Сегодня на уроке, мы познакомимся с информационным процессом – хранение информации; узнаем какие бывают виды памяти; дадим определения новым понятиям носитель информации, файл, папка; научимся создавать и сохранять файлы. (Слайд 5)
Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (15 мин)
Учитель: Где хранится полученная вами информация?
Ученики, исходя из личного опыта, высказывают точки зрения, где хранится информация. В компьютере, в книгах, записных книжках, в уме.
Учитель: Правильно! Для хранения информации используют память – самый первый инструмент хранения информации. А можно ли классифицировать память?
Учитель: Давайте для этого обратимся к учебнику стр. 35-36 прочитаем и заполним кластер в тетради (заранее получают пустой шаблон кластера, приклеивают его в тетрадь).
Ученики читают и делают соответствующие записи в рабочей тетради. (Слайд 6).
Учитель: Как вы понимаете, что такое память человека и память человечества?
Ученики отвечают на вопрос, либо можно прочитать вслух абзац из учебника §5 стр. 35.
Учитель: Память бывает внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная). Объясните эти понятия.
Ученики по очереди комментируют понятия, ранее найденные в тексте параграфа.
Учитель: Ребята, а человек может обладать оперативной памятью?
Ученики высказывают свое мнение, проводят аналогию между компьютером и человеком.
Учитель: - Молодцы, ребята! А теперь объясните своими словами, что такое носитель информации.
Ученики формулируют понятие носитель информации.
Учитель: Запишите в тетрадь определение – носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения в нем информации. (Слайд 7)
Ученики записывают определение в тетрадь.
Учитель: Какие древние носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
Ученики называют носители информации, опираясь на свой жизненный опыт.
Учитель: Вот мы и заполнили кластер, а сейчас выполняем задание Р.Т. №3 стр. 4 (слайд 8)
Ученики выполняют задание в рабочих тетрадях, затем делают взаимопроверку.
Учитель: Информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем называется файл. (Слайд 9)
Ученики записывают определение в тетрадь.
Учитель: Каждый файл имеет свое уникальное имя. Имя файла, состоит из двух частей: собственно имени и расширения, разделенных точкой.
Ученики записывают под диктовку в тетрадь.
Учитель: Представьте, что вы создали файл, и вам его нужно сохранить, придумайте имя файлу.
Ученики называют разные имена.
Учитель: Спасибо, хорошо. Действительно имя файлу придумывает тот, кто его создает. Но нужно помнить, что в имени должно отражаться содержимое файла. Посмотрите на слайд и выберите наиболее удачное имя для файла с письмом другу.
- Документ5
- Рыбалка
- Письмо
- Письмо_Пете
Ученики отвечают верный вариант 4, аргументируют свой ответ .(Слайд 10)
Учитель: Имя файла может содержать до 255 символов, можно использовать буквы латинского и русского алфавита, пробелы и разные символы. Существует группа символов, которые нельзя использовать в написании имени файлов, их будем изучать в 6 классе. Расширение задается программой, в которой создавался файл. Чаще всего расширение состоит из трех латинских букв. Если кому-то интересно, то много полезной информации можно почерпнуть из видеоколлекции “Файлы и папки”,размещенной в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru)
Учитель: Как вы думаете, сколько файлов можно хранить на любом носители информации?
Ученики называют разные числа, в итоге понимают, нет однозначного ответа.
Учитель: Значит ли, что файлов на носителе может быть бесконечно много?
Ученики выдвигают гипотезы, возможно спорят, доказывая, что они правы. В итоге должны прийти к выводу, что количество файлов ограничивается информационным объемом самого носителя информации.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы быстро найти нужный файл?
Ученики высказывают предположения: узнать имя файла, по алфавиту и т.д.
Учитель: Чтобы не возникало путаницы, файлы по определенным признакам группируют в папки. Папка – это контейнер для файлов.
Ученики записывают определение в тетрадь.
Учитель: Как вы думаете, в папке могут содержаться только файлы или папки тоже?
Ученики анализируют, и делают вывод, что папки могут содержать в себе папки.
Учитель: Такие папки мы будем называть вложенными. (Слайд 11)
Давайте отдохнем и продолжим работу.
Физкультминутка (2 мин)
Ученики выполняют команды учителя. Слайд 12.
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
Первичное закрепление (5-7 мин)
Учитель: Сейчас мы будем выполнять практическую работу №3 “Создаем и сохраняем файлы”, научимся создавать и сохранять текстовые файлы в редакторе Блокнот.
Ученики выполняют задание в течение 5-7 минут.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, коррекция (3 мин)
Учитель: Проверьте все ли вы верно сделали, в результате у вас должно было получиться в личной папке два документа Вариант1 и Вариант 2, поднимите руку кто справился с заданием.
Затем учитель визуально проверяет задание, отвечает на вопросы тех, кто не справился или допустил ошибки.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)
Учитель: Запишите домашнее задание. (Слайд 14)
- Параграф 5, вопрос 8 стр.40 (письменно), 6 стр. 39 (устно) – это задание для всех.
- Задание повышенного уровня сложности (по желанию):
- Р.Т. №4 стр. 5 – при выполнении нужно использовать дополнительную литературу, информационные ресурсы.
Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин.
Учитель дает качественную оценку работе класса и отдельных учеников на уроке.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какую тему мы сегодня изучали?
- Какие задачи мы сегодня ставили?
- Наши задачи выполнены?
На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это выраженная позиция, поставьте галочку на тот палец, соответствующей тебе позиции.
- большой – для меня изученное важно и интересно
- указательный - я получил конкретные рекомендации
- средний - мне было трудно (не понравилось)
- безымянный – ничего не понял
- мизинец - для меня было недостаточно информации
Учитель просматривает самооценку учеников.
Учитель: Теперь я оценю вашу работу на уроке. Выставляет отметки. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу.