Цель работы: научиться определять при помощи карт атласа основные элементы речной системы, принадлежность реки к океаническим бассейнам, создание новой карты.
Материалы для работы: контурная карта России, физическая карта России, цветные карандаши, список рек
Задание. Определить местоположение истока, устья, направление течения, принадлежность к определенному океаническому бассейну следующих рек:Сев.Двина, Дон, Днепр, Зап.Двина, Печора, Урал, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур. Полученные данные при помощи условных знаков и цветовой окраски рек и их притоков показать на контурной карте.
Ход работы
1. Учащиеся находят реки, предложенные учителем для изучения, на физической карте России.
2. При помощи условных знаков учащиеся определяют и отмечают местоположение истока, устья, направление течения реки, название реки на контурной карте (например: квадрат – исток, треугольник - устье). Перед началом работы целесообразно вспомнить с учениками эти понятия.
3. Используя, цветные карандаши, учащиеся показывают принадлежность реки (и ее притоков) к тому или иному океаническому бассейну (например: все реки бассейна Северного Ледовитого океана обводят красным цветом, реки бассейна Атлантического океана - желтым и т.п.)
Результат работы:
Результатом работы учащихся является созданная цветная карта по которой можно быстро определить местоположение истоков и устьев рек, а также их принадлежность к бассейну того или иного океана (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Работа учащегося.