Интегрированный урок (музыка + окружающий мир) по теме "Осень в природе и музыке". 1-й класс

Разделы: Музыка, Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: научить детей устанавливать изменения в живой и неживой природе в связи с приходом осени и подведение детей к созданию образа осени посредством музыки, поэзии, изобразительного искусства.

Задачи урока:

Образовательная:

  • знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди; русского композитора П.И.Чайковского;
  • формировать умение устанавливать связь жизнедеятельности растений и животных в осеннее время года; описывать изменения в природе, соответствующие времени года; формировать умения извлекать информацию из текстов и иллюстраций;

Развивающая:

  • развивать коммуникативные способности;
  • способствовать развитию самостоятельного проявления детей в различных видах музыкальной деятельности;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать и систематизировать;

Воспитательная:

  • воспитание любви к музыке, к красоте родного края бережного отношения к природе.

Методы и формы

Методы:

  • практический
  • наглядно-иллюстративный
  • словесный

Формы:

  • групповая
  • коллективная
  • индивидуальная

Оборудование

  • мультимедийный проектор
  • экран
  • компьютер
  • презентация (репродукции картин), портреты композиторов, стихи об осени, загадки, маски животных
  • Содержание: “Осень” А.Вивальди
  • “Осенняя песнь” П.И.Чайковского
  • “Осень наступила” Е.Ермолова
  • “Песня о школе” Д.Б.Кабалевского
  • учебник “Окружающий мир” А.А.Вахрушева, 1 класс 2011г.
  • рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” А.А. Вахрушева, 1 класс 2011г.

Ход урока

I. Организационныймомент

- Здравствуйте, ребята

Громко прозвенел звонок –
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.

- Я думаю, что этот урок принесёт нам радость от общения друг с другом. Успеха и удачи вам в работе!

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Задача: подготовка обучающихся к восприятию нового материала через актуализацию имеющихся знаний

- Ребята, посмотрите внимательно на экран.(учитель включает видео про осень под музыку Ф.Шопена “Осенний вальс”)

- Какое время года вы увидели?

- Как вы догадались, что это осень?(солнце греет меньше,появляются тучи, идут дожди, дни становятся холоднее и короче, птицы улетают, люди тепло одеты)

- А музыка вам помогла выяснить какое это время года?(да)

- А как? Какое настроение у музыки? (грустная, печальная, плаксивая, тихая)

-З начит, ребята о чем мы сегодня будем говорить на уроке?(об осени, о ее окраске, как природа готовится к зиме)

III. Изучение нового материала

Задача: дать представление об осенних изменениях в живой и неживой природе в связи с приходом осени.

Тема урока:

Осень: природа готовится к зиме.

- Учитывая ответы, составим план работы урока (запись на доске)

План.

1. Осенние изменения в неживой природе.

2. Осенние изменения в живой природе:

а) в гости к растениям;

б) в гости к птицам

в) в гости к зверям.

- Проверим, какие осенние месяцы вы знаете? Попробуйте отгадать какой месяц спрятался в загадке. (работа с картинами на экране)

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (ноябрь)

- Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (октябрь)

- Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (сентябрь)

- Ребята, а чем запомнился вам сентябрь месяц?

- А давайте мы споем песню о том , как началась у вас школьная жизнь?

(исполнение “Песня о школе” Д.Б.Кабалевского)

- Спасибо, как красиво вы спели песню о школе.

- Смотрите как ветер разыгрался и нам задания принес .

- Работа по группам.

- На партах лежат пазлы. Их нужно собрать.(дети на местах собирают листья; одновременно звучит музыка) Рассказ о листочках

- А давайте назовём как называется лист и от какого он дерева. (кленовый лист, берёзовый лист, рябиновый лист, лист еловый, лист сосновый (желтый))

- Ребята, Незнайка вместе с вами выполнил задание Вы согласны с Незнайкой? (у ели иголки -желтые ,а должны быть зелёные)

- Давайте попробуем их разделить на 2 группы.

- Почему разделили на эти две группы? (по форме листьев) Как назовем эту группу?

(лиственные и хвойные)

- Ребята, иголки ели и сосны -это тоже листья, только другой формы. Их называют хвоей -хвойными деревьями. У этих деревьев хвоя остаётся всегда зелёного цвета.

- Почему листики поменяли цвет и опадают? (дни похолодали, поэтому листья желтеют и начинают опадать, деревья готовятся к долгому сну)

- Работа с музыкой.

- А давайте мы с вами попробуем нарисовать цвета осени, которые спрятаны в музыке

- Ребята, возьмите цветные карандаши и листок бумаги, нарисуйте” цвета осени “. (Листики с кружочками)

VI. Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз - наклон, два - наклон,
Зашумел листвою клен.

- Мы поговорили о том, как деревья готовятся к зиме, а сейчас выясним, как же животные готовятся к зиме.

- Нам помогут в этом загадки (учитель открывает конверт, а там листья с загадками)

- Я читаю, а вы внимательно слушайте и отгадайте. Условие такое отвечаем по очереди, с места не кричим.(Кто отгадает тот надевают соответствующую маску).

ЗАГАДКИ:

- Крылатый, горластый,
В красных ластах. (гусь)

- Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (медведь)

- В дупле живёт
Да орешки грызёт. (белка)

Это что за зверь лесной?
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши -больше головы. (заяц)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса!
А зовут её... (лиса)

Построить всех героев в ряд.

- А давайте спросим у Гуся, как у него изменяется жизнь с приходом осени? (с наступлением холодов я улетаю в тёплые края.)

- Почему? (Исчезают насекомые – комары и мошки и мне становится голодно и холодно).

- А кто знает, как их называют? (перелётными)

- МЕДВЕДЬ, друг, а ты как готовишься к зиме? (летом и осенью усиленно питаюсь. Я ищу себе удобную и тёплую берлогу. Чтобы поспать всю зиму. Запас корма мне не нужен.

- А ты ЗАЯЦ как готовишься к ЗИМЕ? (Я летом серый, а зимой белый. Вместо летней шерсти осенью вырастает у меня новая – густая, пушистая).

- А за чем ты зимой шубку белую надеваешь? (чтобы спрятаться от лисы и волка и чтобы ещё не заметили)Запасы не делаю.

- А ты лиса-сестричка как готовишься к зиме? (вместо летней шерсти осенью вырастает новая -густая и пушистая шерсть, на зиму не делаю запасы, утепляю свою нору).

- А как ты белка готовишься к зиме? (Летом моя шерсть - рыжая, а зимой -серая. Вместо летней шерсти вырастает густая шерсть. Я утепляю своё дупло и прячу в него запасы: жёлуди, орехи, грибы.)

- Спасибо нашим героям. Проходите, садитесь.

– Давайте споем песню. Вы в этой песни назовете мне еще один признак осени.

(исполнение песни “Осень наступила”)

Осень, осень наступила, 
Листья осыпаются. 
Солнца нет и потемнело, 
Дождик начинается.

Припев: 
Кап-кап на дорожки, 
Кап-кап на ладошки. 
Дождик землю поливай, 
С нами поиграй.

Паучки, жучки и мошки 
Прячутся, скрываются, 
И в далекую дорогу 
Птички собираются.

Припев. 
Кап-кап на дорожки, 
Кап-кап на ладошки. 
Дождик землю поливай, 
С нами поиграй. 

- Какой это признак? А дождик, какой был по характеру? (радостный, веселый). А похож на осенний дождь? (нет) А какой еще он бывает?

V.. Итог урока

- А назовите мне еще, о каких осенних изменениях в природе мы говорили сегодня на уроке?

  • Солнышко поднимается невысоко, плохо греет.
  • Чаще идут дожди.
  • Улетают на юг птицы.
  • Звери готовятся к зиме.
  • Желтеют и краснеют листья.

- А осенняя музыка какая по характеру?

- Какие задания вам удалось выполнить?

– При выполнении каких заданий испытывали затруднения?

- А теперь давайте оцените себя. Но сегодня мы оценим не кружочками, а смайликами (дети показывают кружочки:

  • Улыбающийся смайлик - правильно выполнил задание
  • Серьезный смайлик - задание выполнил с помощью учителя или одноклассника
  • Грустный смайлик – задание выполнить затруднился)

- Спасибо вам за урок. До свидания!