Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: научить детей устанавливать изменения в живой и неживой природе в связи с приходом осени и подведение детей к созданию образа осени посредством музыки, поэзии, изобразительного искусства.
Задачи урока:
Образовательная:
- знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди; русского композитора П.И.Чайковского;
- формировать умение устанавливать связь жизнедеятельности растений и животных в осеннее время года; описывать изменения в природе, соответствующие времени года; формировать умения извлекать информацию из текстов и иллюстраций;
Развивающая:
- развивать коммуникативные способности;
- способствовать развитию самостоятельного проявления детей в различных видах музыкальной деятельности;
- развивать умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать и систематизировать;
Воспитательная:
- воспитание любви к музыке, к красоте родного края бережного отношения к природе.
Методы и формы
Методы:
- практический
- наглядно-иллюстративный
- словесный
Формы:
- групповая
- коллективная
- индивидуальная
Оборудование
- мультимедийный проектор
- экран
- компьютер
- презентация (репродукции картин), портреты композиторов, стихи об осени, загадки, маски животных
- Содержание: “Осень” А.Вивальди
- “Осенняя песнь” П.И.Чайковского
- “Осень наступила” Е.Ермолова
- “Песня о школе” Д.Б.Кабалевского
- учебник “Окружающий мир” А.А.Вахрушева, 1 класс 2011г.
- рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” А.А. Вахрушева, 1 класс 2011г.
Ход урока
I. Организационныймомент
- Здравствуйте, ребята
Громко прозвенел звонок –
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
- Я думаю, что этот урок принесёт нам радость от общения друг с другом. Успеха и удачи вам в работе!
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Задача: подготовка обучающихся к восприятию нового материала через актуализацию имеющихся знаний
- Ребята, посмотрите внимательно на экран.(учитель включает видео про осень под музыку Ф.Шопена “Осенний вальс”)
- Какое время года вы увидели?
- Как вы догадались, что это осень?(солнце греет меньше,появляются тучи, идут дожди, дни становятся холоднее и короче, птицы улетают, люди тепло одеты)
- А музыка вам помогла выяснить какое это время года?(да)
- А как? Какое настроение у музыки? (грустная, печальная, плаксивая, тихая)
-З начит, ребята о чем мы сегодня будем говорить на уроке?(об осени, о ее окраске, как природа готовится к зиме)
III. Изучение нового материала
Задача: дать представление об осенних изменениях в живой и неживой природе в связи с приходом осени.
Тема урока:
Осень: природа готовится к зиме.
- Учитывая ответы, составим план работы урока (запись на доске)
План.
1. Осенние изменения в неживой природе.
2. Осенние изменения в живой природе:
а) в гости к растениям;
б) в гости к птицам
в) в гости к зверям.
- Проверим, какие осенние месяцы вы знаете? Попробуйте отгадать какой месяц спрятался в загадке. (работа с картинами на экране)
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (ноябрь)- Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (октябрь)- Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (сентябрь)
- Ребята, а чем запомнился вам сентябрь месяц?
- А давайте мы споем песню о том , как началась у вас школьная жизнь?
(исполнение “Песня о школе” Д.Б.Кабалевского)
- Спасибо, как красиво вы спели песню о школе.
- Смотрите как ветер разыгрался и нам задания принес .
- Работа по группам.
- На партах лежат пазлы. Их нужно собрать.(дети на местах собирают листья; одновременно звучит музыка) Рассказ о листочках
- А давайте назовём как называется лист и от какого он дерева. (кленовый лист, берёзовый лист, рябиновый лист, лист еловый, лист сосновый (желтый))
- Ребята, Незнайка вместе с вами выполнил задание Вы согласны с Незнайкой? (у ели иголки -желтые ,а должны быть зелёные)
- Давайте попробуем их разделить на 2 группы.
- Почему разделили на эти две группы? (по форме листьев) Как назовем эту группу?
(лиственные и хвойные)
- Ребята, иголки ели и сосны -это тоже листья, только другой формы. Их называют хвоей -хвойными деревьями. У этих деревьев хвоя остаётся всегда зелёного цвета.
- Почему листики поменяли цвет и опадают? (дни похолодали, поэтому листья желтеют и начинают опадать, деревья готовятся к долгому сну)
- Работа с музыкой.
- А давайте мы с вами попробуем нарисовать цвета осени, которые спрятаны в музыке
- Ребята, возьмите цветные карандаши и листок бумаги, нарисуйте” цвета осени “. (Листики с кружочками)
VI. Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз - наклон, два - наклон,
Зашумел листвою клен.
- Мы поговорили о том, как деревья готовятся к зиме, а сейчас выясним, как же животные готовятся к зиме.
- Нам помогут в этом загадки (учитель открывает конверт, а там листья с загадками)
- Я читаю, а вы внимательно слушайте и отгадайте. Условие такое отвечаем по очереди, с места не кричим.(Кто отгадает тот надевают соответствующую маску).
ЗАГАДКИ:
- Крылатый, горластый,
В красных ластах. (гусь)- Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (медведь)- В дупле живёт
Да орешки грызёт. (белка)Это что за зверь лесной?
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши -больше головы. (заяц)Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса!
А зовут её... (лиса)
Построить всех героев в ряд.
- А давайте спросим у Гуся, как у него изменяется жизнь с приходом осени? (с наступлением холодов я улетаю в тёплые края.)
- Почему? (Исчезают насекомые – комары и мошки и мне становится голодно и холодно).
- А кто знает, как их называют? (перелётными)
- МЕДВЕДЬ, друг, а ты как готовишься к зиме? (летом и осенью усиленно питаюсь. Я ищу себе удобную и тёплую берлогу. Чтобы поспать всю зиму. Запас корма мне не нужен.
- А ты ЗАЯЦ как готовишься к ЗИМЕ? (Я летом серый, а зимой белый. Вместо летней шерсти осенью вырастает у меня новая – густая, пушистая).
- А за чем ты зимой шубку белую надеваешь? (чтобы спрятаться от лисы и волка и чтобы ещё не заметили)Запасы не делаю.
- А ты лиса-сестричка как готовишься к зиме? (вместо летней шерсти осенью вырастает новая -густая и пушистая шерсть, на зиму не делаю запасы, утепляю свою нору).
- А как ты белка готовишься к зиме? (Летом моя шерсть - рыжая, а зимой -серая. Вместо летней шерсти вырастает густая шерсть. Я утепляю своё дупло и прячу в него запасы: жёлуди, орехи, грибы.)
- Спасибо нашим героям. Проходите, садитесь.
– Давайте споем песню. Вы в этой песни назовете мне еще один признак осени.
(исполнение песни “Осень наступила”)
Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.Припев:
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.Припев.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
- Какой это признак? А дождик, какой был по характеру? (радостный, веселый). А похож на осенний дождь? (нет) А какой еще он бывает?
V.. Итог урока
- А назовите мне еще, о каких осенних изменениях в природе мы говорили сегодня на уроке?
- Солнышко поднимается невысоко, плохо греет.
- Чаще идут дожди.
- Улетают на юг птицы.
- Звери готовятся к зиме.
- Желтеют и краснеют листья.
- А осенняя музыка какая по характеру?
- Какие задания вам удалось выполнить?
– При выполнении каких заданий испытывали затруднения?
- А теперь давайте оцените себя. Но сегодня мы оценим не кружочками, а смайликами (дети показывают кружочки:
- Улыбающийся смайлик - правильно выполнил задание
- Серьезный смайлик - задание выполнил с помощью учителя или одноклассника
- Грустный смайлик – задание выполнить затруднился)
- Спасибо вам за урок. До свидания!