Познавательная игра по технологии "Знатоки"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цель:

  • Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей у обучающихся 5-х классов.
  • Получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Участники: команды девочек 5-х классов (10 человек от класса), эксперты- старшеклассники.

Материалы: листы бумаги, ручки, цветные карандаши, фломастеры, салфетки, ткань, иголки, нитки для вышивания, фрукты.

Оборудование: ножи, разделочные доски.

Оформление зала: рисунки на тему “Интерьер”, плакаты “наши друзья - витамины”, выставка творческих работ обучающихся.

Ход игры

Познавательная игра “Знатоки” для 5-х классов проводится по типу этапной игры – вертушки. В начале игры ведущий (учитель) вручает командам маршрутные листы, в которых обозначена очередность прохождения командой 6 станций (этапов): “Угадай-ка”, “Волшебная иголочка”, “Игротека”, “Фруктовый зоопарк”, “Интерьер будущего”, “Историческая”. На каждой станции (этапе) каждая команда работает до 10 минут. Задача команд: заработать как можно больше баллов в течение игры, которые выставляются экспертами-старшеклассниками на этапах за выполнение различных заданий. В конце игры подводятся итоги, выявляется победитель, награждаются участники игры.

Станция “Угадай-ка”

Девочкам предлагается ответить на вопросы викторины “Посуда для приготовления и подачи блюд для завтрака” и решить филворды.

Викторина “Посуда для приготовления и подачи блюд для завтрака”

  1. В ней мы варим кашу и какао, компот и суп. (Кастрюля)
  2. Цилиндрический сосуд без ручки: может быть стеклянным, хрустальным. (Стакан)
  3. Если хорошо заточен,
    Все легко он режет очень:
    Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
    Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
  4. Прибор для приготовления горячего напитка из зерен тропического растения. (Кофеварка)
  5. На голове пуговка,
    В носу решето,
    Одна рука,
    Да и та на спине. (Чайник)
  6. Приспособление для еды с зубьями. (Вилка)
  7. То же, что и турка. (Ждезва)
  8. Столовая посуда для сливочного масла. (Масленка)
  9. Набор посуды на определенное количество человек. (Сервиз)
  10. Кто такая?
    Каши зачерпнет
    И отправит в рот. (Ложка)
  11. Она может быть глубокой, мелкой, десертной и суповой. (Тарелка)

Филворд “Продукты для завтрака”.

Прочитай слова, зашифрованные в филворде. Слова читаются по горизонтали и вертикали в любом направлении.

О К О Т Ф Р М О Л
В О Ф Е К У Ц О О
М Щ И Ы Т Я Й О К
А О К А К К Б А Я
С Л Ц О А О Л С А

Ответы: кофе, фрукты, масло, какао, колбаса, яйцо, молоко.

Филворд “Материалы”.

Прочитай слова, зашифрованные в филворде. Слова читаются по горизонтали и вертикали в любом направлении.

Ь Н Т Т Н Я П О В
Ц А К Е И Т У Г И
А М Ь С Т К И А Ц
К П К К Н Е Р Л Е
И О Н А И З А Т Н

Ответы: ткань, тесьма, кнопки, резинка, лента, пуговица, нитки.

Станция “Волшебная иголочка”.

Обучающимся необходимо выполнить различные простейшие вышивальные швы:

шов “Вперед иголку”, шов “За иголку”,“Петельный шов”, шов “Козлик”, “Тамбурный шов”.

Станция “Игротека”.

Игра “Винегрет”.

Ребятам раздаются карточки с изображением овощей. Нужно за 30секунд встать в том порядке, в каком эти ингредиенты попадают в салат: картофель, морковь, квашеная капуста, лук репчатый, горошек зеленый, свекла. Желательно, чтобы получили одинаковые карточки (ингредиенты) хотя бы по 2 человека. Затем ребята встают в круг и по команде ведущего все “ингредиенты” меняются местами (поочередно). Например, ведущий говорит: “ Пусть поменяется местами картофель... А теперь - свекла... Пусть поменяется местами...зеленый горошек...” и т.д.

Игра “Особенности национальной кухни”

Команда делится на несколько групп и по жребию вытягивает название одной из стран. Например, Россия, Украина, Белоруссия, Узбекистан. Таджикистан, Татарстан, Азербайджан, Грузия.

На столе лежат одинаковые наборы карточек с названиями продуктов и блюд различных национальных кухонь.

Задание: выбрать блюда “своей” национальной кухни и обосновать свой выбор.

Ведущий обращает внимание обучающихся на зависимость основного набора продуктов питания от географических условий и особенностей исторического развития.

Каждая команда выбирает одно из национальных блюд в качестве подарка остальным. Таким образом, составляется символический праздничный стол, который дополняется продуктами, употребляемыми во всем мире (пироги, чай, кофе, картофель, хлеб, специи и т.д.)

Станция “Фруктовый зоопарк”.

Командам предлагается из фруктов выполнить фигурки животных, рыб, птиц. Например, жирафа ,ежика, синичку и др.

Станция “Интерьер будущего”.

Задание: на листе бумаги формата А3 нужно нарисовать интерьер будущего по выбору (Например, столовой, кухни, гостиной, детской). Рисовать должны все члены команды одновременно.

Командам дается время на обсуждение выполнения работы (2 минуты).

Станция “Историческая”.

Участникам необходимо вспомнить и рассказать о происхождении ножа, вилки, ложки, салфетки.

Информация для ведущих или экспертов.

Правила и нормы поведения появились очень давно, вместе с возникновением общества, но менялись по мере его развития.

Впервые в России правила поведения за столом были письменно зафиксированы в “Домострое” – литературном произведении середины XVI века.

Шли годы, забывались традиции, развивались торговые связи с другими странами и жизнь заставила Петра I напомнить о важности соблюдения правил поведения в быту и обществе. В

“Юности честное зерцало”- своде правил “хорошего тона” одним из важнейших правил считается уважение к родителям и к старшим:

“В первых наипаче всего должны дети отца и мать в великой чести содержать, шляпу перед ними снимать и в руках держать...; возле их не садиться..., при них в окно всем телом не выглядывать, немного уступя позади оных в стороне стоять, подобно яко паж или слуга”.

“Молодой отрок должен быть бодр, трудолюбив и прилежен...”.

“Во время еды не шалить, ногами не болтать, в шахматы не играть”.

Время идет, но как бы не менялись условия жизни, как бы не были различны национальные традиции, общие правила поведения в обществе и, в частности за столом, все они базируются на вечном принципе – уважение к окружающим.

Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема пищи. Сервировка создает не только приятную обстановку, но и определенный порядок на столе. Надо стремиться сервировать стол ежедневно, а не только в праздничные дни. Это поможет выработать в себе привычку есть опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой.

О ноже. Нож появился на заре человечества. Среди древнейших орудий важное место занимали кремниевые ножи, служившие одновременно оружием и предметом для разрезания пищи.

Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручки, которые затем превратились в бронзовые и железные.

Сначала ножи были в форме кинжалов, но Наполеон в конце XVII века запретил изготовление ножей с острым концом, так как на улицах часто происходили убийства.

Держать на столе кинжалообразные ножи было небезопасно, так как они могли в любую минуту стать боевым оружием. Стоило разгореться страстям за обедом или ужином, и мирная беседа могла перейти в спор, а в этом случае лучше держать острые ножи подальше.

Не зря почтенные рыцари, входя в пиршественную залу, оставляли мечи при входе.

Из грозного орудия охоты и войны ножи превратились в мирные с округленным концом приборы, которыми мы пользуемся в настоящее время.

Со временем выработалось несколько видов столовых ножей. Появились ножи – пилки для того чтобы резать сыр, специальные ножи для извлечения устриц из раковин, широкие ножи для рыбы и т.д. Выработался и особый этикет, регламентировавший правила пользования предметами сервировки, в том числе и ножами.

О вилке. Вилка – это столовый прибор с интересной судьбой. Что и говорить, предмет полезный, но ей не суждено было сыграть важную роль в истории человечества, какую сыграл нож. Поэтому и “додумались” до вилки почти через 5000 лет после изобретения ножа.

Возможно, предшественником вилки был рыболовный трезубец, ставший регалией Посейдона, а может быть, обыкновенные крестьянские вилы.

В XI веке на вилке был один зубец, а с начала XX века - четыре. Первая вилка в виде золотого шильца на ручке из слоновой кости была изготовлена для византийской принцессы, в начале 70-х годов XI столетия. Оттуда она перекочевала в Италию, затем во Францию. Но и тогда это была исключительная редкость. В XIV веке у французской королевы Жанны де Евре, например, при 64-х ложках была 1 вилка. Она хранила ее в особом футляре. Более широкое применение вилки произошло, когда в моду вошли пышные кружевные воротники. Положить пищу в рот оказалось не возможным, вот и пришлось удлинить руки. Позже пышные воротники вышли из моды, а вилка осталась.

В России вилка вошла в обиход во времена Петра I. Впервые вилкой демонстративно воспользовался Лжедмитрий I, во время бракосочетания с Мариной Мнишек в гранатовой палате Кремля. Это вызвало взрыв справедливого возмущения боярства и духовенства и послужило одним из поводов для подготовки заговора Шуйского. Вилка стала весомым аргументом, доказавшим нерусское происхождение самозванца, поскольку истинным русским инструментом считалась только ложка.

Теперь в нашем обиходе распространены вилки разного типа, они отличаются размером. Самые маленькие, с двумя зубцами, для лимона, с тремя - для сладких блюд, с четырьмя - обеденные и для закусок. Есть еще и специальные рыбные вилки с углублениями для отделения костей от мякоти, вилки – лопатки. Но все эти вилки не так уж нужны в домашнем обиходе. Достаточно иметь 2 - обеденную и закусочную. Многие народы обходятся без вилки, это не только жители слаборазвитых стран, но и народы с такой древней культурой как китайцы, японцы.

О ложке. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому знают ее давно все народы. Так были изобретены большие ложки – черпаки (половники) и ложки для еды. Форму им придавали различную: полусферическую, овальную, овальную с заостренным концом. Для изготовления ложек применяли разные материалы: дерево, кость, металл и даже керамику.

Когда появились ложки сказать трудно, но, во всяком случае, 2000 лет назад они были уже известны.

О салфетке. “Салфетка” – слово пришлое. Название это заимствовано из немецкого языка, в который оно перешло из итальянского “салфетта”.

В Древней Греции более 3000 лет назад салфетками служили листы фигового дерева, которыми рабы вытирали губы господ. Затем у древних римлян появились салфетки из асбеста, которые не стирали, а для очистки кидали в огонь. Но позднее они исчезли из обихода и в большинстве Европейских стран салфетки появились в середине XVI века. До этого “салфеткой” служил ломоть хлеба, на худой конец рукав одежды, а потом, когда появилась скатерть, то и ее край. Еще в XVI веке, в руководстве по этикету рекомендовалось использованную ложку вытереть скатертью. Особой популярностью салфетки пользовались в тех странах, где мужчины носили бороды.

В России еще при Петре I салфетки были редкостью и распространились только в XVIII веке. В начале они предназначались только для избранных почетных гостей. Сейчас салфетка – обязательный элемент сервировки стола. Они могут быть различных размеров, но должны быть квадратной формы, слегка подкрахмалены. Существует много способов складывания салфеток, но во всех случаях необходимо придерживаться правил:

  • как можно меньше касаться салфетки руками;
  • выбирать такую форму, чтобы гость мог легко и быстро ее развернуть;
  • все салфетки складывать одинаково.

Для обычного завтрака или обеда салфетки складывать просто: вчетверо, треугольником, трубочкой.

Задание всем командам: сложить салфетки для сервировки стола разными способами.

Список литературы

  1. Крупская Юлиана Владимировна, Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Методические рекомендации, Вентана-Граф, 2010
  2. Маркуцкая С. Э., Технология. Тесты по технологии. 5-7 классы "Обслуживающий труд". 5-7 классы. К любому учебнику, Экзамен, 2009
  3. Межуева Ю.В. Технология. 5 класс. Вариант для девочек: В.2 ч.. – Саратов: Лицей, 2014. – Ч. 1. – 64с.
  4. Попова Г. П., Технология: 5 класс (вариант для девочек): Поурочные планы по учебнику Ю.В.Крупской Ю, Н.И.Лебедевой, Л.В.Литиковой и др. (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие), Учитель, 2005
  5. Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией И. А. Сасовой/ авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.- С. 310-313.
  6. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Вентана-Граф, 2011
  7. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, Вентана-Граф, 2011
  8. Тищенко А. Т. Технология: программа: 5–8 классы/ А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.