Цели урока:
- Систематизировать известные учащимся сведения об обстоятельстве как второстепенном члене предложения.
- Познакомить с разными способами выражения обстоятельств, в том числе сравнительным оборотом.
- Способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, самостоятельная работа учеником.
Оборудование: раздаточный материал, опорные схемы, таблицы.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Языковая разминка.
Работа с фразеологизмами.
- Замените фразеологизмами следующие сочетания слов:
а) сообщить то, что всем известно; б) быстро, легко понимать; в) одинаково похожи друг на друга; г) хорошо, свободно себя чувствовать; д) привлекать к себе внимание, быть заметным; е) тщательно охранять что-либо.
Слова для справок: а) открывать Америку, б) схватывать на лету, в) как две капли воды, один к одному, два сапога пара, одного поля ягоды, г) как рыба в воде, д) бросаться в глаза, е) беречь как зеницу ока.
- Составьте с данными фразеологизмами предложения.
Учащиеся читают свои варианты, один из них записывается коллективно, по нему проводится и орфографическая работа.
3. Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.
Беседа по вопросам:
- В чём особенность определения как второстепенного члена предложения?
- Какими частями речи может быть выражено дополнение? Приведите примеры дополнений из домашнего упражнения. Какими частями речи они выражены? Какие части речи вам не встретились в домашнем упражнении в роли дополнений?
- Какие виды дополнений вы знаете? В чём различие между ними?
- Приведите примеры прямого и косвенного дополнения из домашнего упражнения.
- Как отличить инфинитив в роли дополнения от инфинитива, входящего в состав сказуемого?
- Каким ещё членом предложения является инфинитив? (Подлежащим.)
- Назовите виды орфограмм, которые встретились в домашнем упражнении. Сгруппируйте слова по видам орфограмм.
- Произведите указанные виды разборов.
4. Введение в тему.
Объявление и запись темы урока.
5. Повторение и углубление изученного.
1. По названию темы определяются ключевые слова (Обстоятельства, виды обстоятельств, место, время, образ действия, причина.)
2. Чтение текста упр. 234
Задание: найти в тексте обстоятельства.
Беседа по вопросам.
- Что такое обстоятельство? Как вы нашли обстоятельства в тексте? Какие это виды обстоятельств?
- Какими частями речи выражены обстоятельства? (Существительными, наречиями, деепричастными оборотами, словосочетаниями – в часть храма.)
- К словам каких частей речи они относятся?
- Обобщите информацию и сделайте свои выводы об обстоятельстве как второстепенном члене предложения.
3. Чтение определения в рамке на с.174.
- Сравните свои выводы со сведениями в учебнике.
- О каком ещё способе выражения обстоятельств вы узнали? (Сравнительными оборотами.)
- К какому виду обстоятельств относятся обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом? (Образа действия.)
- Составьте план текста.
- Подберите свои примеры.
- Перескажите текст.
4. Дополнение списка ключевых слов. (Сравнительный оборот, значение цели, условия.)
6. Развитие учебно-языковых умений.
1. Выполнение упр.235 – выборочное списывание – развивается умение находить обстоятельства и определять их способ выражения, в том числе сравнительным оборотом.
2. Работа по таблице упр.236 – систематизируются знания об обстоятельстве, его видах, закрепляются навыки нахождения в тексте обстоятельств определённых видов.
3. Выполнение упр.237 – закрепляются навыки нахождения обстоятельств разных видов и определения способов их выражения в тексте публицистического стиля.
4. Выполнение упр.239 – выборочное списывание – выявление и классификация обстоятельств по видам.
5. Придумайте и составьте небольшой текст на тему “Природа за окном”, используя обстоятельства.
7. Развитие речевых и правописных умений.
Свободный диктант по упр.240.
8. Подведение итогов урока.
- Задайте вопросы по теме урока.
9. Домашнее задание.
1. Выучить определение в рамке на с.174.
2. Упр.241.