Урок русского языка по теме "Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

  • Систематизировать известные учащимся сведения об обстоятельстве как второстепенном члене предложения.
  • Познакомить с разными способами выражения обстоятельств, в том числе сравнительным оборотом.
  • Способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, самостоятельная работа учеником.

Оборудование: раздаточный материал, опорные схемы, таблицы.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Языковая разминка.

Работа с фразеологизмами.

- Замените фразеологизмами следующие сочетания слов:

а) сообщить то, что всем известно; б) быстро, легко понимать; в) одинаково похожи друг на друга; г) хорошо, свободно себя чувствовать; д) привлекать к себе внимание, быть заметным; е) тщательно охранять что-либо.

Слова для справок: а) открывать Америку, б) схватывать на лету, в) как две капли воды, один к одному, два сапога пара, одного поля ягоды, г) как рыба в воде, д) бросаться в глаза, е) беречь как зеницу ока.

- Составьте с данными фразеологизмами предложения.

Учащиеся читают свои варианты, один из них записывается коллективно, по нему проводится и орфографическая работа.

3. Устный опрос с элементами проверки домашнего задания.

Беседа по вопросам:

- В чём особенность определения как второстепенного члена предложения?

- Какими частями речи может быть выражено дополнение? Приведите примеры дополнений из домашнего упражнения. Какими частями речи они выражены? Какие части речи вам не встретились в домашнем упражнении в роли дополнений?

- Какие виды дополнений вы знаете? В чём различие между ними?

- Приведите примеры прямого и косвенного дополнения из домашнего упражнения.

- Как отличить инфинитив в роли дополнения от инфинитива, входящего в состав сказуемого?

- Каким ещё членом предложения является инфинитив? (Подлежащим.)

- Назовите виды орфограмм, которые встретились в домашнем упражнении. Сгруппируйте слова по видам орфограмм.

- Произведите указанные виды разборов.

4. Введение в тему.

Объявление и запись темы урока.

5. Повторение и углубление изученного.

1. По названию темы определяются ключевые слова (Обстоятельства, виды обстоятельств, место, время, образ действия, причина.)

2. Чтение текста упр. 234

Задание: найти в тексте обстоятельства.

Беседа по вопросам.

- Что такое обстоятельство? Как вы нашли обстоятельства в тексте? Какие это виды обстоятельств?

- Какими частями речи выражены обстоятельства? (Существительными, наречиями, деепричастными оборотами, словосочетаниями – в часть храма.)

- К словам каких частей речи они относятся?

- Обобщите информацию и сделайте свои выводы об обстоятельстве как второстепенном члене предложения.

3. Чтение определения в рамке на с.174.

- Сравните свои выводы со сведениями в учебнике.

- О каком ещё способе выражения обстоятельств вы узнали? (Сравнительными оборотами.)

- К какому виду обстоятельств относятся обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом? (Образа действия.)

- Составьте план текста.

- Подберите свои примеры.

- Перескажите текст.

4. Дополнение списка ключевых слов. (Сравнительный оборот, значение цели, условия.)

6. Развитие учебно-языковых умений.

1. Выполнение упр.235 – выборочное списывание – развивается умение находить обстоятельства и определять их способ выражения, в том числе сравнительным оборотом.

2. Работа по таблице упр.236 – систематизируются знания об обстоятельстве, его видах, закрепляются навыки нахождения в тексте обстоятельств определённых видов.

3. Выполнение упр.237 – закрепляются навыки нахождения обстоятельств разных видов и определения способов их выражения в тексте публицистического стиля.

4. Выполнение упр.239 – выборочное списывание – выявление и классификация обстоятельств по видам.

5. Придумайте и составьте небольшой текст на тему “Природа за окном”, используя обстоятельства.

7. Развитие речевых и правописных умений.

Свободный диктант по упр.240.

8. Подведение итогов урока.

- Задайте вопросы по теме урока.

9. Домашнее задание.

1. Выучить определение в рамке на с.174.

2. Упр.241.