Образовательная область: Познание.
Вид НОД: Развитие элементарных математических представлений.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Интеграция с другими образовательными областями: безопасность, здоровье, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, труд.
Цели и задачи НОД:
Познание.
- Развивать навыки ориентировки в схеме собственного тела. Формировать пространственные представления с опорой на правую руку, закреплять умения передвигаться в названном направлении с точкой отсчёта “от себя”. Развивать пространственную ориентировку с привлечением слухового и зрительного анализаторов. Развивать мелкую моторику, произвольное внимание, наглядно – действенное мышление, зрительную и эмоциональную память. Оптимизировать коррекционный процесс обучения за счёт включения в игровую ситуацию.
Безопасность.
- Закреплять представления детей о правилах поведения в лесу.
Здоровье.
- Формировать навыки правильного речевого дыхания. Закреплять знание игровых упражнений для развития статического и динамического равновесия.
Социализация.
- Объединить детей общей целью, формируя желание каждого ребёнка помочь положительному сказочному герою в трудной ситуации. Воспитывать чувство сострадания, взаимопомощи. Совершенствовать умение слушать других внимательно, не перебивая собеседника.
Коммуникация.
- Развивать умения внятно и отчётливо произносить слова и предложения; использовать в своей речи порядковые числительные.
Чтение художественной литературы.
- Знакомить детей со сказочными героями других стран. Развивать фантазию, воображение при придумывании своей концовки к сказочному сюжету.
Музыка.
- Развивать танцевально-игровое творчество при исполнении музыкально-ритмического упражнения: “Мы пойдём сейчас налево…”.
Труд.
- Привлекать детей к подготовке к занятиям рабочего места, приучать аккуратно относиться к наглядным пособиям.
Оборудование: домики Смурфов разного цвета и размера с номерами от одного до пяти; мягкие игрушки Папы – смурфа и Смурфетты; прищепки для каждого ребенка; массажные шарики для индивидуальной работы; пластмассовые доски для индивидуальной работы; карточки – лабиринты с индивидуальным заданием; магниты; игрушечная ёлочка; карточки с символами (указатели этапов работы); конверт; магнитофон с записью песенки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дефектолог: К нам на занятие пришла Смурфетта (мягкая игрушка).
- Здравствуйте, ребята! Папу смурфа спрятал в замке Гаргамель. Злой Волшебник освободит папу, если я выполню все его задания. Помогите мне, пожалуйста! (Показывает конверт с заданиями).
Дефектолог: Ребята, поможем Смурфетте?
Дети: Поможем!
Дефектолог достаёт из конверта первое задание и показывает его детям
Карточка №1 с изображением прищепки.
2. Упражнение на перекрёстную ориентировку в схеме собственного тела. Покажите правую руку. На правую руку прикрепим прищепку.
Выполните задания:
- покажите правой рукой левый глаз;
- покажите правой рукой левую ногу;
- покажите левой рукой правый глаз.
3. Задание на развитие мелкой моторики и слухового восприятия.
Дефектолог: Задание №2 (Карточка с изображением двух ладоней и шарика). Мы будем катать волшебный шарик между ладонями, произнося заклинание: “Буду шарик я катать, Папе смурфу помогать”.
4. Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку. Выполнение задания по словесной инструкции дефектолога и показом (индивидуально по необходимости).
Дефектолог: Волшебные шарики помогут нам выполнить задание
- Возьмите доски, положите шарик на середину доски;
- положите шарик в нижний левый угол;
- положите шарик в верхний правый угол,
-положите шарик в нижний правый угол.
Дефектолог: Молодцы, все справились с заданием.
5. Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку. Упражнение на понимание схематичного изображения направления движения и обозначение его в речи.
Дефектолог: - Нас ждёт задание со стрелкой (карточка №3 с изображением стрелки – направления движения).
Если стрелка показывает направление “направо”- двигаемся в сторону правой руки, “налево” - передвигаемся в сторону левой руки (дети все вместе показывают направление движения по стрелке).
Дефектолог: - Ребята, помогите смурфику пройти к своей деревне по схеме (раздаются индивидуальные карточки – лабиринты). Задание выполняется с комментированием вслух.
6. Физкультурная пауза. Карточка №4 (схематичное изображение спортсмена). Выполнение серии движений в пространстве по речевой инструкции (используется музыкальное сопровождение)
Дефектолог: - Давайте исполним любимую песенку всех жителей страны смурфов:
Мы пойдём сейчас налево,
А потом пойдем направо,
Дружно к елке соберемся,
И обратно разойдемся.
Мы попрыгаем на ножке,
И покружимся немножко,
Мы присядем на дорожку,
Встанем за руки возьмемся.
Выполнение движений под музыку с постепенным ускорением.
7. Упражнение на определение на слух пространственных отношений между изображенными предметами.
Дефектолог вынимает из конверта задание с карточкой №5 (домик с цифрой 1).
Дефектолог: Мы пришли в деревню смурфов. В деревне на крыше каждого домика написан номер дома. Прочитаем вслух номера домов: “Один, два, три, четыре, пять”. Дефектолог прикрепляет карточки с изображениями домиков. Все домики разные по цвету и высоте.
- Назовите номера домов, у которых синяя крыша.
- Какого цвета крыша у домика под номером “три”?
- Назовите номер дома, который находится справа от №3.
- Назовите номер дома, который находится слева от №3.
- На крыше какого домика растёт ягодка (№4)?
- Назовите номер дома, который находится слева (справа) от №4.
8. Упражнение на развитие пространственных отношений между предметами и группами предметов.
Дефектолог: У смурфов живет много животных, за которыми они ухаживают. Смурфетта сфотографировала их и принесла фотографии каждому из вас. Каких животных вы видите?
- Кто расположен в нижнем правом углу?
- Кто в верхнем правом углу?
- В каком углу фотография собачки?
9. Итог занятия
Дефектолог: Мы с вами правильно выполнили все задания и Гаргамель освободил Папу смурфа (появляется игрушка Папы смурфа).
Папа смурф и Смурфетта говорят нам “спасибо”, прощаются и дарят на память свои фотографии.
Список литературы
- Ананьев, Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. [Текст] / М., 1964.
- Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] / М ., 1999.-185с.
- Маслова, Е. Н. Развитие пространственно – временных представлений у дошкольников. [Текст] / Волгоград, 2010. -112с.
- Рычкова, Л. С., Лаврова Г. Н. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7-летнего возраста. [Текст] / Челябинск, 2000.-256с.
- Филатова, И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. [Текст] / М.,2010.- 48с.
- Шевченко, С.Г., Тригер, Р.Д., Капустина, Г.М., Волкова, И.Н. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. [Текст] / М. , 2004.- 96с.