Урок истории по теме "Гуситское движение в Чехии"

Разделы: История и обществознание


Базовый учебник История Средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 272 с.

Цель урока:

  • Сформировать представление у учащихся о деятельности чешского богослова, проповедника, профессора и реформатора Яна Гуса.
  • Познакомить учащихся с причинами гуситского движения в Чехии.
  • Умение ориентироваться по карте, находить места исторических событий, а также составлять хронологическую таблицу всех событий.
  • Продолжить формирование умений учащихся давать оценку историческим событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения. Умения анализировать исторические источники и читать историческую карту.
  • Создать условия для развития индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка.
  • Активизировать познавательный интерес учащихся через использование на уроке истории презентации.

Задачи:

Обучающие

  • формирование представлений о жизни чешского народа в конце XIV века по XV век.
  • деятельность Яна Гуса
  • изучение хода сражения, причины и окончание гуситских войн.

Развивающие

  • развитие логического мышления обучающихся;
  • развитие умения вести дискуссию.

Воспитательные

  • воспитание внимания и сосредоточенности;
  • воспитание культуры труда, организованности, дисциплинированности.

Тип урока – углубленное изучение

Формы работы учащихся – коллективная (фронтальная, практическая, самостоятельная).

Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, экран, презентация.

Структура и ход урока

Таблица 1

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием  №  из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1. Организационный момент   Подготовка класса к уроку – применение мелодии для релаксации учащихся.   2
2. Подготовка к изучению нового материала (Повторение ранее изученного) “Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов”   Индивидуальная работа учащегося по карточке.

Письменный опрос по пройденному материалу на знания терминов.

(Приложение)

5
3. Изучение нового материала

“Рассказ о жизни и деятельности Яна Гуса и его друга Иеронима Пражского”

№ 1 “Чехия, Прага – место расположения на карте”.

 

 

“Положение в Чехии в XIV- XV вв. ”.

Демонстрация ЭОР:1-6

слайд

Работа по карте “Чехия в XIV-XV вв.”

Демонстрация ЭОР:

7-13 слайд

Запись в тетрадь новых определений и терминов.

(Приложение)

20
4. Первичное закрепление № 2 “Прогрессирование чешского народа в гуситских войнах”

“Ход битвы на Витковой горе”

Индивидуальные работы по карточкам для обучающихся

Демонстрация   ЭОР

14-15 слайды

Выполнение практической работы самостоятельно

(Приложение)

12
5. Итоги урока (выводы) № 3 “Итоги и значение гуситских войн” Беседа: вопрос – ответ

Демонстрация ЭОР: слайды 16-18

5
6. Домашнее задание   Параграф 25, работа с контурной картой в рабочей тетради 1
Задание на доске  
Итого: 45

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
  № 1 “Чехия.

Ян Гус. Гуситские войны”

 

Инновационные учебные материалы:

История Чехии,

Католическая церковь.

Прага в XIV-XV вв.

PowerPoint: Информационный ЦОР Лекция с просмотром информационного модуля. Демонстрация презентации, видеофрагментов, отрывки из зарубежной документа листики

“Проект Энциклопедия”.

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=wEjGQYV7

  № 2 “Прогрессирование чешского народа в гуситских войнах” OMS: практический ЭОР Практикум  

Приложение

1/ Индивидуальная работа учащегося по карточке – устно.

Карточка № 26

а) Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:

- Почему в Германии и Италии в XI-XV вв. не произошло образование централизованных государств?

б) Для этого подумай и поразмысли:

- Какие особенности развития торговли существовали в Германии и Италии?

- Почему объединение земель в Германии шло вокруг многих центров, а не одного?

- Почему в Италии многие коммуны стали городами-государствами или городскими республиками?

- Как на развитие государств отразились усобицы богатых людей?

- К чему привела феодальная раздробленность в Германии и Италии?

в) Сделай вывод.

2. Письменный опрос по пройденному материалу на знание терминов.

  • I вариант – ратуша, золотая булла, гвельфы, гибеллины, Генрих Лев.
  • II вариант – курфюрсты, Альбрехт Медведь, династия, тирания, коммуна.

3. Запись новых терминов: - Индульгенция, анафема, проповедь, гуситы, умеренные, табориты

4. Выполнение практической работы самостоятельно.

Прочитать и ответить на вопросы:

  • I ряд: Выяснить какие существовали течения восставших и их цели?
  • II ряд: Причина победы гуситов на Витковой горе?
  • III ряд: В чем заключалась стратегия Яна Жижки?