Цель.
Расширить представление о многообразии живой
природы.
Основные термины, понятия Бактерии, эукариоты, прокариоты, паразиты, сапрофиты.
Цели
- Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
- Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
- Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- Выдвигают простейшие гипотезы;
- Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- Работают с информацией и преобразуют её;
- Находят причинно-следственные связи;
- Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Предметные:
- Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
- Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
Тип урока: комбинированный
Предметные умения: - знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий - разнообразие и распространение бактерий - отличать бактерии от других живых организмов |
Личностные УУД: 1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию 2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом 3. Оценивать собственный вклад в работу группы Регулятивные УУД: 1. Определять цели и задачи урока 2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое 3. Определяют критерии изучения бактерий Познавательные УУД: 1. Работать с таблицей 2. Находить отличия 3. Работа с информационными текстами 5. Объяснение значения новых слов 6. Сравнивать и выделять признаки Коммуникативные УУД: 1.Групповая работа по обсуждению информации 2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение 3. Выражать свои мысли и идеи |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Актуализация знаний | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока - определяют критерии изучения бактерий |
1. Проверяет готовность учащихся к
уроку. 2. Запишите в тетрадях дату, классная работа. 3. Перед вами на столах лежат оценочные листы, в которые в течение урока вы должны выставлять отметки. А в конце урока каждый оценит свою работу и поставит итоговую отметку. Ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним, что мы изучали на уроках биологии? 4.Я предлагаю вам 5 вопросов. Отвечаем по порядку.
|
1. Проверяют готовность к уроку. 2. Записывают в тетрадях дату, классная работа. 3. Слушают учителя. Знакомятся с оценочным листом 4. Отвечают на вопросы. |
Познавательные УУД: - работать ребусом : Личностные УУД: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию |
5. Для того чтобы сформулировать тему
урока вам необходимо разгадать ребус. Слайд 1. Слайд 2. 6. Сегодня мы начинаем изучать царство бактерии. Наш урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле, приносящие много пользы человеку и много вреда. Слайд 3 7. Предлагает учащимся рассказать, что они уже знают о бактериях. 8. Обращается к классу с вопросом: что хотели бы узнать о бактериях? 9. Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать бактерии. Как вы думаете, что мы будем изучать? |
(Оценочный лист) 5. Разгадывают слово, формулируют тему и цель урока. (Оценочный лист) 6. Слушают учителя. Записывают тему урока в тетрадь. 7. Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются. 8. Отвечают на вопрос учителя 9. Определяют критерии изучения бактерий: - строение и распространение - многообразие - процессы жизнедеятельности - значение |
|
Осмысление | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - находить отличия - составление схем-опор - работа с информационными текстами - объяснение значения новых слов - сравнивать и выделять признаки -уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации |
1. Слайд 4.
Слайд 5 2.Ребята посмотрите на экран и скажите какие формы имеют бактерии? 3.Заполните схему 40 на стр. 29 рабочей тетради. Слайд 6. Работа в группах. 1. Задание. Прочитайте текст учебника на стр53, используя рис.29. “Строение бактерий”, макеты клеток, изображение на экране сравните строение клетки растений и бактериальной клетки. 1 группа находит признаки сходства бактериальной клетки с растительной клеткой. 2 группа выделяет признаки отличия. 2. Вывод. 2. Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме. Организмы, которые не имеют ядра называют прокариотами или доядерными. Слайд 7. Строение бактериальной клетки |
Записывают в тетрадь Бактериология – наука, изучающая бактерий. 1. Рассматривают слайд, делают вывод 2. Заполняют схему 40 на стр. 29 рабочей тетради. (Оценочный лист) 7. Называют части клетки. 1. Читают текст. Проводят сравнение строения клеток бактерий и растений. Оболочка, цитоплазма, вакуоли Не имеет ядра, ядерный материал находится в цитоплазме. |
Коммуникативные УУД: - групповая работа по обсуждению информации - слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи |
Слайд 8 Распространение бактерий. Ребята, как вы думаете, где живут бактерии? Прочтите текст на стр. 53 и дополните ответы. Строение бактерий 1. Мы сказали, что бактерии живые организмы. Назовите признаки живых организмов. Питание бактерий: Слайд 9. Дыхание бактерий Слайд 10. Физ. минутка. Размножение бактерий. Как и все живые организмы бактерии размножаются. Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут. Слайд 11. Слайд 12. Образование спор. |
Рассказывают строение бактериальной
клетки Записывают в тетрадь. Прокариоты - организмы не имеющие ядра. В почве, на продуктах, в воздухе, в организме животных и человека Знакомятся с информацией о многообразии и распространении бактерий в учебнике,
Схему начертить в тетрадь Схему начертить в тетрадь |
|
Предметные результаты: - знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий - разнообразие и распространение бактерий - отличать бактерии от других живых организмов |
В неблагоприятных условиях (при
недостатке пищи, влаги, резких изменениях
температуры) у некоторых бактерий цитоплазма
образует новую, более плотную оболочку клетки.
Такую бактериальную клетку называют спорой.
Споры некоторых бактерий сохраняются очень
долго в самых неблагоприятных условиях. Они
выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу
погибают даже в кипящей воде. Их много в воздухе и
почве. В благоприятных условиях спора прорастает
и становится жизнедеятельной бактерией. Вопросы для тестирования по теме “Бактерии” Слайд 13. А1. Бактерии – это организмы:
А2. В клетке бактерий есть:
А3. Бактерии:
А4. Определите правильное высказывание.
А5. Определите правильное высказывание.
Слайд 14. Узнай бактерию Слайд 15.16 Заполните пропуски в предложенном вам тексте. Список слов расположен под текстом. Бактерии это _____________организмы. Они относятся к прокариотам (доядерным организмам), так как не имеют оформленного ___________. Бактерии можно найти и в воздухе, и в воде, и в ___________, и в других организмах. Размножаются бактерии___________ . Для переживания неблагоприятных условий многие бактерии образуют ____________. Ядро. Одноклеточные. Почва. Споры. Деление. |
(Оценочный лист) |
|
Рефлексия | Регулятивные УУД: - выработка критериев оценивания работы в группах Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы |
1. Организует выступления групп 2. Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность 3. Оцени свое настроение на уроке |
1. Делают выводы, что нового они узнали о
бактериях 2.Оценивают свою деятельность 3.Оценивают свое настроение на уроке |