Цели:
- познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России;
- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;
- воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образами русских людей поднявшихся на борьбу, подчеркнуть мужество русских людей, воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока
1.Орг. момент.
- Есть слова вкусные, теплые, добрые, школьные, а есть такие, от которых даже мурашки по коже. Назовите такие слова. (смерть, страх, палач, война, горе).
- Как вы понимаете слово “ нашествие”?
В толковом словаре дается лексическое значение этому слову.
Нашествие - вторжение неприятеля в страну, а также вообще насильственное вторжение.
- Послушайте стихотворение. О каком нашествии пойдет речь?
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя- внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день по степи голой,
Топча сухие ковыли.
- О каком нашествии пойдет речь?
- Сегодня на уроке мы будем говорить об Ордынском нашествии.
Под Ордынским нашествии понимается нашествие на Русь монголо-татар.
- В конце урока мы с вами ответим на вопросы:
- Чем страшно было для всей Руси монголо-татарское нашествие?
- Чтобы ответить на эти вопросы, что вы должны делать на уроке?
- Прежде скажите : - Что происходило в XII-XIII веках на Руси?
(Князья постоянно воевали друг с другом, боролись между собой за более богатое княжество, за престол великого князя Киевского).
- Пока князья ссорились друг с другом, в далекой Монголии назревала страшная угроза. Там возникла держава кочевников - Орда.
Орда - у тюркских кочевых народов в средние века: ставка хана, ранее военно-административная организация у этих народов; становище кочевников.
Рассказ учителя.
В бескрайних азиатских просторах, по огромной степи кочевали племена монголо-татар. Не было у них ни городов, ни поселков. Они передвигались с места на место со всем своим имуществом: женщины и дети- в кибитках, мужчины на лошадях.
Монголы были очень неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по 2-3 дня и легко переносили холод. Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Дети с 3-4 лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха.
- Рассмотрите рисунки с изображением воинов - русского и монгольского. Сравните их. (Монгольские воины имеют лучшее снаряжение,богаче одежда.)
Каждый воин вооружен луком, колчаном со стрелами, боевым топором. Богатые монголы-татары были вооружены саблей, щитом и копьем. Коня и всадника защищали кожаные доспехи Для осады и штурма городов и крепостей использовались тараны, орудия для метания камней, осадные башни. Монголы также применяли зажигательные снаряды- глиняные сосуды с нефтью и стрелы, обмотанные паклей, пропитанной смолой или нефтью.
Огромное монгольское войско было удивительно послушным и дисциплинированным. Отступление в бою каралось смертью!
Монгольские войска клялись своему правителю Чингисхану, что завоюют всю землю. Как туча, летела конница, сметая все на своем пути, разоряя деревни, сжигая города. Многие города сдавались без боя.
В летописи говорится: “Убивали младенцев, стариков, жгли села, дома, церкви” . Про них говорили , что монголы имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря.
Работа в группах.
Ребятам раздаются карты, на которых они должны отметить города, которые пали от нашествия монголо-татар.
Чтение отрывка из текста в учебнике.
- Найти и отметить города, которые первые пали от монгольского нашествия.
- Чья команда первой выполнит работу, поднимает руку.
Исследуя карту.мы узнали, что наиболее упорное сопротивление оказали города ______________________
(Первым был захвачен город Рязань. Далее Батый двинулся на города: Владимир, Суздаль, Ростов, пали Москва.
Последним на их пути встал город Козельск.
Рассказ о Козельске.
Крошечный Козельск, где даже и укреплений-то настоящих не было, сопротивлялся натиску неприятельского отряда несколько недель. Жители города держались стойко и даже совершали вылазки в лагерь врага. Дорого достался Батыю маленький городок. Взяв его, хан отдал приказ: убить всех жителей, включая маленьких детей. Нарекли захватчики Козельск “злым городом”. Стерли его с лица земли, чтобы и памяти о нем не осталось.
- Что вы увидели на карте?
- Погибли города,
- Почему люди оказывая сопротивление, мужественно сражаясь за свой город, все же не смогли дать отпор монголо-татарам?
- Каждая земля защищалась отдельно. Не было единства среди русских князей, не хотели уступать друг другу главенство. Считали, что нападение врага на земли соседа их не касается, нехотели помогать ближнему, думали только о своем княжестве. Если бы у князей было единство, монголы не смогли бы одолеть Русь.
В 1240 году Русь стала полностью захвачена монголами. Захват стал называться игом.
- Могло ли государство в это время развиваться? Могли ли люди заниматься земледелием и различными ремеслами?
Иго - угнетающая, порабощающая сила.
Для русских людей настала черная пора ордынского господства, продолжавшегося 240 лет.
Кроссворд “ Батыево нашествие”.
1. Предводитель монголо-татар. (Хан.)
2. Название нашествия 1237 г. (Батыево.)
3. Огромное государство, созданное в ходе монгольских завоеваний. (Орда.)
4. Город, первым оказавший сопротивление завоевателям. (Рязань.)
5. Поборы хана с жителей Руси. (Дань.)
- Можем ли мы ответить на наш главный вопрос?
- Чем страшно было для всей Руси монголо-татарское нашествие?
Рефлексия.
- Время, о котором мы сегодня с вами говорили на уроке было тяжелым.
- Хотели бы вы узнать о других героических городах, о людях, которые эти города защищали? Об одном из таких героев вы прочитаете в учебнике дома.
- Аеще много интересной информации вы найдете в книгах о русской истории.
- На следующих уроках вы узнаете еще много интересного.
Дом. задание. Прочитать в учебнике об Евпатии Коловрате.