Урок обучения грамоте по теме "Звуки [г], [г'], [д], [д']. Буквы Д, д, Г, г". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (930 кБ)


Цель:

  • создание условий для успешного обучения грамоте;
  • формирование умений выделять изучаемые звуки в речи, формирование и развитие навыков чтения с изучаемыми буквами в тексте.

Планируемые результаты:

Предметные: Выделять звуки [г], [г’], [д], [д’] в словах; обозначать буквами, выполнять звуко-буквенный анализ слов; устанавливать различие между словами и слогами; читать слова и предложения;

Метапредметные:

  • регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять первоначальный контроль своих действий.
  • познавательные: учить выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация);
  • коммуникативные: формировать умение использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, работать в паре с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости;
  • личностные: проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; оценивать свои действия.

Ход урока

Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: организация начала урока, мотивация к учебной деятельности, оценка готовности обучающихся к работе на уроке.

Слайд 1-2

Прозвенел звонок, начинается урок. 
А чтобы урок прошёл каждому впрок, 
Активней в работу включайся, дружок. 

Слайд 3-4

  • Что значит активно работать на уроке? (с желанием)
  • А как еще будем работать? (будем внимательными, старательными...)
  • Что значит быть внимательным? (слышать, видеть, думать, не отвлекаться)

Слайд 5-6

Оцените на линеечках свою готовность работать на уроке

Актуализация знаний.

Цель этапа: подготовка обучающихся к “открытию” нового знания., выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Слайд 7-8

Чтобы узнать, какой сказочный герой пришел к нам на урок, отгадайте загадку:

В лесу живет малюсенький
Затейник и чудак.
Сказок он хранитель,
Добрый друг ребят. (Гном)

- Расшифруйте, как его зовут. Что нам нужно для этого помнить?

(ра Ге). первый слог – Ге , так как этот слог написан с большой буквы. Гномика зовут (гном Гера)

Слайд 9

А кто такие гномы?

В старые времена люди верили в то, что на земле живет много необычных существ, владеющих секретами волшебства. К числу таких существ относились и гномы, которые под различными именами присутствовали в сказках разных народов. В мифологии городов Европы Гномы - существа, ростом с ребенка или с палец, они носят длинную бороду, наделены сверхъестественной силой, Живут Гномы гораздо дольше, чем люди, охраняя в недрах земли сокровища драгоценных камней и металлов.

Мы рассказывали о гномах. Что звучало в классе? (речь)

Какая? (устная)

Из чего состоит речь? (из предложений)

А предложения состоят из ...слов

Посмотрите на картинку.

Слайд 10

Я сейчас буду говорить незаконченное предложение, а вы его заканчиваете, добавляя слово.

Вот... (дом).

Над домом ... (дым).

У дома ... (дерево).

Под деревом...(гриб)

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

В доме ... (гном)

У гнома ...(гитара)

За домом (дикобраз)

На улице идёт ...(дождь)

Вы назвали сейчас слова. Какой речью пользовались? (устной)

Слайд 11.

Я записала эти слова. Какую речь я использовала? (письменную)

Посмотрите на все эти слова. Что вы можете о них сказать?

3. Постановка учебной задачи. Формулировка темы и цели.

Цель этапа: подготовка обучающихся к “открытию” нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Определите, с каких звуков начинаются все эти слова и сформулируйте тему урока.

Эти слова начинаются со звуков [д] [д'] [г] [г']

Слайд 12

Тема урока “Звуки [г] [г'] [д] [д']. Буквы Гг, Дд,”

Какую цель мы поставим на уроке?

Слайд 13

Цель - Познакомиться со звуками [г] [г'] [д] [д'] и буквами Гг, Дд

Слайд 14

Задачи:

Научиться выделять звуки [г] [г'] [д] [д'] в словах

Давать им характеристику

Обозначать эти звуки на письме

Читать слоги, слова, предложения с изучаемыми буквами

4. Открытие “нового” знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель этапа: выбор обучающимися метода разрешения проблемной ситуации, формирование умения осуществлять логическое действие “классификацию”

Работа в группах. (у каждой группы карточка со словами)

Даны слова: дом, дым, гном, гитара, дерево, дуб, дупло, дятел, гриб, дикобраз, дождь

Задание: разделить слова на группы. Каждую группу выделить одним цветом

Проверка. Сколько групп получилось? Какие группы?

  • 1 группа – слова, которые начинаются на букву Д
  • 2 группа – слова, которые начинаются на букву Г

Другой вариант

  • 1 группа, слова, которые начинаются со звука[г]
  • 2 группа – слова, которые начинаются со звука [г']
  • 3 группа – слова, которые начинаются со звука [д]
  • 4 группа – слова, которые начинаются со звука [д'].

Слайд 15

  • Слова, которые начинаются со звука [г]: гном, гриб
  • Даем характеристику первого звука: согласный, твердый, звонкий
  • Слова, которые начинаются со звука [г'] : гитара
  • Даем характеристику первого звука: согласный, мягкий, звонкий
  • Звуки [г] [г'] обозначаются буквой Гг.

Слайд 16

  • Слова, которые начинаются со звука [д] ДОМ, ДЫМ, ДУБ, ДУПЛО, ДОЖДЬ
  • Даем характеристику первого звука: согласный, мягкий, звонкий
  • Слова, которые начинаются со звука [д']: дерево, дикобраз, дятел
  • Даем характеристику первого звука: согласный, мягкий, звонкий
  • Звуки [д] [д'] обозначаются буквой Дд.

Первичное закрепление

Цель этапа: развитие умений извлекать информацию из схем, иллюстраций, закрепление умений называть слова на изучаемые буквы по заданным схемам, формирование навыков чтения с изучаемыми буквами

Слайд 17-18

Посмотрите на картинки и назовите слова, которые подходят к данной схеме:

       

(гном, гром, гриб, гора, дождь)

Какие из этих слов подходят к следующей схеме? (гном, гром) Почему?

Физкульминутка

Цель: предупреждение и снятие утомления

Гномик утром рано встал, (потянулись)
И уборку делать стал.
Моет окна,  (стоят прямо имитируют движения)
Моет пол, (наклонились, имитируют движение)
Чистит коврик, (имитируют движение – подметают пол)
А потом...
Приглашает в дом друзей,
Чтобы было веселей (прыжки на двух ногах).

Слайд 19

Прочитайте глазами, что написано на слайде:

ДМ, ДД

(Прочитать не можем, т.к. нет гласных)

Какие гласные можно добавить, чтобы получились слова? (О,Ы,Е)

Слайд 20

Какие слова получатся? (ДОМ, ДЫМ, ДЕД)

Слайд 21

Прочитайте следующие сочетания:

ДЫМ

ДОРО

ГИ

ГОЛ

- Назовите только слова. (ДЫМ, ГОЛ)

А может ли слово ДЫМ быть слогом? Придумайте такое слово, в котором слово ДЫМ является слогом (ДЫМКА) Придумайте слово, чтобы слово ГОЛ было слогом (УГОЛ)

- Оставшиеся слоги дополните до слов. Эти слоги могут находиться в любой части слова. (ГИтара , ДОРОга)

6. Включение в систему знаний и обобщение

Цель этапа: включение новых знаний в систему знаний, закрепление навыков чтения с изучаемыми буквами, развитие познавательной активности

Слайд 22

А теперь гном Гера хочет познакомить вас со своим другом. Кто он? Чтобы отгадать, надо раскрасить картинку (Азбука на стр.44)

Слайд 23

Это далматинский дог, в народе его называют далматинец

Прочитайте в Азбуке стр.44 значение слова “дог”

(дог (от англ. dog – cсобака) – самая крупная и сильная служебная собака)

А теперь гном Гера хочет попросить вас о помощи, а о какой, вы узнаете, когда прочитаете рассказ на с.45

Слайд 24-27

Перед тем, как прочитать рассказ, прочитаем слова, которые встретятся вам в этом рассказе: Дог, догу год, огромный, Владимир, вдруг, догадался

Чем интересны эти слова и выражения? Найдите секреты.

Чтение текста (Азбука с.44)

У Володи дог. Догу год, но он огромный. Вова дал догу на обед бобы. А дог – гав – и мимо! Бобы ему не милы.

Какое бы название вы дали этому рассказу. Почему бобы не милы?

Выполнение заданий из “Азбуки”

А теперь помогите гному Гере выбрать достойную кличку для своего друга, а для этого прочитайте на с.45 все клички.

Итак, дога зовут Лорд. А как зовут хозяина дога? (Вова, Володя, Владимир)

Сколько хозяев? А почему имен три?

Одного человека можно назвать по-разному.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель этапа: организация самооценки деятельности обучающихся на уроке, фиксация соответствия поставленной цели и результатов деятельности, формирование личной ответственности за результаты деятельности

С какими звуками мы познакомились на уроке?

– Назовите буквы, которыми обозначаются эти звуки.

- Что ещё нового узнали?

Какие задания вам понравилось выполнять больше всего?

Вернемся к нашей волшебной линеечке.

Слайд 28

В начале урока мы оценивали свою готовность активно работать на уроке. Где вы поставили значок. А теперь оцените, как вы активно работали на уроке. У кого совпали значки?

Используемые источники

1. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Учебник по обучению грамоте и чтению. Азбука – Самара: Издательский Дом “Федоров” 2012

2. Иванова С.Н. Конспект урока по литературному чтению. Тема: “Согласные звуки [ г ], [г’ ] и буква их обозначающая Г, г”. http://lib2.podelise.ru/docs/16743/index-23603.html 3