Цель:
- создание условий для успешного обучения грамоте;
- формирование умений выделять изучаемые звуки в речи, формирование и развитие навыков чтения с изучаемыми буквами в тексте.
Планируемые результаты:
Предметные: Выделять звуки [г], [г’], [д], [д’] в словах; обозначать буквами, выполнять звуко-буквенный анализ слов; устанавливать различие между словами и слогами; читать слова и предложения;
Метапредметные:
- регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять первоначальный контроль своих действий.
- познавательные: учить выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление, обобщение, классификация);
- коммуникативные: формировать умение использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, работать в паре с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости;
- личностные: проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; оценивать свои действия.
Ход урока
Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа: организация начала урока, мотивация к учебной деятельности, оценка готовности обучающихся к работе на уроке.
Слайд 1-2
Прозвенел звонок, начинается урок.
А чтобы урок прошёл каждому впрок,
Активней в работу включайся, дружок.
Слайд 3-4
- Что значит активно работать на уроке? (с желанием)
- А как еще будем работать? (будем внимательными, старательными...)
- Что значит быть внимательным? (слышать, видеть, думать, не отвлекаться)
Слайд 5-6
Оцените на линеечках свою готовность работать на уроке
Актуализация знаний.
Цель этапа: подготовка обучающихся к “открытию” нового знания., выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Слайд 7-8
Чтобы узнать, какой сказочный герой пришел к нам на урок, отгадайте загадку:
В лесу живет малюсенький
Затейник и чудак.
Сказок он хранитель,
Добрый друг ребят. (Гном)
- Расшифруйте, как его зовут. Что нам нужно для этого помнить?
(ра Ге). первый слог – Ге , так как этот слог написан с большой буквы. Гномика зовут (гном Гера)
Слайд 9
А кто такие гномы?
В старые времена люди верили в то, что на земле живет много необычных существ, владеющих секретами волшебства. К числу таких существ относились и гномы, которые под различными именами присутствовали в сказках разных народов. В мифологии городов Европы Гномы - существа, ростом с ребенка или с палец, они носят длинную бороду, наделены сверхъестественной силой, Живут Гномы гораздо дольше, чем люди, охраняя в недрах земли сокровища драгоценных камней и металлов.
Мы рассказывали о гномах. Что звучало в классе? (речь)
Какая? (устная)
Из чего состоит речь? (из предложений)
А предложения состоят из ...слов
Посмотрите на картинку.
Слайд 10
Я сейчас буду говорить незаконченное предложение, а вы его заканчиваете, добавляя слово.
Вот... (дом).
Над домом ... (дым).
У дома ... (дерево).
Под деревом...(гриб)
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
В доме ... (гном)
У гнома ...(гитара)
За домом (дикобраз)
На улице идёт ...(дождь)
Вы назвали сейчас слова. Какой речью пользовались? (устной)
Слайд 11.
Я записала эти слова. Какую речь я использовала? (письменную)
Посмотрите на все эти слова. Что вы можете о них сказать?
3. Постановка учебной задачи. Формулировка темы и цели.
Цель этапа: подготовка обучающихся к “открытию” нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
Определите, с каких звуков начинаются все эти слова и сформулируйте тему урока.
Эти слова начинаются со звуков [д] [д'] [г] [г']
Слайд 12
Тема урока “Звуки [г] [г'] [д] [д']. Буквы Гг, Дд,”
Какую цель мы поставим на уроке?
Слайд 13
Цель - Познакомиться со звуками [г] [г'] [д] [д'] и буквами Гг, Дд
Слайд 14
Задачи:
Научиться выделять звуки [г] [г'] [д] [д'] в словах
Давать им характеристику
Обозначать эти звуки на письме
Читать слоги, слова, предложения с изучаемыми буквами
4. Открытие “нового” знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель этапа: выбор обучающимися метода разрешения проблемной ситуации, формирование умения осуществлять логическое действие “классификацию”
Работа в группах. (у каждой группы карточка со словами)
Даны слова: дом, дым, гном, гитара, дерево, дуб, дупло, дятел, гриб, дикобраз, дождь
Задание: разделить слова на группы. Каждую группу выделить одним цветом
Проверка. Сколько групп получилось? Какие группы?
- 1 группа – слова, которые начинаются на букву Д
- 2 группа – слова, которые начинаются на букву Г
Другой вариант
- 1 группа, слова, которые начинаются со звука[г]
- 2 группа – слова, которые начинаются со звука [г']
- 3 группа – слова, которые начинаются со звука [д]
- 4 группа – слова, которые начинаются со звука [д'].
Слайд 15
- Слова, которые начинаются со звука [г]: гном, гриб
- Даем характеристику первого звука: согласный, твердый, звонкий
- Слова, которые начинаются со звука [г'] : гитара
- Даем характеристику первого звука: согласный, мягкий, звонкий
- Звуки [г] [г'] обозначаются буквой Гг.
Слайд 16
- Слова, которые начинаются со звука [д] ДОМ, ДЫМ, ДУБ, ДУПЛО, ДОЖДЬ
- Даем характеристику первого звука: согласный, мягкий, звонкий
- Слова, которые начинаются со звука [д']: дерево, дикобраз, дятел
- Даем характеристику первого звука: согласный, мягкий, звонкий
- Звуки [д] [д'] обозначаются буквой Дд.
Первичное закрепление
Цель этапа: развитие умений извлекать информацию из схем, иллюстраций, закрепление умений называть слова на изучаемые буквы по заданным схемам, формирование навыков чтения с изучаемыми буквами
Слайд 17-18
Посмотрите на картинки и назовите слова, которые подходят к данной схеме:
(гном, гром, гриб, гора, дождь)
Какие из этих слов подходят к следующей схеме? (гном, гром) Почему?
Физкульминутка
Цель: предупреждение и снятие утомления
Гномик утром рано встал, (потянулись)
И уборку делать стал.
Моет окна, (стоят прямо имитируют движения)
Моет пол, (наклонились, имитируют движение)
Чистит коврик, (имитируют движение – подметают пол)
А потом...
Приглашает в дом друзей,
Чтобы было веселей (прыжки на двух ногах).
Слайд 19
Прочитайте глазами, что написано на слайде:
ДМ, ДД
(Прочитать не можем, т.к. нет гласных)
Какие гласные можно добавить, чтобы получились слова? (О,Ы,Е)
Слайд 20
Какие слова получатся? (ДОМ, ДЫМ, ДЕД)
Слайд 21
Прочитайте следующие сочетания:
ДЫМ
ДОРО
ГИ
ГОЛ
- Назовите только слова. (ДЫМ, ГОЛ)
А может ли слово ДЫМ быть слогом? Придумайте такое слово, в котором слово ДЫМ является слогом (ДЫМКА) Придумайте слово, чтобы слово ГОЛ было слогом (УГОЛ)
- Оставшиеся слоги дополните до слов. Эти слоги могут находиться в любой части слова. (ГИтара , ДОРОга)
6. Включение в систему знаний и обобщение
Цель этапа: включение новых знаний в систему знаний, закрепление навыков чтения с изучаемыми буквами, развитие познавательной активности
Слайд 22
А теперь гном Гера хочет познакомить вас со своим другом. Кто он? Чтобы отгадать, надо раскрасить картинку (Азбука на стр.44)
Слайд 23
Это далматинский дог, в народе его называют далматинец
Прочитайте в Азбуке стр.44 значение слова “дог”
(дог (от англ. dog – cсобака) – самая крупная и сильная служебная собака)
А теперь гном Гера хочет попросить вас о помощи, а о какой, вы узнаете, когда прочитаете рассказ на с.45
Слайд 24-27
Перед тем, как прочитать рассказ, прочитаем слова, которые встретятся вам в этом рассказе: Дог, догу год, огромный, Владимир, вдруг, догадался
Чем интересны эти слова и выражения? Найдите секреты.
Чтение текста (Азбука с.44)
У Володи дог. Догу год, но он огромный. Вова дал догу на обед бобы. А дог – гав – и мимо! Бобы ему не милы.
Какое бы название вы дали этому рассказу. Почему бобы не милы?
Выполнение заданий из “Азбуки”
А теперь помогите гному Гере выбрать достойную кличку для своего друга, а для этого прочитайте на с.45 все клички.
Итак, дога зовут Лорд. А как зовут хозяина дога? (Вова, Володя, Владимир)
Сколько хозяев? А почему имен три?
Одного человека можно назвать по-разному.
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель этапа: организация самооценки деятельности обучающихся на уроке, фиксация соответствия поставленной цели и результатов деятельности, формирование личной ответственности за результаты деятельности
С какими звуками мы познакомились на уроке?
– Назовите буквы, которыми обозначаются эти звуки.
- Что ещё нового узнали?
Какие задания вам понравилось выполнять больше всего?
Вернемся к нашей волшебной линеечке.
Слайд 28
В начале урока мы оценивали свою готовность активно работать на уроке. Где вы поставили значок. А теперь оцените, как вы активно работали на уроке. У кого совпали значки?
Используемые источники
1. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Учебник по обучению грамоте и чтению. Азбука – Самара: Издательский Дом “Федоров” 2012
2. Иванова С.Н. Конспект урока по литературному чтению. Тема: “Согласные звуки [ г ], [г’ ] и буква их обозначающая Г, г”. http://lib2.podelise.ru/docs/16743/index-23603.html 3