Данное внеклассное мероприятие является ознакомительным и знакомит студентов с историей информатики и вычислительной техники. Приобретение студентами знаний способствует расширению кругозора, формированию интереса к изучению информатики и информационных технологий, чувства патриотизма, развитию речевой активности путем обогащения и усложнения словарного запаса, а также развитию памяти, логического мышления коммуникативных навыков и навыков самоконтроля. Материал может быть использован в качестве классного часа, а также учителями-предметниками, применяющими ИКТ на своих уроках.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Дисциплина: Классный час
Тема “История развития информатики и ЭВМ”
Цели:
Дидактические:
- ознакомление студентов с историей происхождения и развития информатики и ЭВМ.
Развивающие:
- развивать память и логическое мышление;
- развивать речевую активность путем обогащения и усложнения словарного запаса;
- развивать коммуникативные навыки и навыки самоконтроля.
Воспитательные:
- вызвать интерес к изучению информатики и информационных технологий;
- воспитать чувство патриотизма, любви к своему Отечеству;
- воспитать культуру мышления и речи
Межпредметные связи:
- Обеспечивающие “Математика”, “Информатика”.
- Обеспечиваемые “Информационные технологии в профессиональной деятельности”, “Естествознание”.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия: Презентация мероприятия (Презентация), фотографии в рекреации ИВЦ 2 этаж Сибайского политехнического колледжа (Рисунок1, Рисунок2), сайты дополнительных источников (Литература и интернет-ресурсы), видео материал из музеев информатики (Приложение 2).
Б. Учебные места. Аудитория № 217.
В. ТСО: Проектор, ПК, программа MSPowerPoint.
Г. Литература и Интернет-ресурсы:
Основная
- Информатика: уч.пособие. Могилев А.В и др., Академия, 2008.
- Информатика и информационные технологии. Угринович Н., М.Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Дополнительная:
- http://dic.academic.ru Словари и энциклопедии Академик.
- http://ru.wikipedia.org Свободная энциклопедия.
- http://informat444.narod.ru/museum/ Виртуальный музей информатики
- http://museum.comp-school.ru/ Музей истории информатики и вычислительной техники.
- http://www.computer-museum.ru/index.php Виртуальный компьютерный музей.
- http://wmuseum.ru/franciya/505-muzey-informatiki-v-parizhe.html Музей информатики в Париже.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
- взаимное приветствие;
- проверка внешнего вида и состояния рабочих мест; организация внимания;
- проверка отсутствующих.
Постановка задач мероприятия.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала <Приложение1>, <Презентация>
Актуальность вопроса истории информатики и ЭВМ
- Как называется первое счетное устройство?
- Когда появился первый компьютер?
- Каких программистов вы знаете?
При прослушивании материала быть внимательным, постараться запомнить имена, названия и период времени.
Объяснение новой темы.
Доклады студентов <Приложение1>, <Презентация>
- Понятие “информатика” (СЛАЙД 1, 2, 3)
- Награда в области информатики (СЛАЙД 4)
- День российской информатики (СЛАЙД 5)
- Абак (СЛАЙД 6)
- Логарифмические таблицы и линейки (СЛАЙД 7, 8)
- Антикитерский механизм (СЛАЙД 9)
- Чертежи Леонардо да Винчи суммирующей вычислительной машины (СЛАЙД 10)
- Машина Шиккарда (СЛАЙД 11)
- Блез Паскаль (СЛАЙД 12)
- Вильгельм Готфрид Лейбниц (СЛАЙД 13)
- Чарльз Беббидж (СЛАЙД 14)
- Ада Августа Лавлейс (СЛАЙД 15)
- Джордж Буль (СЛАЙД 16)
- Конрал Цузе (СЛАЙД 17)
- Релейная вычислительная машина Цузе (СЛАЙД 18)
- Релейно-механическая цифровая вычислительная машина МАРК-1 Говарда Айкена (СЛАЙД 19)
- Электронно-цифровой интегратор ЭНИАК (СЛАЙД 20)
- Машина на электронных лампах (СЛАЙД 21)
- “Компьютерные пионеры” Джон Ли (СЛАЙД 22)
- Настоящее время (СЛАЙД 23)
- Музеи информатики и вычислительной техники России (сайты №3, 4, 5)
- Просмотр видео (Приложение 2)
- “Музей истории вычислительной техники в Московской школе”
- “Музей информатики в Париже” (http://www.youtube.com/watch?v=D6wPWyreyuI&list=PL74CF5E1ED6495283)
Закрепление материала в виде беседы
Наука Информатика довольно молодая, но основы ее заложены аж в началеXVII веке.
- Что из услышанного и увиденного для вас оказалось знакомым? (счеты, логарифметическая линейка, перфокарты, размеры компьютеров, модем)
- Как называется первое счетное устройство? (абак)
- Какие вычислительные машины вы запомнили? (Беббиджа, Паскаля)
- Каких программистов вы знаете? (Ада Лавлейс)
- Когда справляется День информатики? (4 декабря)
Хотелось бы остановиться на системе счисления, используемая в ЭВМ. Какая эта система? (Двоичная)
Какие цифры входят в эту двоичную систему? (0,1)
Домашнее задание и подведение итогов.
Подготовить материал для реферата на индивидуальную тему и принести в электронном виде.
Подведение итогов занятия.
Сообщение оценок. Анализ деятельности студентов на занятии.