Внеклассное мероприятие по физике "Мне звезда упала на ладошку"

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели мероприятия:

  • Создать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся.
  • Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, самостоятельно и оперативно применять знания, а также уметь работать в группе.
  • Формирование коммуникационного общения.
  • Способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
  • Показать взаимосвязь научных открытий с поэзией и жизнью, для формирования целостного восприятия мира.

Методические рекомендации:

  • Данное внеклассное мероприятие проводится для 7-11 классов, ко Дню космонавтики. За месяц до проведения мероприятия учащиеся, делятся на творческие группы:
  • 1группа-лирики (подбирают стихи на тему “космоса”);
  • 2группа-художники(организовывают конкурс и выставку рисунков на тему “Здравствуйте, звезды!”);
  • 3 группа - фотохудожники (организовывают конкурс и проводят выставку фотоколлажей на тему “Я и мой друг инопланетянин”, “Будущие покорители космоса”.);
  • Мероприятие построено на основе презентации – результат творческой работы 3-х групп учащихся. Каждая из групп учащихся представляет свою часть подготовленной презентации: раскрывает тему, объясняет связь с физикой.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

  • Выставка рисунков “Здравствуйте, звезды!”
  • Выставка фотоколлажей “Я и мой друг инопланетянин”.
  • Выставка фотоколлажей “Будущие покорители космоса”.
  • Презентация “Мне звезда упала на ладошку”.

Ход мероприятия

Учитель: Звезды и звездное небо во все времена притягивали к себе взоры людей, влекли и манили к себе своим холодным светом. И человеку, живущему на Земле, всегда хотелось узнать, а что там... Сегодня наше внеклассное мероприятие посвящено строению Вселенной, Солнечной системы. Поговорим об этом с точки зрения двух предметов - физики и литературы.

Между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь. Л. Ландау писал: “Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм... Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик”. Об этом же говорил и А. Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать “Элемент поэзии”. С другой стороны, научное знание в существенной степени обогащает поэтическое восприятие природы. Знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и мощный стимул к дальнейшему исследованию.

Ведущий №1: Презентация, слайд№2

Мне звезда упала на ладошку.
Я ее спросил - Откуда ты?
- Дайте мне передохнуть немножко, я с такой летела высоты.
А потом добавила, сверкая, словно колокольчик прозвенел:
- Не смотрите, что невелика я...
Я умею делать много дел.
Вам необходимо только вспомнить, что для Вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить, я все время занимаюсь этим.
Знаю я, что мне необходимо, мне не нужно долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым, я хочу, чтоб не болела мать,
чтоб на нашей горестной планете только звезды падали с небес,
были все доверчивы, как дети, и любили дождь, цветы и лес.

Ведущий №2:, слайд№3

Здравствуйте, звезды-цветы мироздания,скатерти августа яркий покрой...

Жизнь преподносит и боль, и страдания, вы всем приносите звездный покой.

Звезды – колдуньи, звезды-волшебницы, душ исповедницы, в сердце хранимые,

Вы на арене Вселенной наездницы, звездочки ясные, с детства любимые.

Просмотр видеоролика “Сошедшие с тысячи звезд. Стихотворение,space.3Dкосмос,flv”.

Учитель: слайд№4-8

Наш общий дом-планета Земля. Наш адрес во вселенной: “Метагалактика. Галактика. Солнечная система. Планета Земля”. С незапамятных времен человек осознавал неразрывную связь Земли и неба.

Я стою на пороге Вселенной
Вихри космоса веют в лицо,
Все, что вечно, и все, что мгновенно,
Припорошено звездной пыльцой.
К звездам я прикасаюсь мечтами,
И, зеркальностью мира пленен,
Я могу неотступно, годами,
Ждать привета из бездны времен.

Астрономия - наука о Вселенной. Происходит от двух греческих слов: астрон-звезда и номос-закон.

Изучает происхождение, природу, эволюцию и движение небесных тел.

Николай Коперник 1473-1543г. Поставил Солнце в центре Солнечной системы и заставил Землю обращаться вокруг него.

Джордано Бруно 1564 – 1642г.Сожжен в Риме на площади Цветов за то, что утверждал, что Солнце – рядовая звезда. Вселенная бесконечна и безгранична. Существует множество обитаемых миров, кроме Земли.

Галилео Галилей 1548 – 1600г.С помощью своего телескопа открыл 4 спутника у Юпитера, кольца у Сатурна, горы на Луне и т.д. Его изречение: “А, все-таки, она вертится!”, - известно любому школьнику.

Учитель: слайд №9, подведение итогов конкурса рисунков “Здравстуйте, звезды!”

Учитель: Литература в своих произведениях показывает тот титанический труд и тот героический подвиг, которые, совершил человек, вначале только мечтая, а впоследствии и штурмуя космическое пространство. После запуска первого спутника особого расцвета в литературе достигла космическая тема. Тогда появилось много стихотворений, в которых поэты пытались осмыслить это величайшее достижение науки и техники. Свое восхищение новыми научными и техническими достижениями поэты соединяли с глубокими раздумьями о Вселенной. Трудно найти поэта, который бы не откликнулся на первые шаги по просторам Вселенной, на преодоление земного притяжения, на первые победы человеческого разума в космосе. Много создается стихов. Пишут признанные поэты. Сочиняют и начинающие молодые люди.

Давайте предоставим слово лирикам, которые в стихах нам напомнят строение Солнечной системы.

Ведущий №1: слайд №10

Что такое солнце.
Солнце - монетка, - скупой, проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце- звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.

Ведущий №2:слайд №11

Солнечная система.
 Встречает первым солнечные бури
 Неуловимый, маленький Меркурий.
 Второй, за ним, летит Венера
 С тяжёлой, плотной атмосферой.
 А третьей, кружит карусель,
 Земная наша колыбель.
 Четвёртый – Марс, планета ржавая,
 Красно – оранжевая самая.
 А дальше мчат, пчелиным роем,
 Своей орбитой астероиды.
 Пятый- Юпитер, очень уж большой
 На звёздном небе виден хорошо.
 Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
 Очаровашка, под лучами солнца.
 Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
 Ведь труден путь его далекий.
 Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант
 В красивой голубой рубашке франт.
 Плутон, Харон, девятые в системе,
 Во тьме дуэтом коротают время

Ведущий №3: слайд №12

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу, одной стороной,
С другой - страшный холод и мертвый покой.
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы - вот наказанье!
Поверхность избили метеориты,
И жизни там нет - все были убиты!

Ведущий №4: слайд №13

Венера прекрасна! За тонкой вуалью
Богиню любви различите едва ли!
Закрыта она пеленой облаков.
А что же под ними? Климат каков?
Климат имеет огромный дефект.
Причиной тому парниковый эффект.

Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно! Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна! Но, может, пока?

Ведущий №3: слайд №14

Планета Земля - родимый наш дом.
Но форму Земли до конца мы не знаем.
А форма Земли без рек и морей
Зовется геоид! Учи и умней!
А что там внутри? Принимаем на веру.
Не видно ядро. Летим в атмосферу!
Мы ей благодарны, что можем дышать
И много проблем с нею можем решать.
Земля несравненная! Чудо природы!
Ее населяют зверье и народы.

Ведущий №4: слайд №15

Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Имя имеет в честь бога войны,
И охранять его вроде должны
Фобос и Деймос (как ужас и страх).
В здешних “морях” нет ни капли воды.
Может, помогут полярные льды?
Шапки полярные есть изо льда,
Только из них не струится вода.
Климат на Марсе засушлив, суров.
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка.
Жизни на нем не нашли мы пока.

Ведущий №5: слайд №16

Юпитер - царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит -
Уж нрав его таков!
Двенадцать на Земле,
А здесь лишь год пройдет!
Уж очень он тяжел
И медленно плывет.
А если б мы с тобой
Вдруг оказались там,
То весил бы ты там
Полсотни килограмм!

Ведущий №6: слайд №17

Там в ожерелье жемчужных колец
Тускло мерцает Сатурн молодец.
Назван он так в честь бога судьбы,
Только не слышит людской он мольбы.
Нет атмосферы и вечно зима.
Жизни там нет. Ведь кромешная тьма!

Колечко Сатурна - загадка природы -
Серебряный свет восхищает народы.
А это кусочки, покрытые льдом,
И всевозможных размеров при том.
А ширина у кольца - боже мой!
Может катиться наш шарик Земной!

Ведущий №5: слайд №18

Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь...
Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун,
На Плутоне колотун!
Без атмосферы, по всему,
Жить невозможно никому!

Учитель: Огромный скачок в познании космоса, произошедший во второй половине XX века, объясняется в первую очередь глубоким внедрением во всю сферу наук о природе достижений одной из ведущих наук современности - физики. Каждая новая область физики и её достижения (атомная и ядерная физика, физика элементарных частиц и теория поля, физика плазмы) немедленно находят широкое применение в изучении космоса, поскольку физические законы, открытые на Земле, полностью сохраняют свою силу и в глубинах космоса.

Человек мечтает во Вселенной, найти подобных себе по разуму, готовит полеты к другим планетам.

Просмотр видеоролика “Полет на Марс.wmv”.

Учитель: слайд №19, Подведение итогов конкурса фотоколлажей “Я и мой друг инопланетянин”.

слайд №20, Подведение конкурса фотоколлажей “Будущие покорители космоса”.

Ведущий №6: слайд №21

Звёзды.
Что такое звёзды? Если спросят вас -
Отвечайте смело: Раскалённый газ.
И ещё добавьте, Что притом всегда
Ядерный реактор - Каждая звезда!

Ведущий №7: слайд №22

Здравствуйте, звёзды!
Полночь. Глаза мои там, в небосводе.
Здравствуйте, звёзды! Вольготно ль живёте?
Пусть вы далёко, мы с вами, с вами!
Строим космические корабли;
с вашими адресами
их посылаем с Земли.

Подведение итогов, рефлексия.

Учитель: слайд№23

Наш общий дом-планета Земля. Наш адрес во вселенной: “Метагалактика. Галактика. Солнечная система. Планета Земля”.

Процесс проникновения человека в космос, несомненно, будет происходить в будущем во все нарастающем темпе. Человечество дерзает и идет вперед, опираясь на высокий уровень современной науки и техники. Человек хочет проникнуть в новые, ранее неведомые ему районы космического пространства.

Ребята! Давайте подведём итог нашему мероприятию. Сейчас вы подумаете несколько секунд, и каждый из вас скажет: “Сегодня я...” и добавит, чему научился, что узнал, что понял и т.д. (ответы учащихся)

Литература.

  1. И.Я.Ланина “Внеклассная работа по физике”.
  2. Львовский Марк “Физика и лирика”.
  3. Я.И. Перельман. “Занимательная физика”.