Урок истории по теме "Путешествие в Киевскую Русь". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся по теме “Древняя Русь в VIII – первой пол. XII вв.”.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Обобщить знания по теме “Древняя Русь в VIII – первой пол. XII вв.” посредством выполнения творческих заданий: создание кластера, создание дидактического материала для кабинета истории – альбома “История в лицах”, и альбома с ошибками “Исторические ошибки”, создание на интерактивной доске комплексной карты “Киевская Русь в IX-XIIвв”.
  • Проверить глубину усвоения знаний обучающимися по теме ““Древняя Русь в VIII – первой пол. XIIвв”.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности, анализа, сравнения и сопоставления известных фактов.

Развивающие:

  • развитие способностей обучающихся устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями; умения самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них исторических персонажей;
  • способствовать развитию речи; развитие логического мышления и образного восприятия;
  • прослеживать причинно-следственные связи, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
  • творчески подходить к выполнению заданий; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке;
  • развитие навыков работы с интерактивной доской SMART.

Воспитательные:

  • Воспитание у обучающихся интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа;
  • Развитие эмоциональной сферы обучающихся за счет использования средств наглядности и музыки на уроке.

Технические средства обучения:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска " SMART"
  • мультимедийная презентация “Путешествие в Киевскую Русь”
  • переносной мобильный класс

Урок сопровождается презентацией “Путешествие в Киевскую Русь”.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный. Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лариса Николаевна. И сегодня мы с вами проведём совместный урок. Надеюсь, что вы с улыбкой воспримете всё, что будет на нём происходить.

Выявление психологического настроя обучающихся:Учитель: Ребята, возьмите, пожалуйста, закладки и отметьте галочкой изображение, соответствующее вашему настроению на начало урока (Приложение 2).

Молодцы! Отложите закладки в сторону. Внимание на экран! (Слайды 2-11: Памятник Тысячелетие России).

Учитель: Этот памятник был воздвигнут в честь тысячелетия России в городе Новгород. В памятнике запечатлены основные вехи истории Российского государства. Здесь изображены князья, цари, императоры, выдающиеся полководцы, поэты и писатели, композиторы и многие другие славные Сыны России.

…Верхняя часть монумента в виде шара символизирует державу - эмблему царской власти. Коленопреклонённая женщина на шаре олицетворяет Россию. Её осеняет крестом Крылатый ангел - символ православной церкви. Другого такого монумента нет во всём мире. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии.

Учитель: Скажите, ребята,

  • В каком веке был воздвигнут этот памятник?
  • 2012 год в России был объявлен Годом Истории. А, кто знает, почему?
  • А как называлось наше государство в древности?

Учитель: Молодцы, ребята! Я уверена, что вы достаточно подробно знакомы с историей Древней Руси, поэтому я приглашаю вас совершить необычное путешествие – путешествие в Киевскую Русь - Слайд № 12.

Учитель: Цель данного путешествия - обобщение и закрепление полученных ранее вами знаний.

В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле, о древнерусской,
Быль записывал монах.
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
(Н.Кончаловская)

2. Формулирование темы урока, целей и задач:

Учитель:Слайд 13.Внимание на доску. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор в своем великом произведении “Повесть временных лет”, задаёт 3 главных вопроса, на которые вам предстоит ответить. Сформулируйте их.

Ответы обучающихся:

  • Откуда пошла русская земля?
  • Кто стал первым княжить в Киеве?
  • Как развивалась русская земля, или какие изменения происходили в государстве?

Учитель: Молодцы! Ребята, задания вы будете выполнять группами.Обращаю ваше внимание на конверты, лежащие у вас на столах. В каждом из них находится фрагмент пазла (Приложение 3), который вы получите за каждое правильно выполненное задание. Собрав пазлы, группа получит изображение, связанное с темой нашего путешествия.Итак, в путь!

Учитель: Сейчас мы с вами составим “Кластер” со словом “Киевская Русь”.Назовите ключевые слова, которые вы можете соотнести с понятием “Киевская Русь”? Пожалуйста, ваши слова! Составление кластера. (слайд №14 работа с интерактивной доской). А теперь, я предлагаю вам 4 слова, в которые необходимо вставить пропущенную букву и объяснить значение слова.

Учитель: Молодцы, ребята! Возьмите из конверта №1 все по фрагменту пазла. (За это задание все группы получают пазл).

3. Повторение и закрепление знаний – работа с мобильным классом

Учитель: Следующее Тестовое задание поможет вам при ответе на первый вопрос нашего путешествия. Запустите тестовик на ноутбуке, но выполняя задание, помните, что время ограничено музыкальным отрывком (работа с ноутбуком - тест в программе MyTestX):

1. Предками русского, украинского и белорусского народов были:

А) восточные славяне Б) западные славяне В) южные славяне

2. Какой князь считается родоначальником династии русских князей:

А) Аскольд Б) Кий В) Дир Г) Рюрик

3. Кто и кому отправил послание: “Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Приходите и княжите нами”?:

А) новгородцы – варяжскому князю Рюрику

Б) новгородцы – киевским князьям Аскольду и Диру

В) древляне – киевскому князю Игорю

4. Народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни племени, называлось:

А) вече Б) ареопаг В) ополчение

5. Что свидетельствовало о появлении Древнерусского государства у славян:

А) усиление рои народного собрания

Б) создание единой системы управления

В) появление религиозных верований

6. Образование Древнерусского государства относится к:

А) 862 г. Б) 882 г. В) 988 г.

7. Древнерусское государство называлось:

А) Киевская Русь Б) Московская Русь В) Золотая Орда

8. Кто считается первым князем Древнерусского государства:

А) Рюрик Б) Олег В) Игорь

9. Торговый путь “из варяг в греки” проходил:

А) из Белого моря в Каспийское

Б) из Балтийского моря в Чёрное

В) из Белого моря в Чёрное

10. Кто составлял основную массу населения Руси:

А) дружинники Б) ремесленники В) крестьяне - общинники

Учитель: на компьютере учителя появляются результаты теста. Спасибо. Молодцы! Хорошо, справились с заданием. Возьмите из конверта №2 по фрагменту пазла.

Учитель: Итак, какая из групп готова ответить на первый вопрос нашего путешествия “ Откуда пошла Русская земля?” или “Кто были наши предки и когда образовалось государство Киевская Русь?” - Слайд 15.

Учитель:Переходим к следующему заданию. Огромная роль в развитии государства принадлежала князьям. Давайте вспомним, какой след они оставили в жизни Древнерусского государства?!

Теперь вы работаете в парах. Ваша совместная задача создать альбом “ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ”. Каждая пара готовит одну страницу, соотнеся изображение с одной из предложенных характеристик. Наклейте выбранную характеристику к предложенному портрету, но помните, что время ограничено музыкальным отрывком. (слайд 16). – для выполнения задания возьмите конверт №3.

Учитель:Закончили работу. Поменяйтесь листами с соседями по группе. А теперь проверьте правильность выполнения работы с данными, которые вы увидите на экране - слайды №17-24.

1 стр. альбома РЮРИК. У кого эта страница? Прочитайте, что получилось. Посмотрите на слайд. Правильно? Хорошо! Помести данную страницу в альбом “История в лицах”.

2 стр. альбома ОЛЕГ. У кого она? Прочитайте, что получилось. Посмотрите на слайд. Правильно? Нет! Ошибка. Помести данную страницу в альбом “Историческая ошибка”. И т.д. (ребята выходят со своими листами и закрепляют их в тот или иной альбом – это используется вместо физкультминутки).

Учитель: Ребята, посмотрите, у нас получилось 2 альбома: “История в лицах” и “Исторические ошибки”. Им(и) в качестве дидактического материала могут пользоваться и другие учащиеся. Поднимите руку, у какой пары правильно выполнено задание (получают пазл).

Учитель: Итак, ответим на второй вопрос нашего путешествия – Кто стал первым княжить в Киеве? (Слайд 25) - Олег. Молодцы, справились с поставленной задачей.

Учитель: И последний вопрос, на который предстоит ответить в ходе путешествия – Как русская земля развивалась? Работа с контурной картой. Откройте конверт №4 и выполните предложенное задание, подготовьте одного докладчика для ответа у доски, но помните, что время ограничено музыкальным отрывком. Ребята работают с контурной картой.

Учитель: Время истекло, приглашаю по очереди к доске по одному представителю от группы. Кто готов? При выполнении задания прошу менять цвет пера. (задание выполняется на интерактивной доске – за правильный ответ получают пазл) - Слайд 26.

Учитель: Ребята, так как же развивалась русская земля? - (Слайд 27).

Учитель: Молодцы! Нам остаётся выполнить ещё одно задание, которое будет индивидуальным для каждого. Задание “Загадки Хроноса” (исторические задачи). Необходимо разделить цифровую цепочку на исторические даты и назвать событие, произошедшее в данном году.

1. 8628829079119881019 (Слайд 28)

(Слайд 29, на котором помещена информация правильного решения исторической задачи).

  • 862 год - призвание варягов
  • 882 год - образование Древнерусского государства “Киевская Русь”
  • 907, 911 года - походы князя Олега на Царьград
  • 988 год – крещение Руси
  • 1019 год – начало правления Ярослава Мудрого

2. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат:

(Создание “Повести временных лет” + Первый поход Олега на Царьград) - (Основание древнерусского государства - Приход варягов в славянские земли) + Крещение Руси = ? – Слайд 30.

(Слайд31, на котором помещена информация правильного решения исторической задачи).

(1113 + 907) – (882 - 862 ) + 988 = 2988

Подведение итогов. Выставление оценок:

Учитель: - Ребята, вы успешно справились с задачами, поставленными в начале путешествия. Мы с вами прошли долгий путь, где вы показали свои знания и умения. Его мы можем назвать “ПУТЬ УСПЕХА” (слайд 32). Успешен тот, кто достигает цели. А, на сколько, была успешна каждая группа, мы сейчас посмотрим. Соедините, пожалуйста, фрагменты пазла с помощью степлера в единую картину. Посмотрим, у кого, что получилось. Какие картины из истории Руси? (“Три богатыря”, “Князь Олег”, “Софийский собор в Киеве”, “Гусляры”).

Поднимите руки, у кого получилась целая картина. Молодцы! Вы сегодня по праву заработали оценку “5”.

У кого не хватает одного пазла? – оценка “4”, двух пазлов – оценка “3”.

Дом.задание. Учитель: Наше совместное путешествие по Древней Руси завершилось, но вы сможете продолжить его сами, выбрав маршрут-домашнее задание, размещённый в буклетах. Это дифференцированное задание, позволит вам продолжить путешествие самостоятельно и уже за страницами учебника. СЛАЙД 33 с дом.заданием.

Задание учащимся: А теперь, предлагаю Вам вновь обратиться к закладкам и отметить изображение, соответствующее вашему настроению в конце урока. Приятно, что наша совместная работа подняла вам настроение, пусть эти закладки останутся у вас в память о нашем знакомстве.

Учитель:

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом —
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
(Н. Кончаловская)

Большое спасибо всем за работу на уроке. Желаю вам успехов в изучении истории нашей страны. Всего доброго! До свидания! – Слайд 34

Литература.

  1. Учебник История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. - М.: Вако, 2009.
  3. Кончаловская Н. Наша древняя столица. – М.: Детская литература, 1998.
  4. Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс” к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной “История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Экзамен, 2008.

Интернет-ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki - памятник Тысячелетие России
  2. http://edu.of.r/attach/17/100535.ppt - использование шаблона презентации (Издательский дом Первое сентября. История. Разработка и дизайн Е.Супруненко, Н.Чернявской)
  3. http://pedsovet.su/ - использование картинок оформления на 1 слайде (презентация Зининой Светланы Александровны, учитель истории и обществознания муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №43 г. Волгограда)