Цель: развивать умение различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять заглавную букву в именах собственных.
Задачи.
1. Учить выделять из речи имена собственные, обозначающие имена, фамилии, отчества, и писать их с заглавной буквы.
2. Ввести термины “собственные” и “нарицательные” в языковую практику.
3. Расширять знания о существительном как о части речи.
4. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.
5. Способствовать обогащению словарного запаса.
6. Формировать познавательные интересы.
7. Совершенствовать общеучебные навыки, мыслительные операции (умение сравнивать, группировать, делать выводы)
8. Воспитывать чувство коллективизма, дружеские отношения к сверстникам.
Оборудование. Интерактивная доска, презентация (наглядный материал с новыми терминами, музыкальными файлами: песни Буратино, крокодила Гены и Чебурашки, письмо от Печкина), раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в парах, работа в программе перволого, учебник русского языка В. П. Канакина, В.Г.Горецкий “Русский язык”- 2 класс,
Ход урока
1. Организационный момент.
Ученики встают около своих парт и проверяют готовность к уроку.
Дети произносят хором.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь, пожалуйста, к гостям и поздоровайтесь с ними. Садитесь.
Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь друг другу.
Проверьте готовность к уроку. Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое.
2. Чистописание.
(на доске написаны 2 группы букв)
двчк
чнк
тврщ.
Соедините буквы в цепочки и запишите.
Разгадайте ребусы. Каких букв не хватает? (девочка, ученик, товарищ)
3. Словарная работа.
Что вы можете сказать о них?
Запишите отгаданные слова. Что они обозначают, называют? (общие названия людей)
4. Новая тема.
Давайте попробуем из группы предметов выделить отдельный предмет. Что для этого нужно сделать? (Дать ему специальное название). Какое?
Каждый из нас имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы выделить нас из массы людей.
Прочитайте тему урока и скажите, как называют существительные, называющие единичные, единственные, индивидуальные предметы. ( Собственные)
Что они называют? (имена, отчества, фамилии людей)
Ребята, запишите свои полные имена, ласковую форму имени. Прочитайте.
На какой вопрос отвечают эти слова? Что нужно помнить? (Имена пишут с заглавной буквы)
А как мы назовем группу существительных, которые называют однородные предметы как множество подобных, похожих? (нарицательные)
Как мы записываем нарицательные имена существительные?
Чему же мы сегодня будем учиться? (Различать и записывать имена собственные и нарицательные)
Работа с учебником. С 52 - прочитайте правило. Найдите ответ на вопрос. Что называют собственные имена существительные? Как пишутся? (ребята из 1 варианта рассказывают - 2 варианту.)
На с.53 прочитайте второе правило. Найдите ответ на вопрос. Что называют нарицательные имена существительные? Как пишутся? (учащиеся из 2 варианта рассказывают – 1 варианту)
5. Закрепление изученного материала.
А) Упражнение 90. Прочитайте. Какие слова лишние? Запись слов на доске в алфавитном порядке.
Б) К нам в класс пришло письмо. Отгадайте кто отправитель. (Печкин)
Пишет вам почтальон Печкин. Я на пенсии, да что- то скучно стало. Занимаюсь самообразованием. Помогите, пожалуйста, решить трудную задачу. Почему пишутся по- разному одни и те же слова? Заранее вам благодарен и желаю хороших отметок: винтик-Винтик, зайцев-Зайцев. (Слайд.2.)
- Как вы думаете, почему? (обсуждение) Слова произносятся одинаково, но имеют разное значение.
- винтик — деталь крепежа;
- Винтик — имя литературного героя.
Давайте составим с первой парой предложения.
1) Из большой коробки папа вытащил винтик. 2) Винтик зовёт малышей на день рождения.
Слова перепутались. Письмо с комментированием. Как же мы написали имена собственные? Найдите. А как записывают имена нарицательные? (Слайд 3.4,5,6.)
В) К каждому слову из левого столбика подберите фамилию, имя, отчество
космонавт Фёдор Иванович Тютчев поэт Михаил Васильевич Ломоносов писатель Николай Николаевич Носов композитор Пётр Ильич Чайковский учёный Юрий Алексеевич Гагарин
Как мы назовём слова 1 столбика. (Нарицательные) Почему? (называют предмет из множества подобных) Как называются слова 2 столбика? Почему? ( Слайд 7.)
Г) Запишите фамилию, имя, отчество одного известного человека. Припишите к именам отчества.
- Александр (Сергей)
- Корней (Ваня)
- Агния (Лев)
Что объединяет этих людей? Какая деятельность? Они поэты. Какие у них произведения по жанру? Стихи. Что характерно для этого жанра? Рифма. Что такое рифма? Это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 8,9.)
Д) Задание в группах.
Вставьте на месте пауз имена девочек, спрятавшиеся в именах мальчиков, и запишите их на листок.
На скамейке мальчик Толя.
В шашки с ним играет....
На футбол спешит Валера,
А за ним плетётся ...
Познакомьтесь: это Ваня.
С ним под ручку ходит....
Всех смелей, конечно, Вася.
Дружит с ним сластёна ....
Какое название вы дадите стихотворению? Друзья. Какие правила дружбы вы знаете? Кого можно назвать хорошим другом?
- Продолжите предложения.
- Мой лучший друг —...... .
- Мой товарищ по парте -....... . (Слайд 10.)
6. Физминутка.
Как зовут наших литературных друзей? Прослушайте музыкальные отрывки. Продирижируйте. Если догадаетесь, присядьте на корточки.
- Песенка Буратино
- Песенка крокодила Гены
- Песня Чебурашки
К какой группе отнесём их имена. Как запишем? (Слайд11,12,13,14).
7. Письмо по памяти.
Скороговорка.
На дворе четыре шашки
На траве играют в сашки.
Проверьте. Вы согласны?
На дворе четыре Сашки
На траве играют в шашки.
Прочитайте быстро. Орфограммы? Заучиваем. Записываем. (Слайд 15,16.)
8. Проверка домашнего задания.
Происхождение фамилии. Презентации учащихся. Выступления.
9. Работа в Перволого на маках.
Задание в парах. На какие 2 группы можно разделить имена существительные? Исправь ошибки в словах.
(Собственные и нарицательные)
девочка мальчик катя дима художник васнецов поэт михалков
Исправь ошибки.
НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
ДЕВОЧКА РОЗА ВЫРАСТИЛА РОЗЫ.
ЖЕНЯ СКВОРЦОВ ДЕЛАЛ ДОМИК ДЛЯ СКВОРЦОВ
Взаимопроверка.
10. Итог урока.
Послушайте стихотворение Е.Измайлова про большую букву.
Проверим, кто из вас самый внимательный.
Прописная буква (Весе'лые стихи)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоe', имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак.
- Какие же важные дела у большой буквы?
Чему учились? Что было лёгким? А трудным? Оценивание.
Оцени свою работу на уроке в программе Перволого. Нарисуй в прямоугольнике рисунок:
- если было легко и интересно – выложи с помощью черепашки улыбку
- если было немного трудно, но интересно – нарисуй подмигивающую мордочку
- если было трудно и непонятно – нарисуй грустное лицо
Урок окончен. Большое спасибо всем за работу. Давайте улыбнемся друг другу и вновь подарим хорошее настроение.
11. Д.з. упр.9