Программные задачи:
- Продолжать учить узнавать птиц по их окраске, величине, строению.
- Закреплять умения классифицировать объекты по их основным признакам.
- Совершенствовать умение выделять и словесно обозначать величину, устанавливая взаимосвязь между предметами.
- Упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, компьютер, презентация “Зимующие птицы”, дидактическое пособие “Найди картинку”, конверты с заданиями, геометрические фигуры, магнитная доска, иллюстрации с зимующими птицами, разрезные картинки с изображением зимующих птиц, кормушки разноцветные, восковые мелки, контурное изображение птиц.
Предварительная работа в группе: наблюдение за зимующими птицами на прогулке, изготовление кормушек, подкормка птиц, беседа "Зимующие птицы нашего края", слушание аудиозаписи "Голоса птиц в лесу", просмотр презентации о зимующих птицах.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Педагог: Ребята, сегодня в гости к нам пришел Незнайка. Он вчера гулял по лесу и видел, странные следы, похожие на стрелочки. Он их зарисовал и принес нам, чтобы мы посмотрели на эту диковинку. Как вы думаете, чьи это следы?
Дети: Это следы птиц.
Незнайка: Какие же птицы зимой, ведь все они давно улетели в теплые края.
Педагог: Незнайка, какой ты не внимательный. Ребята, давайте отправимся вместе с ним в зимний парк и посмотрим, прав он или нет. А для этого нам нужно выполнить зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика:
Снег-снежок
Снег-снежок, снег-снежок (Частое моргание глазами)
По дорожке стелется. (Движения глазами влево – вправо)
Снег-снежок, снег-снежок, (Частое моргание глазами)
Белая метелица. (Круговые движения глазами)
Снег-снежок, снег-снежок, (Частое моргание глазами)
Замело дорожки. (Посмотреть вдаль)
Снег-снежок, снег-снежок, (Частое моргание глазами)
Тает на ладошке. (Посмотреть на ладошку)
II. Основная часть
Презентация
Педагог: Ну, вот и пришли. Посмотрите на деревья, как красиво лежит снег на ветках, как он блестит на солнце. (Педагог обращает внимание детей на красоту заснеженного парка).
Педагог: Ребята, сейчас мы подойдем поближе, и попробуем рассмотреть, какие птицы живут в зимнем лесу.
Дети: (Называют птиц, отгадывают загадки.)
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)Ты откуда, ты откуда,
Прилетел к нам, красногрудый,
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя...? (Снегирь)Верещунья – белобока,
А зовут ее... (Сорока)Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это? ... (Воробей)Жёлтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут её ... (Синичка)Чёрная, как вар,
Кричит: “Кар-р-р!” (Ворона)Белый бок, серый бок,
Воркует нежно ... (Голубок)Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — ... (Свиристели)
Педагог: Как мы назовем, одним словом этих птиц? (Зимующие)
Педагог: Почему? (Потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас, в Сибири.)
Педагог: Ребята, посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц?
Дети: Туловище, крылья, клюв перья, лапы, хвостик.
Задание № 1 “Выложи птицу”
(Выкладывают силуэт птицы на магнитной доске)
Педагог: Молодцы. А чем они отличаются?
Дети: Размером, окраской оперенья, формой клюва.
Задание №2 “Сложи целое”
Дети собирают разрезные картинки, на которых изображены птицы. (6 зимующих птиц)
Педагог: Дети, назовите тех птиц, которые у вас получились. (Дети рассматривают цветные изображения птиц через лупу)
Задание №3 “Зашумленные картинки”
(Перед детьми картинка с пересечением контурных изображений птиц)
Педагог: Какие птицы спрятались на картинке?
Дети: Зимующие. (Обводят по контуру, следят глазками)
Педагог: Молодцы, ребята.
Дети называют зимующих птиц.
Зрительная гимнастика “Снежинка”
Педагог: Снежинка нас приглашает погулять.
Задание № 4 “Найди картинку”.
Педагог: Подуем и посмотрим, кто спрятался в снегу? Да ведь это же птицы. Вы догадались, что это за птицы? (Зимующие птицы)
Задание № 5 “Согрей птицу”
Незнайка: А почему они не улетают, наверное, замерзли? Давайте мы их отогреем. Чем же их мы сможем отогреть?
Педагог: Правильно, теплом своих рук.
Пальчиковая гимнастика
(Дети катают шарик по контуру птицы)
Педагог: Ребята, а как вы думаете, чем питаются птицы зимой?
Дети: Ягодами, семенами, а когда их становится мало, то птиц подкармливают люди.
Педагог: А чем люди кормят птиц?
Дети: Семечками, крупой, крошками, салом.
Педагог: Молодцы, ребята. Давайте и мы с вами покормим птиц, у меня в коробочке есть семена. Но они, к сожалению, все перепутались. Вы мне поможете их перебрать.
Дети: Да поможем.
Задание №6 “Золушка”
Педагог: У нас есть 4 кормушки разного цвета. Сейчас мы переберем семена подсолнуха, семена дыни, семена арбуза и ягодки рябины. И разложим их по кормушкам.
Задание №7 “Выполни по инструкции”
(Дети раскладывают птиц по величине от самой маленькой до самой большой.)
Педагог: Птицы никак не могут решить, кто первый попробует вкусное угощение в кормушке. Давайте первой отправим самую маленькую птичку, потому что маленьким всегда надо помогать.
Зрительная гимнастика: “Кто к кормушке прилетел?”
III. Заключительная часть
Задание №8 “Рисование зимующих птиц”, восковыми мелками по объемной картинке.
Дети дарят свои рисунки Незнайке, называют зимующих птиц.
Незнайка: Спасибо, ребята, я теперь знаю всех зимующих птиц.
Педагог: Молодцы, ребята, мы сегодня с вами помогли Незнайке узнать много интересного и нового о зимующих птицах. Мне понравилось, как вы сегодня занимались. До свидания!