Урок литературного чтения по теме "Торжество чувств и красота природы в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цель: показать красоту произведения, музыкальность, образность и яркость языка;

Задачи:

  • обучение навыкам работы с текстом;
  • ознакомление с литературными терминами, определяющими изобразительно–выразительные средства;
  • привитие чувства прекрасного через эмоциональное восприятие текста;
  • развитие навыков исследовательской работы в группе, развитие речи, творческих способностей.

Оборудование: презентация к уроку, “костюмы” для инсценировки, задания группам, корзина с шишками, листочки и ручки для записи вопросов.

Ход урока

1. Организация класса. Прием психологического настраивания на работу “Зеркало”.

- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок чтения. А чтобы урок прошел успешно, и волнение не помешало нам работать, я предлагаю вам выполнить такое упражнение: поставьте перед собой ладошки, представьте, что это зеркало. Улыбнитесь себе, похвалите себя, полюбуйтесь собой. Все хорошо, у нас все получится. А теперь подарите свои улыбки друг другу.

1 мин
2. Определение темы и целей урока

- Просмотрите, что я вам принесла (корзина с еловыми шишками). Вы уже догадались, почему я принесла вам корзину? Назовите тему урока.

- Прочитайте тему урока на слайде. Вы ее определили верно?

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что каждый из вас должен сегодня унести с урока в своей душе? А что для этого может нам понадобиться?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Паустовского, будем работать над рассказом “Корзина с еловыми шишками”.

- Мы повторим, что называют изобразительно – выразительными средствами и узнаем, какие из них писатель использовал в рассказе, чтобы пробудить наши чувства и эмоции.

- Еще на уроке мы будем слушать музыку Грига, она поможет вам понять то, для чего писатель обратился к творчеству композитора.

3 мин

слайд “Тема урока”

3. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, что объединяет русского писателя Паустовского и норвежского композитора Грига?

3 мин

слайд “Проблемный вопрос”

4. Актуализация знаний

- Чтобы нам легче было справиться с работой, давайте повторим, что мы уже знаем из произведения. Вы видите корзину, а в ней шишки, но это шишки не простые, в них спрятаны вопросы, на которые вы постараетесь ответить.

Вопросы:

- Кто главные герои рассказа?

- Сколько лет было Дагни, когда она встретила в лесу композитора?

- Что обещал Эдвард Григ маленькой Дагни?

- Когда впервые услышала Дагни симфоническую музыку?

- Что делала в лесу Дагни? (Учитель показывает корзину с шишками)

- Какие изобразительно – выразительные средства вы знаете?

2 мин

Слайд “Корзина”

5. Словарная работа

Повторяются и уточняются знания литературных терминов

2 мин

Слайд“изобразительно-выразительные средства”

6. Групповая работа

Давайте окунемся в прекрасный мир творчества писателя. Я предлагаю вам прочитать свой отрывок, попытаться найти изобразительно-выразительные средства, помогающие ярко и полно представить описываемый сюжет, подумать, почему именно эти средства писатель использовал в данном отрывке. Кроме того, каждая группа должна придумать один вопрос по содержанию рассказа для других групп. Но помните, задающий вопрос должен знать ответ на него.

1 гр. 2гр. 3 гр. Индивид.
Осенний лес Зимний город Дом Грига Музыка Грига
воздух туман старый диван мысли
прибой пароходы рояль Дагни
мох снег песни рояля жизнь
эхо      
листья      

4 гр. – творческое задание.

Найти и прочитать отрывок о том, кто и как слушал музыку, разыграть его в ролях, как артисты в театре(можно использовать приготовленные костюмы).

5 мин

Слайд “Задания для групп”

7. Проверка

1-2 гр.

- Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор и почему?

- Для чего Паустовский так поэтично описывает нам природу Норвегии? (Композитор черпал вдохновение в том, что его окружало)

- Можем ли мы сказать, что композитор любит природу? А писатель?

3 гр.

- Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор и почему?

- Каким мы представили жилище композитора?

- Почему в его доме не было красивых дорогих вещей, ведь он не был бедным человеком? (Чтобы вещи не отвлекали его от творчества.)

5 мин

Слайд тот же

8 Физминутка (“Танец Анитры”) 1 мин

Слайд “Физминутка”

Индивидуальное задание.

- О чем мечтал Григ, когда писал музыку для Дагни?

- Что самое главное он хотел ей сказать? (Мечтал о том, что Дагни скажет ему спасибо, хотел научить ее любить жизнь и красоту)

Вопросы, которые дети приготовили в группах.

Вывод:

- Что вы можете сказать о композиторе, как о человеке?

- А о писателе Паустовском?

- А теперь давайте представим, что мы зрители в театре. Сейчас ребята покажут нам спектакль, исполнив роли слушателей музыки Грига. А мы вспомним правила поведения в театре, поможем нашим артистам хорошо сыграть свои роли.

Ребята, прочитайте нам отрывок, который вы будете представлять на сцене.

“Театр миниатюр”

- Вам понравилось, как ребята сыграли свои роли? Точно они передали нам своей игрой содержание текста?

- Почему вам было легко сыграть свои роли?

- Можно ли сказать, что композитор – художник? Почему? Чем композитор пишет свои “картины”? (Звуками музыки)

- Можно ли писателя назвать художником? Почему? Чем он пишет свои “картины”? (Словами)

10 мин

Слайд “Зима”

Костюмы синичек, снежинок, матросов, прачки, Золушки, сверчка.

9. Работа над 4 частью. Читает учитель. Эмоциональное восприятие. Если учитель внимательно прочитает данный отрывок и прослушает “Песню Сольвейг”, он, несомненно, обратит внимание на то, что мелодия Грига идеально подходит к тексту.

- Прошло много времени. Дагни исполнилось 18 лет. Однажды летом родственники Дагни пригласили ее на симфонический концерт.

- Ребята, мы сейчас будем слушать пьесу Грига “Песня Сольвейг” из оперы – сказки “Пер Гюнт”, я вам прочитаю отрывок из 4 части. Ваша задача слушать и постараться услышать и почувствовать то же, что услышала и почувствовала Дагни. А, кроме того, подумайте, похожа ли по характеру и настроению музыка Грига и рассказ Паустовского?

- Представьте себе - белая теплая июньская ночь. Вы в парке под открытым небом, ощущаете дуновение ветерка, слышите шелест листьев, чувствуете запахи летних трав... Рядом с вами тихо, вполголоса говорят другие зрители в ожидании начала концерта.

Чтение в музыкальном сопровождении.

- Какие чувства вы испытывали, слушая эти произведения? Почему эмоции были такими сильными? (Их усилило соединение двух видов искусств – литературы и музыки)

- Почему Дагни плакала?

- Поняла Дагни, что хотел передать ей через музыку композитор?

- Сбылась ли мечта композитора?

- Похожа ли по характеру и настроению музыка и отрывок из рассказа? Почему, как вы думаете?

- Что объединяет композитора и писателя? (Любовь к природе, к родине, к людям, посвящали свое творчество людям)

- Как вы думаете, для чего Паустовский написал этот рассказ?

8 мин

Слайд “Песня Сольвейг”

10. Итог урока

- Вам понравился рассказ Паустовского? Чем? Что использовал писатель, чтобы показать вам красоту природы, музыки, чувств людей? (Изобразительно-выразительные средства)

- Какие изобразительно-выразительные средства нам помогли увидеть все то, что вы назвали?

- Какие способы работы вы использовали, чтобы найти изобразительно-выразительные средства?

- Знания по каким предметам вам понадобились на уроке?

- Какой жизненный урок вы можете вынести из сегодняшнего занятия?

- Что нового вы узнали, открыли для себя?

- Что на уроке вам понравилось? Где вы испытывали затруднения?

3 мин

Слайд “Вопрос”

Заключительное слово учителя Слайд “Спасибо...”