Цель: показать красоту произведения, музыкальность, образность и яркость языка;
Задачи:
- обучение навыкам работы с текстом;
- ознакомление с литературными терминами, определяющими изобразительно–выразительные средства;
- привитие чувства прекрасного через эмоциональное восприятие текста;
- развитие навыков исследовательской работы в группе, развитие речи, творческих способностей.
Оборудование: презентация к уроку, “костюмы” для инсценировки, задания группам, корзина с шишками, листочки и ручки для записи вопросов.
Ход урока
1. Организация класса. Прием
психологического настраивания на работу
“Зеркало”. - Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок чтения. А чтобы урок прошел успешно, и волнение не помешало нам работать, я предлагаю вам выполнить такое упражнение: поставьте перед собой ладошки, представьте, что это зеркало. Улыбнитесь себе, похвалите себя, полюбуйтесь собой. Все хорошо, у нас все получится. А теперь подарите свои улыбки друг другу. |
1 мин | ||||||||||||||||||||||||||||
2. Определение темы и целей урока - Просмотрите, что я вам принесла (корзина с еловыми шишками). Вы уже догадались, почему я принесла вам корзину? Назовите тему урока. - Прочитайте тему урока на слайде. Вы ее определили верно? - Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что каждый из вас должен сегодня унести с урока в своей душе? А что для этого может нам понадобиться? - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Паустовского, будем работать над рассказом “Корзина с еловыми шишками”. - Мы повторим, что называют изобразительно – выразительными средствами и узнаем, какие из них писатель использовал в рассказе, чтобы пробудить наши чувства и эмоции. - Еще на уроке мы будем слушать музыку Грига, она поможет вам понять то, для чего писатель обратился к творчеству композитора. |
3 мин слайд “Тема урока” |
||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка проблемы. - Как вы думаете, что объединяет русского писателя Паустовского и норвежского композитора Грига? |
3 мин слайд “Проблемный вопрос” |
||||||||||||||||||||||||||||
4. Актуализация знаний - Чтобы нам легче было справиться с работой, давайте повторим, что мы уже знаем из произведения. Вы видите корзину, а в ней шишки, но это шишки не простые, в них спрятаны вопросы, на которые вы постараетесь ответить. Вопросы: - Кто главные герои рассказа? - Сколько лет было Дагни, когда она встретила в лесу композитора? - Что обещал Эдвард Григ маленькой Дагни? - Когда впервые услышала Дагни симфоническую музыку? - Что делала в лесу Дагни? (Учитель показывает корзину с шишками) - Какие изобразительно – выразительные средства вы знаете? |
2 мин Слайд “Корзина” |
||||||||||||||||||||||||||||
5. Словарная работа Повторяются и уточняются знания литературных терминов |
2 мин Слайд“изобразительно-выразительные средства” |
||||||||||||||||||||||||||||
6. Групповая работа Давайте окунемся в прекрасный мир творчества писателя. Я предлагаю вам прочитать свой отрывок, попытаться найти изобразительно-выразительные средства, помогающие ярко и полно представить описываемый сюжет, подумать, почему именно эти средства писатель использовал в данном отрывке. Кроме того, каждая группа должна придумать один вопрос по содержанию рассказа для других групп. Но помните, задающий вопрос должен знать ответ на него.
4 гр. – творческое задание. Найти и прочитать отрывок о том, кто и как слушал музыку, разыграть его в ролях, как артисты в театре(можно использовать приготовленные костюмы). |
5 мин Слайд “Задания для групп” |
||||||||||||||||||||||||||||
7. Проверка 1-2 гр. - Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор и почему? - Для чего Паустовский так поэтично описывает нам природу Норвегии? (Композитор черпал вдохновение в том, что его окружало) - Можем ли мы сказать, что композитор любит природу? А писатель? 3 гр. - Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор и почему? - Каким мы представили жилище композитора? - Почему в его доме не было красивых дорогих вещей, ведь он не был бедным человеком? (Чтобы вещи не отвлекали его от творчества.) |
5 мин Слайд тот же |
||||||||||||||||||||||||||||
8 Физминутка (“Танец Анитры”) | 1 мин Слайд “Физминутка” |
||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальное задание. - О чем мечтал Григ, когда писал музыку для Дагни? - Что самое главное он хотел ей сказать? (Мечтал о том, что Дагни скажет ему спасибо, хотел научить ее любить жизнь и красоту) Вопросы, которые дети приготовили в группах. Вывод: - Что вы можете сказать о композиторе, как о человеке? - А о писателе Паустовском? - А теперь давайте представим, что мы зрители в театре. Сейчас ребята покажут нам спектакль, исполнив роли слушателей музыки Грига. А мы вспомним правила поведения в театре, поможем нашим артистам хорошо сыграть свои роли. Ребята, прочитайте нам отрывок, который вы будете представлять на сцене. “Театр миниатюр” - Вам понравилось, как ребята сыграли свои роли? Точно они передали нам своей игрой содержание текста? - Почему вам было легко сыграть свои роли? - Можно ли сказать, что композитор – художник? Почему? Чем композитор пишет свои “картины”? (Звуками музыки) - Можно ли писателя назвать художником? Почему? Чем он пишет свои “картины”? (Словами) |
10 мин Слайд “Зима” Костюмы синичек, снежинок, матросов, прачки, Золушки, сверчка. |
||||||||||||||||||||||||||||
9. Работа над 4 частью. Читает учитель.
Эмоциональное восприятие. Если учитель
внимательно прочитает данный отрывок и
прослушает “Песню Сольвейг”, он, несомненно,
обратит внимание на то, что мелодия Грига
идеально подходит к тексту. - Прошло много времени. Дагни исполнилось 18 лет. Однажды летом родственники Дагни пригласили ее на симфонический концерт. - Ребята, мы сейчас будем слушать пьесу Грига “Песня Сольвейг” из оперы – сказки “Пер Гюнт”, я вам прочитаю отрывок из 4 части. Ваша задача слушать и постараться услышать и почувствовать то же, что услышала и почувствовала Дагни. А, кроме того, подумайте, похожа ли по характеру и настроению музыка Грига и рассказ Паустовского? - Представьте себе - белая теплая июньская ночь. Вы в парке под открытым небом, ощущаете дуновение ветерка, слышите шелест листьев, чувствуете запахи летних трав... Рядом с вами тихо, вполголоса говорят другие зрители в ожидании начала концерта. Чтение в музыкальном сопровождении. - Какие чувства вы испытывали, слушая эти произведения? Почему эмоции были такими сильными? (Их усилило соединение двух видов искусств – литературы и музыки) - Почему Дагни плакала? - Поняла Дагни, что хотел передать ей через музыку композитор? - Сбылась ли мечта композитора? - Похожа ли по характеру и настроению музыка и отрывок из рассказа? Почему, как вы думаете? - Что объединяет композитора и писателя? (Любовь к природе, к родине, к людям, посвящали свое творчество людям) - Как вы думаете, для чего Паустовский написал этот рассказ? |
8 мин Слайд “Песня Сольвейг” |
||||||||||||||||||||||||||||
10. Итог урока - Вам понравился рассказ Паустовского? Чем? Что использовал писатель, чтобы показать вам красоту природы, музыки, чувств людей? (Изобразительно-выразительные средства) - Какие изобразительно-выразительные средства нам помогли увидеть все то, что вы назвали? - Какие способы работы вы использовали, чтобы найти изобразительно-выразительные средства? - Знания по каким предметам вам понадобились на уроке? - Какой жизненный урок вы можете вынести из сегодняшнего занятия? - Что нового вы узнали, открыли для себя? - Что на уроке вам понравилось? Где вы испытывали затруднения? |
3 мин Слайд “Вопрос” |
||||||||||||||||||||||||||||
Заключительное слово учителя | Слайд “Спасибо...” |