Цели: пронаблюдать над склонением местоимений 3 лица единственного и множественного числа; формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами и буквы "н" у местоимений 3 лица после предлогов.
Оборудование: компьютер на рабочем месте учителя, проектор, экран, доска маркерная, карточки с индивидуальным заданием, презентация из 14 слайдов.
План урока:
- Мотивация к учебной деятельности
- Чистописание . Словарная работа
- Повторение. Работа с предложением
- Формулирование темы и целей урока
- Ознакомление с новыми знаниями
- Закрепление нового материала
- Рефлексия
- Домашнее задание
Ход и содержание урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие учителя в стихотворной форме:
Чтобы очень много знать, надо не лениться!
Чтоб пятёрки получать, надо потрудиться!
- Ребята, Вы готовы к получению новых знаний? Тогда в путь! Желаю Вам успехов!
II. 1. Чистописание
Он, она, оно, они.
- Что объединяет эти местоимения?
- Сегодня мы потренируемся правильно и красиво писать эти местоимения.
Учитель показывает на доске написание этих местоимений.
Дети прописывают после объяснения.
2. Словарная работа
Далее проводится словарная работа. Дети орфографически проговаривают слова вслух несколько раз, а затем пишут по памяти. Проверка по эталону.
III. Повторение. Работа с предложением
1. - Давайте проверим, как вы запомнили все то, что мы изучили о местоимении.
- Прочитайте предложение и скажите, о чём идёт речь? (О весне) Какие ещё приметы весны вам знакомы? Каким местоимением заменили слово весна? Какого оно лица и числа? Что ещё вы знаете о местоимениях 3 лица. Назовите местоимения 1,2 лица. На что они указывают? Вывод: Местоимения не называют предмет, а лишь указывают на него.
- Запишите предложение. Проверка по эталону. Найдите грамматическую основу. Сделайте схему предложения.
2. Найди лишнее в каждом ряду.
Я, она, они, оно.
Она? Оно, он, они.
Мной, мне, мил, меня.
Нос, нас, нож, нюх.
Перед, тебя, под, от.
IV. Формулирование темы и целей урока
- Когда вы были маленькими ,то рисовали солнышко. Что есть у солнышка? Каким местоимением заменим слово солнышко?
- Запишите предложение с новой строки: У него есть лучики.
- Какие возникли трудности при написании местоимения 3 лица ? (Не знаем, как пишутся местоимения 3 лица с предлогами). Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке ? Сформулируйте тему и цели нашего урока?
V. Открытие новых знаний
- Сегодня мы понаблюдаем за склонением личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа.
- Чем отличается первая таблица склонения местоимений 3 лица от второй? (В первой таблице склоняются местоимения без предлогов, а во второй с предлогами.)
- Чем различаются одни и те же местоимения без предлогов и с предлогами? (После предлогов у местоимений 3 лица пишется буква н)
Вывод: Мы понаблюдали за склонением местоимений 3 лица с предлогами и можем сформулировать правило.
Правило: после предлогов у местоимений 3 лица пишется буква "н".
- Сформулируйте тему урока. (Правописание местоимений 3 лица с предлогами.)
- Запишите тему урока в тетрадь.
VI. Закрепление нового материала
Детям выдаются карточки для работы в паре.
Задание 1.
Мама! Она ласковая и добрая. С нею всегда спокойно и легко. Спасибо ей за заботу и тепло.
Будь внимателен к маме, заботься о ней, береги ее. Пусть ей будет хорошо. Она заслужила это.
- Выпишите местоимения с предлогами и определите падеж.
Задание 2. Помоги исправить ошибки.
Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ими. Они дали Маше мяч. Вася и Петя были очень внимательны к девочке.
- Прочитайте. На какое правило сделаны ошибки? (Правописание местоимений 3 лица с предлогами.)
- Что нам говорит это правило?
- Как нужно правильно написать? (Дети устно исправляют все ошибки)
(текст исправленный)
- Вот исправленный нами текст. Запишите его и подчеркните букву н в местоимениях 3 лица с предлогами.
Физкультминутка
Работа с учебником.
1.Откройте учебники на странице 56 и прочитайте правило.(Ученик читает правило вслух, затем дети читают его про себя).
2. Упражнение 389 выполняется самостоятельно после объяснения учителя. Проверка.
Обобщение: Какое правило помогало вам выполнить это упражнение?
3. Творческое задание
- Придумайте и запишите 4,5 предложений о своем друге или подруге, используя местоимения 3 лица с предлогами.
Индивидуальное задание для слабых учащихся. (Раздается на карточках.)
- Спиши, ставя местоимения в нужную форму,
Коля и Петя рисовали. К (они) пришла девочка. (Она) зовут Наташа. У (она) не было красок. Они дали (она) краски. Ребята стали рисовать картину вместе. Картина у (они) вышла хорошая.
Проверка творческого задания. (Несколько учеников читают свои работы. Выделяются наиболее удачные).
4. Хитрые вопросы.
- Какое местоимение читается одинаково справа налево и слева направо? (оно)
- Какое местоимение превращается в союз если его прочесть справа налево? (он)
- Какое местоимение нужно добавить к какому местоимению, чтобы получились самые большие овощи? (Ты-к-вы)
VII. Рефлексия
- Что нового вы узнали на этом уроке? (У местоимений 3 лица после предлогов пишется буква н).
- Оцените свою работу на уроке.
Выставление отметок.
VIII. Домашнее задание.
Упражнение 388, страница 56.