В жизни каждого учителя бывают такие моменты: дверь вашего кабинета открывается, входит завуч и говорит: “У вас будет... открытый урок”. Вас захватывает широкий спектр чувств: страх, волнение, сомнение.... Но глаза боятся, а руки делают.
Приступаем к работе. Каким вы хотите видеть свой урок? Современным, актуальным, увлекательным, ярким, познавательным... Конечно да! Но, прежде всего это должен быть нескучный урок - урок-праздник! Такая форма обучения повышает уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формируют соответствующие навыки. В период подготовки к празднику выявляется, насколько эффективны другие (урочные, внеурочные) формы обучения укреплению здоровья и как высока степень усвоения материала.
Итак, праздник. А что такое праздник? Это день непохожий на другие: конкурсы, шутки, приятная музыка, поэзия, костюмы, веселая суета, украшения и прекрасное настроение. Это улыбки! Это подарки! Это хорошее настроение! Это счастливые воспоминания! Праздник украшает нашу жизнь, делает ее более светлой и яркой. Праздник объединяет людей, дарит им незабываемые мгновения радости и веселья.
Задача нелегкая. Какую же тему выбрать для такого урока? Ну, что ж, если ваш предмет – английский язык, и вы энергичны, неплохо поете и у вас есть опыт, то лучше этой темы не найти: “Америка: праздники, традиции, обычаи”.
Подготовить такой урок непросто. Предстоит решить сразу несколько сложных задач: найти материал, разучить с детьми песни и сообщения, создать слайд-шоу, провести конкурс рисунков с изображением праздничной символики, изготовить праздничные эмблемы, продумать костюмы, украшения, записать фонограмму для песен, поставить сценки...
Интегрированный урок позволит вам решить все эти задачи.
Я - учитель английского языка и интегрированные уроки являются неотъемлемой частью моей работы. Посмотрите, уважаемые коллеги, насколько это легко и просто, но какой они дают невероятный результат! Для этого привожу пример одного моего интегрированного урока английского языка с информатикой (ИКТ), историей, музыкой, ИЗО, технологией.
На уроках истории ребята знакомятся с историей возникновения американских праздников. Готовят сообщения и рефераты по этой теме. Так, например, они узнают о первых колонистах на американском континенте, которые пережили опасное морское путешествие, тяжкую голодную зиму 1620 года, а затем, осенью, устроили первый праздничный обед на День Благодарения, славя Создателя, позволившего им выжить и преодолеть все трудности.
Для того, чтобы каждый номер на уроке выглядел ярким и незабываемым, понадобятся костюмы и украшения. Все эти приятные мелочи помогут ребятам и гостям урока окунуться в атмосферу старинных традиций и обычаев. На уроках технологии девочки шьют длинные юбки, фартуки и белые чепцы. Мальчики изготавливают почтовый ящик для “валентинок”.
Почему я провожу интегрированные уроки иностранного языка с музыкой и ИЗО?
Во-первых, дети, по словам К.Д. Ушинского, “мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще...”.
Во-вторых, дети учатся видеть гармонию цветов и музыки, у них пробуждается любовь и интерес к красоте окружающей природы; внутреннего мира. Испытываемое от эстетических впечатлений и переживаний наслаждение развивается и вырастает в потребность видеть и создавать прекрасное.
Каждый праздник отличается своей символикой. Трудно представить Новый год без елки и Санта Клауса, Хелоуин без ярко-оранжевой тыквы и черного кота, день Святого Патрика без изумрудного трилистника, а день Святого Валентина без алых сердечек.
Рисунки с изображением этих символов, безусловно, украсят открытый урок. Можно провести конкурс рисунков ребят, изучающих английский язык в вашей школе. И вы убедитесь, с какими творческими детьми вы работаете.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование разных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
Проект урока
Образовательная область: иностранный язык
Предмет: английский язык
Тема: “Америка: праздники, традиции, обычаи” - урок-праздник
Тип урока: интегрированный.
Цель урока: Расширение сферы получаемой информации учащимися посредством реализации межпредметных связей.
Основные этапы урока:
- Сообщение темы, цели, задач урока, мотивации учебной деятельности.
- Создание игровой проблемной ситуации.
- Разрешение проблемы с использованием необходимого теоретического материала.
- Систематизация и обобщение полученных знаний (умений). Обсуждение полученных результатов.
- Подведение итогов.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Dear friends! We are happy to see you here. The children have prepared a very interesting show for you. Today we are going to speak about American traditions of celebrating of the most popular American holidays. What famous American holidays can you name?... And what holiday do American people celebrate on the first Monday in September?...Yes, you’re right! It’s Labor Day!
III. Основной этап урока.
День труда (Labor day). История праздника (сообщение) с демонстрацией слайдов. [7, с.18]
Для инсценировки вам понадобятся: рабочие рукавицы, молоток, каски, косынки, фартуки, малярные валики, разноцветные резиновые перчатки.
Канун дня Всех Святых (Halloween). Страшная сказка.
“What Do You Come For? ”... [7, с.25]
(Ведущий кричит и подбегает к ученику, который стоит ближе всех.)
Диалог “Creaks and bumps”. Ребята с большим удовольствием разыгрывают диалоги и ситуации. Они представляют себя актерами в театре, задача которых убедить слушателей в реальности происходящего на “сцене”. Для успешного представления диалога участникам нужно не только знать свою роль назубок, но и сыграть ее, используя язык жестов, интонации, тембра голоса....
– Hello.
– Is that Bob?
– Yeah.
– Hi, it’s Ruth.
– Hi, Ruth, you sound terrified. What’s happened?
– I’m alone in the house and I’m really scared!
– Why? What’s the matter?
– Promise me you won’t laugh. It’s really serious. I think there is a ghost in my house!
– What?!
– A ghost! Even now I can hear some strange noises upstairs.
– Why do you think it’s a ghost?
– I even know what kind of ghost it is. It’s a poltergeist!
– Poltergeist?! You mean a ghost that you cannot see, which moves furniture and throws things around?
– Exactly!
– Calm down, Ruth. Did you check what it was? Did you go upstairs?
– Are you crazy? I’m too afraid to go upstairs and face the poltergeist. Please, Bob, come quickly and help me!
– Remember, poltergeists are spiteful but they don’t kill people. I’ll be there in ten minutes. See you.
– See you!!!
Инсценировка песни “Witches’ brew” с демонстрацией слайдов. Традиционные песенки ко дню Хэлоуин знакомят ребят с миром британских сказок, персонажи которых – волшебники, тролли, привидения – обманывают и пугают людей, помогают лучше понять традиции народа изучаемого языка.
(При участии детей 4-го класса). Ребята стучат в дверь и входят со словами:
“Trick or treat, trick or treat! Give us something good to it! ”... [7, с.37]
Для инсценировки вам понадобятся: страшные маски, конфеты детям, костюмы.
История Дня Благодарения (Thanksgiving Day). (История праздника. Сообщение.) [1, с.328-329] [7, с.38]
Необычайно интересно наблюдать за детьми, накрывающими стол во время инсценировки. Как они помогают друг другу, смеются и пробуют блюда. Праздник объединяет людей в радости, воспитывает заботу друг о друге, побуждает к сотрудничеству.
Инсценировка песни “Happy Thanksgiving” с демонстрацией слайдов.
(Сервировка праздничного стола). Американский народ гордится своей историей. Он высоко ценит мужество первых поселенцев на новом американском континенте, которым пришлось вынести тяготы и лишения ради счастья будущих поколений. Этот сюжет поможет показать ребятам быт европейцев, живших в британских колониях. Костюмы и бутафория сделают это шоу более реалистичным.)
Звучит музыка... Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела... [7, с.39]
Для инсценировки вам понадобится: фартуки, белые чепцы, глиняные горшочки, картофель, тыква, яблоки, салфетки, глиняный кувшин, цветные подставки под горячее.
Рождество и Новый год (Christmas and New Year). Инсценировка песни “Twelve days of Christmas”. Готовясь к празднику, дети узнают о традициях песнопения рождественских гимнов. В больших и малых городах Америки дети и взрослые с удовольствием выступают на улицах в канун Рождества, радуя своими песнями соседей, друзей и гостей. В Америке сильны христианские традиции. Они несут добро и мир в души людей. Добрые, старинные гимны и песни помогают взрослым вспомнить детство. А ребятам они несут радость предвкушения подарков и чудес. [7, с. 64-65]
(В каждом последующем куплете повторяются все подарки в обратном порядке.)
Поздравление детей 4-х классов. Сценка “Снежки”.
Ребята заходят в класс и кричат: “Merry Christmas! Merry Christmas! ”. В руках у них бутафорские снежки. Они бросают “снежки” в гостей. Гости и ребята “играют в снежки”. Подобные сюжеты могут оживить любой урок. Ребята любят пошалить. Игры привносят непринужденность, живость и помогают отдохнуть и переключиться с одного вида деятельности на другой.
Исполнение песни “Jingle bells” с демонстрацией праздничного слайда.
Дети все вместе исполняют песню. Наряжают елочку. Включают гирлянду.
Традиции празднования бывают очень схожи в разных странах. Данные сюжеты это красочно иллюстрирует, напоминая обряд хоровода вокруг елочки в России. [3, с.166-167]
Рождество – это очень светлый и яркий праздник. Ребята смеются, шутят, хохочут! Эмоциональные состояния как ручейки питают психологический климат и психологическую атмосферу класса. В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад — преобладающее настроение отношения к сверстникам, удовлетворенность отношениями в коллективе.
Исполнение рождественского гимна “We wish you a Merry Christmas” с демонстрацией слайдов. Гимн исполняется вместе с гостями... [5, с.146] [7, с.56]
Для инсценировки вам понадобится: елка, игрушки, гирлянда, снежки из ваты, шапочки, шарфики, упряжь для “лошадки”, мишура.
Духовное воспитание детей является неотъемлемой частью всестороннего развития каждого ребенка. Христианские ценности – одно из величайших достояний человечества. Учителю требуется много такта и терпения чтобы объяснить ребятам такие сложные понятия как “добро”, “прощение”, “терпимость”, “толерантность”. Изучение традиционных христианских песен и гимнов при подготовке к празднику помогут вам решить эту трудную задачу.
There is a nice holiday in America in February. Can you name it? Certainly! It’s St. Valentine’s Day!
(В феврале в Америке есть милый праздник. Вы можете его назвать? Конечно! Это День Святого Валентина!)
День Святого Валентина (St.Valentine’s Day). История праздника (сообщение). Во многих городах России появилась традиция празднования Дня Влюбленных. Взрослые и дети стараются чем-то порадовать своих близких и знакомых, преподнести приятный сюрприз.
Этот очень милый и добрый обычай воспитывает чуткость и внимание к людям, которых мы любим...[7, с.76-78]
.Появляется большой “почтовый ящик”. В исполнении ребят 4-го класса звучит песня “Our classroom has a mailbox” с демонстрацией слайдов. Ребята с удовольствием готовят специальные открытки – “валентинки”, которые во время сюжета они бросают в “почтовый ящик”. После открытого мероприятия ящик открывают. Ребята читают пожелания, которые им написали одноклассники...[7, с. 90]
Маленькие дети прощаются с гостями: “Happy Valentine!”.
Старшие ребята исполняют песню “You are my sunshine”... [7, с.84]
Для инсценировки вам понадобится: мягкая игрушка, надувные сердечки, праздничные “валентинки”, почтовый ящик, шарики.
День Святого Патрика (St. Patrick s Day). Рассказ о Святом Патрике... [7, с.100-102]
Инсценировка песни “Molly Malone” с демонстрацией праздничных слайдов. Героиня песни дарит гостям трилистники с пожеланиями. Сюжет знакомит ребят с бытом простых ирландцев. Костюм торговки рыбой, корзинка с дарами моря, ирландская народная мелодия помогут детям погрузиться в такой далекий от нас мир.... [7, с. 107]
Для инсценировки вам понадобится: зеленые косынки, шляпки, зонтики, костюм для Molly Malone, магниты в форме рыбок и других морепродуктов, поднос.
День Смеха. (April Fools’ Day). Анекдот на тему школьной жизни. Все ребята любят пошутить. Веселые истории, анекдоты, розыгрыши показывают еще одну грань американских традиций. Они находят живой отклик у детей, помогают разрядить обстановку, развивают чувство юмора.
The teacher says: “Today we will review our tenses. Now, if I say “I’m beautiful” - what tense is that? ”
A student replies: “Obviously the past tense. ”
(Учитель говорит: “Сегодня мы повторим грамматические времена. Сейчас, если я скажу: “Я красива”, какое это время?”
Ученик отвечает: “Очевидно ... прошедшее время.”)
Инсценировка песни “I’m a nut” с демонстрацией праздничных слайдов. В этом сюжете ребятам пригодятся смешные ободки и головные уборы, громкие дудочки и забавные очки.... Цель – развеселить, рассмешить гостей. Такое выступление повысит настроение не только гостям урока, но и самим ребятам!... [7, с.113]
Для инсценировки вам понадобится: дудочки, смешные ободки на голову, забавные галстуки, костюм клоуна.
Пасха (Easter). Евангелие от Луки (отрывок, в котором говорится о Воскресении Христа). Есть такие даты в христианском календаре, которые всегда чтут и помнят в Америке. День Пасхи широко отмечают по всей стране. Традиции празднования в наших странах схожи. Семьи ходят в церковь, готовят праздничный обед, поздравляют родных и близких. Праздник несет добро, веру и надежду на лучшее.... [2, с.76-77] [7, с.123]
You know of course that people in America make pancakes on Easter. There is a very nice song about how people make them. Let’s sing and play!
Инсценировка песни “The pancake song” с демонстрацией слайдов. Ребята “пекут” бутафорские блинчики и кидают их зрителям, чтобы те ловили их. Тот, кому удается поймать “блин”, получает сладкий приз. Сюжет знакомит с национальным обычаем американцев.
Mix a pancake,
Stir a pancake,
Drop it in the pan.
Fry the pancake,
Toss the pancake,
Catch it if you can.
Для инсценировки вам понадобится: пасхальное полотенце, свеча, “библия”, половник, кастрюля, сковорода, бутафорские пасхальные яйца, блинчики из картона, фартук, косынка, прихватки, светлый шарф.
День Мам и День Пап. (Mother’s Day and Father’s Day).
Инсценировка песни “I’m a brand new daddy” с демонстрацией слайдов.
Слышится плач ребенка. Выходит “отец” с “малышом” на руках. “Папа” качает ребенка, стараясь его успокоить. Ребята поют колыбельную. Во время проигрыша дети пускают мыльные пузыри.
Такой добрый, трогательный сюжет, пронизанный любовью к близким, не может не взволновать ребят и гостей праздника. Родительская любовь, нежность и ласка согревает людей всех возрастов...[7, с.141]
Для инсценировки вам понадобится: мыльные пузыри, кукла Малыш, мягкая игрушка, шарики.
День независимости (Independence Day). История возникновения праздника (сообщение). [7, с.153]
23. Исполнение песни “The United States” с демонстрацией слайдов. Ребята обычно затрудняются запомнить названия американских штатов. Эта песенка поможет справиться с этим непростым заданием легко и непринужденно...[7, с.157]
Для инсценировки вам понадобится: политическая карта Америки.
IV. Подведение итогов урока. Dear friends! We thank you for your attention very much! We hope you liked our show. We wish you good luck! See you next time. Bye!
V. Организационный момент.
Литература.
- Верещагина, И.Н., Афанасьева, О.В., Английский язык. 4 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева.– 13-е изд. - M.: Просвещение. – 2010. – 448 с.
- Верещагина, И.Н., Афанасьева, О.В., Английский язык. 5 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / И.Н.Верещагина, О.В. Афанасьева.– 14-е изд. - M.: Просвещение. – 2010. – 330 с.
- Верещагина, И.Н., Афанасьева, О.В., Английский язык 6 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / И.Н.Верещагина, О.В. Афанасьева.– 12-е изд. - M.: Просвещение. – 2000. – 351 с.
- Верещагина, И.Н., Афанасьева, О.В., Английский язык. 7 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / И.Н.Верещагина, О.В. Афанасьева.– 10-е изд. - M.: Просвещение. – 2000. – 352 с.
- Верещагина И.Н., Притыкина, Т.А., Английский язык. 3 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка [Текст] / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина.– 15-е изд. - M.: Просвещение. – 2010. – 352 с.
- Инновационные процессы как механизм реализации образовательной инициативы “Наша новая школа”: сборник материалов VIII научно-практической конференции по целевой программе РИП [Текст]: под ред. Т.Б.Табардановой, В.Н.Вершинина. - Ульяновск: УлГТУ, УИПКПРО. – 2010. - 236 с.
- Kathleen Carroll, Marina Novikova, Go Round and Round. American Holidays: Traditions, Poems, Songs [Текст]: Учебное пособие для широкого круга изучающих английский язык/ Carroll Kathleen, Novikova Marina – 2-е изд. – СПб: “Химера”. – 1998. - 160 c. илл.