Урок изучения нового материала по теме «Первый признак параллельных прямых». 7-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

Образовательные

  • повторить определение параллельных прямых, смежных и вертикальных углов;
  • формировать понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов;
  • рассмотреть первый признак параллельности прямых и научить применять при решении задач;
  • познакомится с новым способом доказательства теорем: способ от противного;

Воспитательные

  • воспитывать познавательную потребность, интерес к предмету;
  • воспитывать аккуратность построений геометрических рисунков; культуру речи и культуру общения;

Развивающие

  • развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление;
  • развивать умение работать с компьютером и интерактивной доской.

Ход урока

I. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята, и все гости нашего урока. Слайд №2

- Этот урок я хочу начать словами:

“В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот достигнет ее сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по ее каменистым тропам” (Карл Маркс).

- Так вот, ребята, изучая геометрию, мы и будем карабкаться по ее каменистым тропам и очень надеюсь, что ближайшие 40 минут пройдут с пользой для всех.

II. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем приступить к открытию новых знаний, давайте повторим то, что нам для этого понадобится.

- Что вы знаете о взаимном расположении двух прямых на плоскости?

(Две прямые на плоскости могут пересекаться, т.е. иметь одну общую точку или они не пересекаются, т.е. не имеют общих точек)

Слайд № 3

- Рассмотрим рис.1. Как называются углы, полученные при пересечении прямых? (подробные вопросы про вертикальные и смежные углы)

- Рассмотрим рис.2. Что на нём изображено?

Две параллельные прямые
Не прикоснутся никогда
Друг к другу, как бы не хотели
Ни через год, ни через два.

Слайд №4

Слово параллельные произошло от греческого слова “параллелос”, что в переводе на русский язык означает “идущие рядом”.

- А теперь оглянемся вокруг, попробуем найти, ну прямые вряд ли, параллельные отрезки. (Учащиеся приводят примеры.)

Слайд №5

- Да действительно, параллельные прямые прочно закрепились в нашей жизни.

Слайд №6

А вы когда-нибудь обращали внимание на государственные флаги. Очень многие из них представляют полотнище состоящие или содержащие параллельные полосы – отрезки. Расположены горизонтально и вертикально.

Слайд №7

Ребята, а вы никогда не задумывались, что было бы в мире, если бы не было параллельных прямых, отрезков?

(Не могли бы двигаться трамваи, поезда, троллейбусы, машины сталкивались бы на дорогах, рушились бы здания). Наверное, можно сказать, что наступил бы всеобщий хаос.

Слайд №8

В начале XX века в живописи появилось новое течение, которое называлось “кубизм”. Это течение появилось как вызов стандартной красивости салонного искусства.

Слайд №9

Ярким представителем данного направления был художник Пабло Пикассо.

Слайд №10

Посмотрите на его картину “Мужская голова”. Слайд с картинкой. Весь рисунок состоит из прямых и пересекающихся линий. Создаётся впечатление, что в голове этого человека множество противоречивых мыслей, что весь он в сомнениях и терзаниях.

Просим назвать параллельные прямые

Слайд №11

Показ слайдов с оптические иллюзии

Ребята, можем ли мы, основываясь на нашем зрении утверждать, что прямые параллельны или не параллельны?

Ребята: Нет.

Учитель: Как же нам быть в таких ситуациях?

В этих случаях помогают нам доказать параллельность или не параллельность прямых признаки.

- Ребята, возьмите опорные конспекты и в них запишите число, классная работа и тему урока.

Слайд № 12

- Ой, ребята посмотрите компьютерные вирусы уничтожили некоторые буквы в слове. Помогите мне, какие буквы мы должны сюда написать!

III. Сообщение темы и целей урока.

Слайд №13

Так вот, ребята сегодня на уроке мы узнаем, как называются углы, образованные при пересечении двух прямых третьей, уметь их находить на рисунке, докажем признаки параллельности прямых и научимся применять их на практике.

IV. Объяснение нового материала.

(на уроке применяется опорный конспект (приложение), раздаётся каждому ученику на перемене)

Прежде чем изучать признаки, мы должны познакомиться с углами, которые образуются при пересечении двух прямых третьей прямой.

Слайд №14

Начертите в тетради две прямые a и b и прямую с, которая пересекает прямые a и b. Прямая с называется секущей. При этом образовалось несколько пар углов, часть из которых вам уже знакома.

Названия каких углов вы уже знаете?
Вертикальные углы.

Назовите, какие углы являются вертикальными.
1 и 3, 2 и 4, 5 и 7, 6 и 8

Каким свойством обладают вертикальные углы?
Они равны.
Какие ещё пары углов вы знаете?
Смежные.

Назовите их?
1 и 2, 2 и 3, 1 и 4, 4 и 3

Достаточно. Каким свойством обладают смежные углы?
Их сумма равна 180° .

Но на рисунке есть ещё пары неразвернутых углов, которые пока вы не знаете.

Запишите:

Слайд №15

Потренируемся на другом рисунке находить эти пары углов.

V. Физкультминутка.

Подняли обе руки параллельно вверх.
Вытянули обе руки параллельно вперёд.
Образовали руками развернутый угол.
Сколько градусов в развернутом угле? 180°.
Левую руку подняли вверх. Какой получился угол? 90°
Как расположены руки? Перпендикулярно.
Обе руки опустили вниз. Как они расположены? Параллельно.

Хорошо, продолжаем наш урок.

VI. Изучение признаков параллельности прямых.

1. Подготовительная работа (рисунок на доске)

Измерить накрест лежащие углы в двух случаях (параллельные и непараллельные прямые)

Измерьте расстояние между прямыми a и b слева и справа от секущей. Они равны?

(С помощью наводящих вопросов, ученики сами формулируют I признак)

Слайд №16 I признак. Если при пересечении двух прямых третьей, накрест лежащие углы равны, то такие прямые параллельны.

Слайд №17

VIII. Подведение итогов.

Вспомните названия углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей? Как называются углы первой группы? Второй? Третьей?

Слайд №22

IX. Рефлексия

Ребята, у каждого из вас на парте лежат три разноцветные многоугольника. Сейчас мы вместе с вами создадим картину, одновременно оценив урок. Прикрепите каждый к этому листу одну из фигур, учитывая своё отношение к уроку.

Вот и каждый из вас сегодня побыл в роли художника- авангардиста. Вы сегодня все вместе создали картину. А я придумала её название – “Вдохновение геометрией”.

Слайд №23

X. Домашнее задание.

П. 24-25

  • Выучить определение параллельных прямых;
  • Знать названия новых углов и уметь их находить на рисунке.
  • Выучить и уметь доказывать I признак параллельности прямых.
  • №186 c.58

Слайд №24

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.

До новых встреч!!!