Цель урока: понять связь музыки и литературы в оперном жанре.
Задачи:
- Выделить средства выразительности в музыке, придающие характерность литературным героям опер.
- Воспитание зрителя, слушателя и читателя с развитым художественным вкусом.
- Развитие восприятия, памяти, мышления, творческих и музыкальных способностей.
Наглядные средства обучения и ТСО: ноутбук, мультимедиа проектор, пианола, презентация, бюст А.С. Пушкина, портреты композиторов М.Глинки и Н.Римского-Корсакова, стенд с новыми терминами, названиями произведений, изученных на уроке, нотные и фонохрестоматии, видеофрагменты из опер.
Ход урока
1. Организационный момент. Вход под песню В.Захарченко “Песня о Краснодарском крае”
а) учитель приветствует детей песней “Музыкальный урок” муз. Тиличеевой, сообщает им тему урока, его цель.
У. - Ребята, сегодня наш урок будет посвящен теме “Музыка раскрывает особенности характера и настроения литературных героев”, мы совершим путешествие в оперные произведения. Цель нашего урока - понять связи музыки и литературы в оперном жанре.
2. Повторение
Музыкальная викторина. (слайд № 3) В путь отправятся только самые смелые и подготовленные, я хочу проверить вас. Внимание! Я говорю определение, вы называете слово
1. Музыкально-сценическое произведение, в котором мысли и чувства героев выражаются при помощи пения
ОПЕРА
2. В переводе с итальянского “книжечка”, литературный сценарий
ЛИБРЕТТО
3. Композитор, написавший оперы “Руслан и Людмила”, “Иван Сусанин”
ГЛИНКА
4. Камерное вокальное произведение, исполнявшееся под фортепиано или гитару
РОМАНС
У. - Молодцы! Все справились. Отправляемся в путь. Поведет нас по дороге опер знакомая вам мелодия одного очень известного романса. Послушайте ее, как она называется, о ком она сочинена, какие чувства героя мы слышим в музыке?(слайд № 4)
фрагмент темы романса “Жаворонок” М.И. Глинки”
(для желающих ознакомиться с историей романса на фото с нотами романса есть гипперссылка http://meta-music.ru/song/zhavoronok)
Д.- эта мелодия романса “Жаворонок”, написал его М.И. Глинка. Мы слышим в музыке трели жаворонка, его песню для любимой, ласку, нежность, музыка воздушная, легкая, напевная.
У. - Жаворонок поведет нас дорогой опер, если мы верно споем его мелодию. Каким звуком надо ее спеть, чтобы выразить чувство любви?
Д.- надо петь ласково, нежно, без нажима, легким звуком.
Исполнение 1 куплета романса “Жаворонок” М.И. Глинки
Вокально-хоровая работа:
- голосоведение
- ансамбль
У. - Полетим и мы вслед за жаворонком. (слайд № 5) Карта музыкального путешествия. Ребята, давайте послушаем в какую оперу он нас привел за собой. Кто это поет? (слайд № 6)
Аудиофрагмент “Колыбельной Волховы” из оперы – былины “Садко” Римского-Корсакова
Д.- это царевна Волхова.
У. - Посмотрим как идет эта сцена в оперном театре, послушаем колыбельную и скажем, какие чувства мы слышим в голосе девушки, что тронуло сердце холодной морской царевны, какая музыка на ощупь, покажем голосоведение рукой, что чувствует наша рука?
(видео переключается гипперссылкой, расположенной на картинке)
Д. – любовь, забота, ласка, слышны в ее голосе, музыка мягкая, голосоведение плавное.
У. - Каким звуком надо петь колыбельную, чтобы выразить чувство любви?
Д. - мягко, голосоведение плавное.
Исполнение 1 куплет “Колыбельной Волховы”
Вокально-хоровая работа
- унисон
- голосоведение
- ансамбль
У. - Скажите, могла ли появиться песня царевны Волховы, если бы исчезла литература, а сама опера, могла бы она существовать и радовать сердца слушателей? Правильно ли композитор описал в музыке чувства царевны?
Д.- без литературы не было бы либретто и не было бы песни, а без былины не было бы и самой оперы. Да, правильно, ведь Царевна полюбила Садко и стала похожа на земную девушку, ее мелодия напоминает народную песню.
фрагмент вступления к романсу “Жаворонок” М.И.Глинки” (слайд № 5)
У. - И мы опять следуем за нашим жаворонком, куда приведет он нас сейчас? Как название оперы? Я слышу чей- то разговор? Кто это? Каким цветом написана музыка? Интонации у героев разные или одинаковые?
видеофрагмент сцены Фарлафа и Наины из оперы М.И.Глинки “Руслан и Людмила” (слайд № 7-8)
Д.- это сцена из оперы “Руслан и Людмила”, горе-богатырь Фарлаф разговаривает с волшебницей Наиной, музыка темная, таинственная. Фарлаф трусит перед волшебницей, она же властвует над ним.
У. - В поэме А.С. Пушкина герои не поют, музыкальную жизнь им подарил М.И.Глинка. Скажите, верно ли определил музыкальные характеристики героев композитор?
Д.-верно, ведь если человек трус у него не может быть храброй интонации, его голос не будет дрожать, а зло всегда изображается жестким звуком, темными интонациями.
3. Изучение нового материала.
У. - Когда волшебница скрылась, то Фарлаф размечтался о счастье с Людмилой, он самодовольно ждал, предложенные ему богатство и славу, пусть даже ради этого умрет его друг Руслан. Мы послушаем Рондо Фарлафа. Рондо – музыкальное произведение, где постоянная главная тема чередуется с изменяющимися темами по кругу. Скажите какие чувства героя передает музыка, какой в ней темп, какие интонации, динамика? Скажите изменился ли Фарлаф после встречи с Наиной?
видеофрагмент Рондо Фарлафа из оперы “Руслан и Людмила” (слайд 9-10)
Д. – Фарлаф хвастун и негодяй, самодовольные интонации, темп очень быстрый, поет скороговоркой, звук громкий, ему не терпится завладеть Людмилой, а главное богатством, которое обещала ему волшебница.
У. - Мы с вами недавно слушали песню С.Прокофьева “Болтунья”, скажите, похожи ли интонации девочки Лиды и Фарлафа? (хвастливая болтливость), использование формы рондо.
фрагмент романса “Жаворонок” (слайд № 11)
4. Подведение итогов урока
1) Вывод.
У. - Наше путешествие подходит к концу, жаворонок привел нас домой. Скажите, мог ли Глинка написать свою оперу, если бы Пушкин не сочинил поэму “Руслан и Людмила”? Выражает ли музыка характер и настроение литературных героев, обогащает ли их образы?
Д.- если бы Пушкин не сочинил поэму, то композитор не смог бы по ней сочинить оперу, не было бы либретто. Музыка делает характеры литературных героев ярче, интереснее, она подчеркивает индивидуальность героев, выражает их мысли и чувства.
У. - Мы вернулись из путешествия домой, что для вас значит слово “ДОМ”?
Д.- наш дом - это наша семья, школа, станица Новорождественская, Краснодарский край, Россия.
У. - Предлагаю наш урок завершить песней, под которую вы входили в класс в начале урока. Это песня о Краснодарском крае В. Захарченко. С каким чувством мы будем ее исполнять?
Д.- светло, радостно, с гордостью, любовью к нашему краю.
исполнение “Песня о Краснодарском крае” В.Захарченко (слайд 12)
2) Выставление оценок
3) д/з рисунок к сценам из оперы “Руслан и Людмила”, учитывая интонацию в музыке(по выбору учащихся).